FAQ по автомобильным кондиционерам
FAQ по автомобильным кондиционерам.
Заправлять кондиционер необходимо в случае утечки фреона. Естественно, перед тем как заправлять систему, утечку надо устранить. Не доверяйтесь уличным и прочим расплодившимся «заправкам кондиционеров». Если из вашего кондиционера куда-то ушел газ, то, скорее всего, только заправкой вы не отделаетесь. Или же будете заправлять кондиционер все чаще и чаще. Сначала раз в месяц, потом раз в неделю: чудес не бывает!
Существует, конечно, естественная диффузия фреона, но она настолько мала и несущественна, что мы в расчет ее брать не будем. Само собой, речь не идет об авариях и о механических повреждениях кондиционера.
Взаимозаменяемы ли 134-ый и 12-ый фреон?
Фреон нужно заправлять только тот, который предназначен для вашей системы. Это наше твердое убеждение. Если вам заправят «чужой» фреон, то сразу ничего плохого вы не заметите. Последствия будут отдаленные и весьма печальные. Особенно страшно, если в вашу систему зальют дешевый заменитель 12-го фреона. По нашим агентурным сведениям, это становится в Москве прямо-таки модным. Мы, например, точно знаем, что этим грешит один крупный уважаемый автосервис в районе Северянинского моста. Рекомендуем также прочитать:
В машине климат, и сильно запотевают стекла.
Либо очень большая влажность в салоне, либо ушел фреон из системы. Иногда стекла запотевают из-за подтекающего радиатора печки. Проявляется этот дефект еще парением из воздуховодов при регулировке температуры с высокой на более низкую.
Надо ли включать кондиционер зимой?
Да, кондиционер зимой включать необходимо. Не для прохлады, разумеется, а для того, чтобы ваш кондиционер прослужил как можно дольше. Включая кондиционер, вы, образно говоря, «разгоняете» по системе застоявшееся в ее нижних точках масло. Не даете заржаветь прижимной пластине муфты компрессора. Включать кондиционер желательно хотя бы раз в месяц на несколько минут. Если будете делать это чаще — кондиционер только скажет вам «спасибо». Однако, часто бывает так, что на некоторых машинах в холодную погоду кондиционер не хочет включаться. Это может быть обусловлено несколькими причинами. Цепь включения автокондиционера может быть привязана на датчик забортной температуры, находящийся в районе переднего бампера. Если на улице ниже 5 градусов, то компрессор не включится. Кроме того, в морозную погоду давление фреона в системе может уменьшаться настолько, что его не хватает для срабатывания датчика низкого давления. В этом случае компрессор тоже не включится. Попробуйте отогреть машину в теплом помещении.
Как проверить, жив ли кондиционер зимой?
Необходимо протопить салон до предела в режиме самого горячего воздуха, затем как можно быстрее установить на (климате-автомате самую низкую температуру или Low) на обычной установке ручку в синюю зону и включить кнопку (если такая есть). Внимательно следя, как нагрузится мотор — следить за тахометром. Но еще лучше не полениться и посмотреть на муфту компрессора под капотом.
Можно ли включать кондиционер одновременно с печкой?
Можно и нужно. Как известно, автокондиционер очень быстро и эффективно осушает воздух. Пользуйтесь этим, чтобы бороться с запотеванием стекол автомобиля. Лучшего средства не существует. Кроме того, в сильную летнюю жару можно запросто схватить ангину, сев в машину и подставив себя под поток ледяного воздуха. Поэтому, если в вашей машине нет сложной системы климат-контроля, то можете смешивать холодный и теплый воздух самостоятельно.
Надо ли добавлять масло при заправке кондиционера?
Это не тот случай, про который говорят, что кашу маслом не испортишь. Главное — не перестараться. Если была снята и отремонтирована трубка — нужно добавить грамм 20-30 масла. А если снимался, к примеру, компрессор, может потребоваться и 250 грамм. Все зависит от конкретной системы и конкретного случая.
Можно ли как-то уберечь трубки моего кондиционера от коррозии?
Рано или поздно, коррозия доберется и до ваших трубок, и до конденсора. Покрывать их краской или мовилем (приходилось видеть и такое) не нужно. Все равно не поможет. Единственное, что можно посоветовать — заезжая на мойку просите мойщиков смыть с ваших радиаторов дорожную химию. Этим вы ненадолго оттянете печальный конец. И чаще мойте подкапотное пространство.
В пробках кондиционер перестает холодить, двигатель греется:
Следите за чистотой ваших радиаторов. Грязь и тополиный пух чаще всего набивается между радиатором кондиционера и основным радиатором. По-хорошему, как следует промыть оба радиатора можно только снимая их. Может не работать дополнительный вентилятор. Пользоваться кондиционером при таких симптомах не рекомендуется до устранения проблемы.
У моей машины раздается шум со стороны компрессора, что это может быть и чем это может грозить?
Вообще, существует лишь два вида неисправностей компрессора при которых он шумит. Может шуметь подшипник шкива компрессора кондиционера, при этом шум будет слышен во время работы двигателя независимо от того, включен кондиционер или нет. Грозит это вам тем, что в один прекрасный момент он просто заклинит и оборвет приводной ремень. Если этот ремень общий, то вы имеете все шансы никуда больше не уехать. Совсем другое дело, если при включении кондиционера раздается шум и грохот. Это означает, что компрессор находится на пороге расставания с жизнью и дальнейшая эксплуатация кондиционера не рекомендуется.
В противном случае, если он все же развалится, то расходы на восстановление работоспособности системы запросто могут перевалить за 1000 у.е. Ведь придется разбирать систему, мыть изнутри, менять масло, сам компрессор и ресивер-осушитель. Причем нередко бывает так, что стружка, срезанная с цилиндров компрессора, плотно забивается в ТРВ и его тоже приходится менять.
Не работает компрессор:
Все зависит от того, как он не работает. Если при включении компрессора нет никакого щелчка и муфта компрессора не входит в зацепление с ротором, то, скорее всего компрессор тут не причем. Чаще всего в системе просто нет газа, и включение компрессора блокировано датчиком давления. Реже встречаются электрические неисправности. Сгоревшая обмотка муфты, отгнивший контакт на датчике или на компрессоре, глюки климат-контроля. В любом случае, нужна диагностика. Если при выключенном кондиционере муфта шумит, греется и пахнет гарью, то у вас развалился подшипник муфты. В этом случае, если ремень на компрессор идет отдельно, его надо снять или, в крайнем случае, обрезать, далее можно и нужно ехать на сервис.
Если ремень на компрессор общий, то можно поставить короткий ремень, для такой же машины, как и ваша, только без кондиционера. Если такой вариант невозможен, надо тащить машину на веревке. Если при включении кондиционера из-под капота раздается страшный вой, то вероятны 2 причины. Или плохо натянут ремень, или ваш компрессор заклинило. Если компрессор заклинило, то из-под муфты идет дым и летят искры, а двигатель стремится заглохнуть. Если компрессор при работе издает посторонние звуки — причин может быть тоже несколько, но почти все они малоутешительные. Оговоримся сразу, что перебирать компрессор, словивший «клина», не имеет смысла. Это фактически труп. Может быть и так, что компрессор работает тихо, но не создает нужного давления. И снова нужна диагностика.
Кондиционер холодит слабо, воздух в салон еле дует.
Скорее всего, у вас забит фильтр очистки салонного воздуха. Его замена не сложна, сам он стоит порядка 20-30 условных единиц.
Можно ли поставить кондиционерный шланг на хомуты?
Увы, нельзя. К примеру, если поставите на напорную магистраль, то рванет так, что постовой примет вас за террориста. Обжимать шланги нужно с помощью специального приспособления и специальных металлических «стаканчиков». Сделать это можно и у нас.
Можно ли поставить кондиционерные фитинги на герметик и т.д?
Нет. Герметики, лента ФУМ, кожаные прокладки, льняная пакля с краской (мы и такое видали!), холодная сварка и прочие подручные методы здесь не прокатят.
Можно ли защитить трубки кондиционера от коррозии, покрыв их мовилем или другим защитным составом?
Большая часть трубок на заводах-производителях анодируется и или уже покрыта спец составами, которые должны защищать изделия от коррозии. Но весь фокус заключается в том, что труба не просто ржавеет, а составляет гальваническую пару с хомутом (которым она прижата к кузову) или с самим кузовом, либо с усилителем из другого металла (в случаях с конденсорами). Так что ответ однозначный — нет.
Уходит хладагент, диагностики в разных независимых местах ничего не дают. Под капотом ничего не звенит и не светится. Заправлять кондиционер приходится с интенсивностью раз в два месяца.
Скорее всего утечка в испарителе внутри салона. Ко всему прочему Вы дышите фреоном.
В каких случаях требуется замена ресивера-осушителя?
Замена ресивера осушителя требуется при механическом износе компрессора (масло становится не прозрачным, как должно быть, а приобретает цвет «черный металлик»), при длительной разгерметизации системы, ну и само собой, если ресивер-осушитель просто-напросто забит.
Как часто необходимо менять ресивер-осушитель?
Если кондиционер работал нормально, то можно его и не менять. Если машина старая, то замену ресивера неплохо приурочить к замене радиатора кондиционера. Стоят ресиверы в среднем тысячи полторы-две рублей.
Трубка кондиционера у меня развалилась на две части после удара. Что делать? Покупать новую?
Для начала надо приехать к нам. Мы восстанавливаем трубки практически из любого состояния, даже если они у вас превратились в нескольких кусочков. Важно, чтобы в живых остались лишь их фитинги (папы-мамы). Но даже в случае, если не осталось вообще ничего, мы, скорее всего, сможем ее изготовить за вполне умеренную сумму.
Радиатор кондиционера течет. Новый стоит очень дорого. Что делать?
Если мы даже не сможем заварить ваш радиатор в силу его плачевного состояния, отчаиваться не стоит. Всегда можно что-нибудь придумать. Если новый радиатор кондиционера именно на ваш автомобиль стоит необоснованно дорого, мы можем внедрить вместо него универсальный радиатор подходящего размера. Они всегда есть у нас в наличии.
Влияет ли работа кондиционера на мощность двигателя и расход топлива?
Какую часть мощности забирает включенный кондиционер?
Изготовители автомобилей периодически добавляют в комплектацию системы для повышения комфорта водителя и пассажиров. Например, кондиционер: его начали устанавливать даже в грузовики. А на легковых транспортных средствах применяют не только двухзонные, но и четырехзонные климатические установки. Однако за удобства приходится платить: такой потребитель забирает часть мощности силовой установки. По утверждению производителей, в цифрах это составляет около 5 л.с.
Почему кондиционер забирает мощность?
Отбор рабочей энергии происходит во время работы ДВС. Объясняется ситуация просто. Компрессор охладителя непосредственно связан с силовым агрегатом жестким приводом. В спящем режиме ничего не происходит, но стоит включить кондиционер, как нагрузка на мотор увеличивается.
Сейчас появляются более совершенные типы аппаратов для охлаждения салона машины. Некоторые модели вместо ременной связи оснащаются электрическим приводом. Такая модернизация позволила переключить питание на генератор. Однако возросшая нагрузка на электрику все равно приводит к падению мощности.
Особенно заметно снижение показателя при движении в гору. Машина бодро взлетает на холмы, но при работающем на максималке кондиционере еле-еле взбирается на возвышенность. Все это увеличивает нагрузку на мотор, выводя его преждевременно из строя.
Источник изображения: geometria.ru
Динамика
Включенный кондиционер отрицательно влияет и на динамику хода транспортного средства. Это доказано многочисленными тестами и подтверждено владельцами автомобилей. Для примера возьмем грузовой фургон Лада Ларгус с восьмиклапанным двигателем от Renault Logan под капотом и проведем разгонные замеры:
- сначала тест на пустую (без груза и включения климата) – разгон до 50-60 км/ч за 6,1 секунду, а до 100 км/ч за 15 секунд;
- потом с груженым багажником, что дает прибавку в 500 кг – 7,7 и 20 сек. соответственно;
- задействуем кондиционер на максимальной скорости — 8,8 и 23,8 сек. соответственно.
Автомобиль с работающей климатической установкой превращается в настоящего тихохода. Чтобы хоть как-то разгоняться в напряженном городском потоке, водителю приходится до упора вдавливать педаль газа, предельно повышая обороты силового агрегата. А на трассе езда возможна только в общей полосе с фурами. Ни о каких обгонах в этом случае и речи нет.
Расход топлива
Безусловно, с включенным климатом машина потребляет больше горючего. Расход возрастает на 0,5-0,8 литра на каждые 100 км. Да, это небольшой показатель, но если кондиционер работает постоянно, в итоге это приводит к ощутимому перерасходу. И это неудивительно: ведь механическое потребление установки составляет 2-6 кВт (в зависимости от требований к охлаждению салона и выставленных настроек).
Интересный тест по определению точного потребления горючего автомобилем с кониционером провела немецкая организация ADAC. Для примера взяли Шкоду Октавию с 1,6-литровым мотором. Испытание проводилось в различных температурных режимах. Были использованы несколько модификаций, оборудованных ручной, полуавтоматической и автоматической климатическими установками.
Источник избражения: img.drive.ru
Результат таков: при наружной температуре воздуха в +25°C и включенным на 22 градуса кондиционером автомобиль расходовал на 100 км пути:
- в ручном режиме – лишние 0,43 литра;
- в полуавтоматическом – больше на 490 граммов;
- в автоматическом – больше на 0,36 литра горючего.
Однако еще хуже обстоят дела, если для поступления холодного воздуха извне открывать окна машины. В этом случае расход увеличивается еще больше, особенно на скорости 80-100 км/ч. Причина этого – подъем ветровой турбулентности и аэродинамического сопротивления.
Как правильно пользоваться кондиционером
Климатическая система автомобиля технически достаточно сложна. Она нуждается в регулярном уходе и обслуживании. Правила ее эксплуатации просты, но многие водители их игнорируют, а зря. Ниже приведены несколько полезных советов.
1. Не включайте кондиционер сразу после запуска двигателя, особенно если машина стояла на солнце. Сначала проветрите салон, опустив стекла на 10-15 минут. После этого запустите аппарат охлаждения на первую скорость, установив температурный индикатор в среднее положение. Затем – на вторую скорость, повернув тумблер градуса уже на полную мощь.
2. Не охлаждайте салон, когда машина стоит или движется на малой скорости. В этих случаях достаточно открыть окна. При 25 градусов Цельсия и выше кондиционеру легче создавать комфортную температуру на большой скорости.
Источник изображения: zen.yandex.com
3. Устанавливайте корректный режим охлаждения. Длительная езда с кондиционером, работающим на полную мощь, не только отрицательно скажется на здоровье человека. Это повысит нагрузку на компрессор, что априори повлияет на снижение технических характеристик автомобиля в целом.
4. Выдерживайте оптимальный микроклимат в салоне. По утверждениям медиков температура внутри автомобиля должна быть в пределах 20-22°C. Поэтому важно постоянно следить за цифрами, а если устройство механическое – стараться всегда держать указатель на средних значениях, а обдув направлять в ноги.
5. Правильно включайте быстрое охлаждение. Если нужно обеспечить подачу холодного воздуха как можно скорее, задействуйте режим внутренней циркуляции. Это позволит образовать замкнутое пространство и ограничить доступ теплоты снаружи.
6. Следите за направлением холодного воздуха. Дефлекторы не зря оснащены шторками. С их помощью можно регулировать поток и его интенсивность, чтобы охлаждение равномерно распределялось внутри салона.
Приведенные рекомендации подойдут для механических систем кондиционирования. Автоматические климаты обучены самостоятельно настраивать все параметры.
Кондиционер однозначно влияет на падение мощности, динамики и расхода. Поэтому лучше включать его только в самую сильную жару, когда другим способом охладить салон машины невозможно.
Проверка кондиционера в автомобиле
Почему-то многие автовладельцы считают, что кондиционер – это вечное и прочное оборудование, которое может десятилетиями работать без поломок и какого-либо обслуживания. Аналогии проводятся с безотказными советскими холодильниками, хотя этот подход в корне неправильный. Автомобильный кондиционер представляет собой достаточно сложную систему, а условия, в которых ему приходится работать, весьма тяжелые. Именно поэтому на старых машинах они выходят из строя, а, чтобы это предотвратить, требуется регулярная проверка кондиционера в автомобиле.
В российском климате автомобили эксплуатируют при сильных перепадах температур. Зачастую они используются в местах с влажным и загрязненным воздухом. Все это увеличивает вероятность выхода из строя некоторых деталей. Ниже Вы сможете прочитать о том, какие неисправности можно обнаружить после диагностики, а также как их устранить.
Как устроен кондиционер
Перед тем, как выяснить причину, почему не включается компрессор автокондиционера, следует разобраться в устройстве всей системы в целом. Основной задачей кондиционера является охлаждение воздуха, который поступает в салон с улицы. Особую пользу кондиционер приносит в жаркие летние дни, когда даже с открытыми окнами машина практически не охлаждается.
При включении кондиционера запускается компрессор. Он сжимает специальный охлаждающий химический газ (фреон; его также используют в холодильниках) и перенаправляет его в конденсор. Следует отметить, что, когда компрессор не работает, фреон свободно перемещается по всей системе без какой-либо пользы. В конденсоре фреон охлаждается настолько, что приобретает жидкую форму.
Данная жидкость передается в специальный ресивер-осушитель, и терморегулирующий вентиль, который уменьшает давление жидкости и делает ее еще более холодной. Затем путь лежит в испаритель, откуда фреон снова попадает в компрессор и отправляется на следующий круг. Такая циркуляция происходит все время, пока кондиционер включен. За счет низкой температуры в системе и высокого давления, в салон машины поступает холодный воздух.
Безусловно, вся система должна быть герметична, чтобы она не пропускала фреон. Это приведет к поломке ряда компонентов. К слову, утечки в системе – самая частая причина обращения к нам. Да и в целом, кондиционер состоит из множества деталей, которые подвергаются достаточно сильной нагрузке, поэтому называть его «простым устройством» нельзя. Чтобы удостовериться в том, что все работает исправно, необходима периодическая проверка и заправка кондиционера в машине, если в системе недостаточно фреона или масла. Ведь эти две составляющие являются основополагающими для работы кондиционирования.
Проверка кондиционера в машине – когда и зачем ее нужно делать
Тем не менее, обычно клиенты говорят, что им нужна проверка кондиционера лишь тогда, когда у них появляются особые сигналы, описанные ниже. Следует отметить, что при своевременном обслуживании, их можно было бы избежать.
- Шумная работа кондиционера. При этом, его эффективность пониженная – салон не охлаждается настолько сильно, насколько требуется. Обычно виной этому является конденсор. Дело в том, что часто на нем скапливается много грязи и соли, которая попадает с дороги. Затем на нем могут появляться небольшие дыры или даже трещины, которые ведут к разгерметизации. Если это случилось, то из конденсора будет капать масло с фреоном, и эти следы можно с легкостью обнаружить.
- Неприятный запах. Когда из дефлекторов
идет воздух с неприятным запахом, а сама система работает неэффективно, то, вероятнее всего, у испарителя возникли неполадки. Впрочем, это может быть также вызвано разгерметизацией в других узлах, поэтому в таком случае нужна проверка кондиционера, причем как можно быстрее.
- Непостоянная работа кондиционера. Например, невозможно включить эту функцию, или иногда может часто включаться компрессор без необходимости. Первая проблема обычно вызвана неполадками с муфтой кондиционера. Самое простое, что может с ней случиться – проблема с электрикой. Например, перегорает предохранитель или в некоторых местах пропадает контакт. Современные автомобили способны распознавать такие неисправности и с целью предосторожности не включать кондиционер. Во втором случае, когда часто включается компрессор кондиционера в автомобиле, неисправность может заключаться в самой этой детали. Замена компрессора будет стоить достаточно дорого, однако в нашем сервисе специалисты постараются его отремонтировать. Кроме того, такая проблема может быть вызвана излишней нагрузкой, например, когда в системе недостаточно фреона.
Проверка автокондиционера – описание работ
Тем более, стоимость диагностики невысокая, и много времени эта процедура не отнимет.
Она состоит из следующих этапов:
- Тщательный внешний осмотр всех деталей. Так, мастера могут обнаружить механические повреждения, а также следы утечки различных жидкостей. Впрочем, фреон может находиться в газообразном состоянии, а щели могут быть настолько маленькими, что их невозможно увидеть. Именно поэтому наши специалисты пользуются специальным прибором, который определяет содержание фреона в воздухе. Если где-то этот показатель достаточно высокий, значит там нужно искать источник разгерметизации.
- Также требуется проверить
состояние самого фреона. Во многих автомобилях имеются специальные окошки, в которых виден его уровень и состояние. В нормальном состоянии фреон является однородным и прозрачным. Если же жидкость приняла белый цвет и наполнилась пузырьками, то это значит, что ее уровень недостаточен для работы кондиционера. В таком случае наши специалисты сразу дольют необходимое количество хладагента.
- Затем производится проверка компрессора кондиционера автомобиля, а также других компонентов. Специалисты сервиса подают на него различную нагрузку и проверяют, насколько эффективно он работает. Вместе с этим осуществляется проверка датчиков, вентиляторов и электромуфты. Они также замеряют температуру воздуха на выходе из дефлекторов. После этого сотрудники готовы сделать вывод, в каком узле имеются неисправности.
Как видите, проверка и заправка кондиционера – достаточно комплексный процесс, который включает в себя работу с большим количеством узлов. Впрочем, у специалистов на это уходит не много времени, а стоимость для владельца автомобиля совсем невелика, поэтому если у Вас есть подозрения на неправильную работу кондиционера, то нужно как можно скорее обращаться в сервис, пока ситуация не усугубилась.
Как работает автомобильный кондиционер?
Благоприятный климат в автомобиле влияет на самочувствие водителя, его концентрацию на управлении ТС. Зимой и в условиях повышенной влажности кондиционер сушит воздух в салоне, препятствуя запотеванию стекол. Давайте изучим принцип работы и устройство автомобильного кондиционера. Рассмотрим частые неисправности и их признаки.
Как генерируется прохлада в салоне?
Принцип действия кондиционера использует свойство газов поглощать тепло при изменении агрегатного состояния. Проще всего действие физических законов будет объяснить на примере воды. При температуре 100°С вода начинает кипеть и с увеличением теплового воздействия температура воды не возрастет, так как избыток тепла отводится в виде пара. В автомобильных системах кондиционирования используется газ с низкой точкой кипения (-26,5°С для R134а). При такой температуре газ закипает, поглощая тепло расположенных вблизи элементов. В автомобиле этим элементом является испаритель, который при закипании в нем газа охлаждается, поглощая тепло проходящего через него воздушного потока.
В автомобильных установках до середины 1990-х в качестве хладагента использовался газ R132. Из-за сильного негативного влияния на озоновый слой планеты, на законодательном уровне R132 был заменен на R134а. Такой тип хладагента используется на большинстве современных авто, но и он постепенно вытесняется еще более безопасным для экологии R1234yf.
Схематическое устройство
На схеме изображено устройство простейшего автомобильного кондиционера, который включает в себя:
- компрессор. Необходим для создания давления фреона в системе, благодаря которому газ нагревается, преодолевая точку кипения;
- конденсатор. Охлаждает сжатый фреон для поддержания его температурного баланса;
- осушитель. Размещенный внутри осушителя силикагель поглощает влагу, препятствуя корродированию металлических элементов системы;
- расширительный клапан либо терморегулирующий вентиль (ТРВ). Дозирует количество газа, проходящее из контура высокого давления к испарителю;
- испаритель. Расположен непосредственно после вентилятора отопителя салона. В нем газ выкипает, поглощая тепло стенок испарителя.
Во всех современных системах присутствует датчик высокого и низкого давления (очень часто совмещен в одном корпусе).
Принцип действия автокондиционера
Чтобы понять принцип работы автомобильного кондиционера, рассмотрим очередность изменения агрегатного состояния хладагента.
- Фреон из контура низкого давления в газообразном состоянии засасывается компрессором.
- Внутри компрессора хладагент сжимается, вследствие чего повышается его температура – газ переходит в жидкую фазу.
- Разогретый от сжатия фреон через контур высокого давления направляется к конденсатору. Конденсер предназначен для рассеивания избыточного тепла от хладагента. Охлаждение сжимаемого фреона препятствует образованию избыточного давления.
- Охлажденный фреон в жидкой фазе направляется к осушителю. После прохождения через резервуар с влагопоглощающим наполнителем (силикагель) из фреона удаляется влага. Также в осушителе расположен фильтрующий элемент, улавливающий продукты износа компрессора (стружку, тефлон) и прочий сор, циркулирующий в магистрали.
- Очищенный фреон под высоким давлением и с высокой температурой подводится к дросселю или расширительному клапану (зависит от типа конструкции).
- Проходя через дроссель/расширительный клапан, газ попадает в испаритель. Из-за резкого снижения давления в системе газ возвращается в состояние термодинамического равновесия и испаряется. Иными словами, после принудительного сжатия и повышения вследствие этого температуры, мы позволили ему испариться. Поскольку точка кипения фреона R134a -26,5°С, при испарении газ активно поглощает тепло при контакте со стенками испарителя.
- Нагнетаемый вентилятором отопителя воздух проходит через охлажденный испаритель.
Из описания принципа работы видно: все виды кондиционеров автомобилей не генерирует холод, а лишь поглощает тепло воздушного потока от вентилятора печки.
Устройство компрессора кондиционера
По внутреннему устройству различают несколько типов компрессоров:
- поршневые. Чаще всего встречаются аксиально-поршневые нагнетатели с вращающимся наклонным диском. Качающаяся шайба на оси компрессора двигает поршни, нагнетающие газообразный хладагент из зоны низкого давления в магистраль высокого давления;
- вихревые (спиральные) нагнетатели. Используются преимущество в системах, где нужно охлаждать салон большого объема (к примеру, автобусные);
- роторно-лопастные.
Немаловажно и различие компрессоров по способу регулировки нагрузки. До сих пор на большинстве автомобилей установлены компрессоры с электромагнитной муфтой, которая при срабатывании замыкает шкив и ось компрессора. В такой системе сервисный ремень двигателя постоянно вращает шкив, посаженный на вал компрессора через подшипник. Муфта при этом жестко соединена с валом и при подаче напряжения на обмотку муфты возникает явление электромагнитной индукции, заставляющее подпружиненный диск со ступицей прижаться к шкиву. Сила трения заставляет их вращаться вместе.
На более современных системах применяется комбинированный способ регулировки нагрузки. Помимо электромагнитной муфты, в конструкцию компрессора включен клапан, регулирующий количество хладагента, засасываемого нагнетателем.
Чем отличается кондиционер от климат-контроля в автомобиле?
Главное отличие климат-контроля в автоматическом управлении температурой поступающего в салон воздуха. Если в автомобиле отсутствует климат-контроль, водитель вручную выбирает температуру приточного воздуха, скорость вращения вентилятора и направление обдува.
В системе с климат-контролем в салоне установлены ряд дополнительных датчиков, которые измеряют фактическую температуру в салоне. Сигналы с датчиков посылаются в блок управления климат-контролем. ЭБУ постоянно сравнивает фактическую и желаемую водителем температуру в салоне и для выравнивания параметров блок управляет скоростью вращения вентилятора отопителя, компрессором кондиционера, сервоприводами заслонок воздушных потоков.
Видео:Устройство, принцип работы и ремонт автокондиционера по технологии производителя.
Основные неисправности кондиционера и их признаки
- Утечка хладагента. Фреон характеризуется высокой летучестью, а поэтому постепенно выветривается из системы при малейшей утечке. Даже на герметичной системе кондиционер нуждается в перезаправке каждые 3-5 лет. Чаще всего утечка возникает при повреждении сот конденсатора, от естественной потери эластичности резиновых уплотнений (колечки на трубках, обжимка шлангов, сальник вала компрессора).
- Обрыв муфты включения конденсатора. Нормальное сопротивление исправной обмотки – 4-6 Ом.
- Неисправность проводки, реле кондиционера. Чаще всего встречается банальное перегорание предохранителя и образование окислов на контактах.
- Засорение конденсатора. Главный признак неисправности – низкая производительность компрессора, повышенное давление в контуре высокого давления.
- Неисправность выключателя по высокому/низкому давлению в системе. Во всех современных системах применяется комбинированный датчик давления. Благодаря ШИМ-сигналу блок управления постоянно отслеживает фактическое давление в системе.
- Засорение испарителя. Через забитый испаритель в салон попадает меньший объем воздуха. Естественно, холодом из дефлекторов дуть кондиционер не будет.
- Залипание терморегулирующего вентиля.
- Выход из строя комперссора. Случается по причине естественного износа либо работы без масла.
Часто компрессор не включается после долгого простоя. Поэтом, если вы задаетесь вопросом, можно ли включать кондиционер в машине зимой, ответ однозначно утвердительный. Периодическое включение позволяет разогнать масло по системе, смазать элементы компрессора. Общеизвестен факт, что кондиционер сушит воздух, а поэтому зимой помогает избежать запотевания стекол.