5. 2. Подготовка плуга к работе
5.2. Подготовка плуга к работе
В систему мероприятий по подготовке плуга к работе входят:
проверка правильности сборки и технического состояния плуга;
расстановка рабочих органов на плуге;
подготовка трактора и соединение его с плугом;
настройка агрегата на заданные условия пахоты.
Качество сборки рабочих органов плуга проводят по следующим показателям:
полевая доска и полевая поверхность стойки корпуса должны лежать в одной вертикальной плоскости;
полевые доски всех корпусов плуга должны быть параллельны друг другу. Их устанавливают под небольшим углом (2…3°) к горизонту и к стенке борозды;
полевые доски непригодны к работе при толщине менее 5 мм и ширине 30…40 мм;
полевые обрезы лемеха и отвала должны также находиться в одной вертикальной плоскости и могут выступать за поверхность стойки на 5. 8 мм. Отклонение верхней точки полевого обреза отвала от вертикальной плоскости допускается в сторону пашни не более 10 мм;
задний конец полевой доски и носок трапецеидального лемеха должны лежать в одной плоскости. Отклонение заднего конца полевой доски в сторону борозды допускается не более чем на 5 мм;
лезвие лемеха должно быть горизонтальным, у долотообразных лемехов носок располагается на 10 мм ниже пятки лемеха и заднего конца полевой доски и выступает в сторону поля на 5 мм. Лезвие лемеха должно быть острым (толщина лезвия не более 1 мм);
стык лемеха с отвалом должен быть плотным и плавным, зазор между ними не более 1 мм. Превышение отвала над лемехом не допускается, а превышение лемеха над отвалом допускается не более 2 мм;
при износе лемеха до ширины его менее 90. 95 мм, его выбраковывают;
лемех и отвал должны плотно прилегать к стойке в местах их крепления болтами. Головки болтов должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Допускается утопание болтов до 1 мм;
грудь и крыло отвала выбраковывают при сквозном протирании рабочей поверхности, а грудь – также при износе по полевому обрезу до выступления башмака;
требования к рабочей поверхности предплужника те же, что и для поверхности корпуса плуга;
диск ножа должен свободно вращаться на оси. Толщина лезвия диска не должна превышать 0,5 мм; на режущей кромке не должно быть заусенцев и выщербленных мест, радиальное биение не более 6 мм;
свободный ход вилки на стойке ножа следует отрегулировать корончатой шайбой так, чтобы нож мог отклоняться вправо и влево по ходу плуга на 10…15° при встрече с препятствием;
почвоуглубительные лапы устанавливают так, чтобы нижняя плоскость лезвия лап была параллельна горизонту. Толщина лезвия лапы должна быть не более 1 мм.
После проверки рабочих органов плуг устанавливают на ровной площадке так, чтобы корпуса касались лемехами поверхности площадки, а рама плуга была горизонтальной. Трапецеидальные лемеха должны соприкасаться с площадкой по всей длине лезвия, а долотообразные только носками, причем пятки лемехов должны быть над площадкой на 10 мм.
Носки лемехов и их пятки должны лежать на двух параллельных прямых. В полевых условиях это проверяют натягиванием шпагата (рис. 11, а), отклонение допускается не более 5 мм.
Установка предплужника и ножа на раме плуга проводится следующим образом. При обработке старопахотных почв предплужники устанавливаются перед каждым корпусом, а нож – перед последним корпусом. При вспашке задернелых почв нож, как и предплужники, устанавливается перед каждым корпусом для снижения сопротивлений плуга (резать задернелый пласт ножом легче, чем рвать его полевым обрезом предплужника и корпуса).
По высоте предплужник должен быть зафиксирован в бобышках державки так, чтобы он заглублялся в почву не более чем на 16 см. Для этого лезвие лемеха предплужника должно быть выше лезвия лемеха основного корпуса на расстояние равное глубине вспашки минус 10. 12 см. Например, при глубине вспашки 25 см расстояние от площадки до лезвия предплужника составит: 25-(10. 12)=13. 15см.
По высоте предплужники установить в зависимости от глубины вспашки основных корпусов:
Глубина вспашки, см
Номер отверстия фиксации стойки, считая сверху
Рис. 11. Проверка расположения корпусов (а) и схема установки предплужника и ножа на раме плуга (б)
Для свободного прохождения почвы между стойками предплужника и основного корпуса расстояние от носка лемеха корпуса до носка лемеха предплужника по ходу плуга должно равняться у прицепных плугов 30…35 см, у навесных 25…30 см (рис. 11, б).
Полевой обрез предплужника должен выступать в сторону непаханного поля на 10…15 мм.
Дисковый нож должен быть установлен так, чтобы центр диска находился над носком предплужника, а его плоскость в сторону поля от полевого обреза основного корпуса на 1. 3 см, а от края предплужника на 1 см. Нижняя точка лезвия диска должна быть на 2. 3 см ниже лезвия лемеха предплужника.
Соединяют плуг с трактором и регулируют его на заданную глубину вспашки.
Для трактора ДТ-75:
— опустить нижние тяги механизма навески трактора и перевести рукоятку распределителя в положение «Плавающее»;
— подать трактор к плугу, установленному на контрольной площадке, чтобы оси отверстий шаровых втулок нижних продольных тяг совпали с осями пальцев навески плуга. Совпадения осей при их отклонении добиться изменением длины телескопических тяг навески трактора или поворотом винта опорного колеса плуга.
— надеть шарниры тяг на пальцы навески плуга и зафиксировать их чеками. Если длина тяг изменялась, подать трактор назад до совпадения отверстий в телескопическом устройстве тяг и вставить в них фиксирующие пальцы.
— отверстие шарового шарнира центральной тяги трактора совместить с отверстиями раскоса навески плуга, соединить пальцем и застопорить чекой.
— перевести плуг в транспортное положение и, равномерно регулируя ограничительные цепи, добиться, что бы боковые перемещения задних концов нижних тяг навески трактора не превышали: для транспортного положения ±20 мм, для рабочего положения — ±120 мм.
— отрегулировать длину центральной тяги так, чтобы транспортный просвет под первым корпусом был не менее 0,25 м.
Тракторы МТЗ-80/82 имеют замок автосцепки. Для соединения с плугом необходимо:
— увеличить до предела длину ограничительных цепей навески трактора и гидравликой опустить ее вниз;
— подать трактор к плугу, установленному на контрольной площадке, чтобы совпали оси симметрии рамки сцепки и замка на плуге;
— поднять навеску до автоматической фиксации рамки сцепки в замке.
Установка плуга на заданную глубину вспашки
Под гусеницы или колеса трактора положить подкладки, толщина которых на 2. 3 см меньше заданной глубины вспашки. При этом, имея в виду, что тракторы типа «Беларусь» и Т-150К (последние только при работе в определенных условиях — мягкие, сыпучие и с высокой влажностью почвы) правыми колесами идут по борозде, подкладки следует устанавливать только под их левые колеса. Такой же толщины подкладки установить и под опорное колесо плуга.
Винтовым механизмом опорного колеса опустить плуг до касания корпусов с поверхностью площадки.
Правым раскосом и центральной тягой механизма навески трактора выровнять плуг, чтобы его лемеха всей поверхностью касались площадки.
Отметить длину правого раскоса, центральной тяги и положение стойки опорного колеса (на стойке для ориентировки нанесены метки).
Механизмом навески трактора устанавливают раму плуга параллельно поверхности поля. Перекос рамы в продольной и поперечной плоскостях приводит к неравномерному заглублению корпусов плуга. При наклоне рамы вперед передние корпуса пашут глубже, а задние — мельче. Если рама наклонена назад, плуг выглубляется. Продольный перекос рамы устраняют изменением длины центральной тяги навески трактора.
При перекосе рамы плуга вправо первый корпус пашет глубже, чем задние корпуса. Если рама наклонена влево, передний корпус пашет мельче заднего. Поперечный перекос рамы устраняют изменением длины правого раскоса, а иногда и обоих раскосов механизма навески трактора.
На первых проходах пахотного агрегата проверяют и корректируют глубину вспашки и ширину захвата плуга, а также устраняют возможные перекосы рамы плуга.
Устойчивость хода плуга
Для устойчивого хода плуга в борозде необходимо присоединить плуг к трактору так, чтобы линия О1О2 (см. рис. 12, а) действия силы тяги пересекала след О2 центра тяжести плуга и шарнир Ш крепления нижних продольных тяг к трактору. Следом центра тяжести (СЦТ) называют точку пересечения с горизонтальной площадкой перпендикуляра, опущенного из центра тяжести плуга. СЦТ находится посередине прямой линии, соединяющей носки первого и последнего корпусов.
Рис. 12. Схема положения подвески плуга и навески трактора при агрегатировании: а — определение смещения навески относительно оси трактора; б — установка кронштейнов на поперечной балке рамы; в — положение штока догружателя; 1 — кронштейн подвески плуга; 2 — поперечная балка рамы плуга; 3 — кронштейн крепления штока догружателя; 4 — длинная втулка; 5 — короткая втулка; 6 — шток догружателя; 7 — болт
Для правильного агрегатирования навесных и полунавесных плугов проводят прямую линию от точки О1 (след центра тяжести трактора) до точки О2 и находят необходимое смещение А навески на тракторе и расстояние Б от оси подвески плуга до бороздного обреза лемеха переднего корпуса.
Установочные размеры А и Б зависят от числа корпусов.
Полевые регулировки агрегата
Пахотные агрегаты окончательно регулируют при въезде агрегата в ранее подготовленную борозду во время первого и второго проходов в зависимости от состояния почвы: влажности, плотности и т. д. Плуги регулируют на равномерность глубины вспашки: навесные четырех- пятикорпусные в продольной плоскости – изменением длины верхней тяги механизма навески трактора, в поперечной плоскости – изменением длины раскосов механизма навески; восьмикорпусные – изменением положения по высоте переднего и заднего опорных колес; полунавесные шестикорпусные – вращением упорного болта механизма заднего колеса и изменением длины раскосов навески трактора.
Глубину вспашки регулируют винтовым механизмом опорного колеса.
Плуги регулируют и проверяют на той передаче трактора, на которой будет вестись вспашка. Регулировку предплужника производят при забивании плуга почвой и плохой заделке пожнивных остатков.
Предплужник может забиваться вследствие сгруживания верхнего слоя почвы с пожнивными остатками при малой глубине хода. В этом случае его устанавливают на большую глубину хода.
Плохая заделка пожнивных остатков может возникнуть вследствие чрезмерного выноса предплужников вперед и при большой глубине их хода.
Изменение положения предплужников на раме плуга должно сопровождаться изменением положения дискового ножа. Стенка открытой борозды должна быть ровной, прямолинейной, вертикальной, а дно борозды чистым. Недостаточный вынос дискового ножа влево сопровождается неустойчивым ходом заднего корпуса по глубине и вертикальным колебаниям рамы.
Методическая разработка на тему: "Подготовка к работе плуга ПЛН- 4-35"
методическая разработка
Развивающая: Развить практические навыки и умения, внимательность и наблюдательность в процессе работы.
Воспитательная: Воспитать чувство ответственности за результат своего труда, проявлять любовь к профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._raz._plug_pln.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Подготовка к работе плуга ПЛН- 4-35
Учебное время : 6 часов
Образовательная : Сформировать профессиональные практические приемы и навыки при подготовке к работе плуга ПЛН- 4-35
Развивающая : Развить практические навыки и умения, внимательность и наблюдательность в процессе работы.
Воспитательная : Воспитать чувство ответственности за результат своего труда, проявлять любовь к профессии.
Тип урока: практический, выполнение сложных комплексных работ.
Метод обучения : наглядно-практический
Межпредметная и внутрипредметная связь: СХМ, основы агрономии, охрана труда.
Материально – техническое оснащение: наглядные пособия плуг ПЛН- 4-35, набор инструментов, металлическая линейка, инструкционно-технологическая карта, плакаты.
1.1. Проверка наличия обучающихся.
1.2. Проверка внешнего вида.
ІІ. Вводный инструктаж:
2.1.Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: Подготовка к работе плуга ПЛН- 4-35
Цель урока: Сформировать профессиональные практические приемы и навыки при подготовке к работе плуга ПЛН- 4-35
2.2. Выявление знаний обучающихся по материалу урока :
1.По назначению плуги делятся.
2.Назовите рабочие органы плуга ПЛН-4-35
3.Какие операции выполняют при ежесменном ТО навесных плугов?
4.Где и как устанавливают дисковый нож?
5.Как установить на раме плуга предплужники?
6.Как проверить техническое состояние рамы, корпусов плуга, опорного колеса
7.Какие требования необходимы для обеспечения безопасности при подготовке к работе?
2.3. Разборка технологической сущности задания и личный показ.
Подготовка плуга к работе включает:
— проверку комплектности, правильности сборки и оценку технического состояния;
— установку на плуге рабочих органов;
— проведение технического ухода;
-очистку плуга от пыли, грязи, растительных остатков;
— проверку комплектности плуга и резьбовых соединений. При необходимости произвести
ремонт и подтяжку;
— проверку технического состояние изнашивающихся деталей рабочих органов. При
необходимости заменить из комплекта запчастей или заточить лезвия лемехов;
Проверку правильности сборки выполняют на ровной площадке. Полевые обрезы лемехов и отвалов у корпусов должны находиться в одной вертикальной плоскости и выступать за поверхность стойки на 5-8 мм. Выступание отвалов за лемеха в сторону непаханого поля не допускается.
Головки болтов, крепящих лемеха и отвалы предплужников и корпусов, должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Стык лемеха с отвалом должен быть плотным, допускается щель не более 2 мм. Превышение отвала над лемехом не допускается.
Консоль дискового ножа должна поворачиваться на стойке на угол 20°, а нож свободно, без заеданий вращаться на оси.
Лезвия лемехов у всех корпусов должны быть параллельны, а носки и пятки лемехов — лежать на параллельных прямых. Проверку проводят натягиванием шпагата от лемеха первого корпуса до лемеха последнего корпуса. Отклонение носков и пяток лемехов от шпагата допускается не более 5 мм.
1.К работе с СХМ и агрегатами допускаются
А) лица, не моложе 18 лет, имеющие специальные права и прошедшие инструктаж по ТБ
В) лица не моложе 25 лет, имеющие специальные права
С) лица не моложе 18 лет, имеющие специальные права
Д) лица не моложе 20 лет, имеющие специальные права
Е) лица, имеющие специальные права
2. Основные рабочие органы плуга
А) корпус, опорное колесо, нож
В) корпус, предплужник и нож, почвоуглубитель
С) механизм регулировки, нож, корпус
Д) корпус, нож, почвоуглубитель
Е) предплужник, опорное колесо
3. Опорное колесо служит для……
А) поддержания равновесия рамы плуга
В) подъема и опускания заднего конца плуга и поддержания равновесия рамы-плуга
С) поддержания заданной глубины вспашки
Д) подъема и опускания заднего конца плуга
Е) подъема и опускания заднего конца плуга и для поддержания глубины вспашки
4. Основные причины неисправности сельхозмашин:
А) износы, разрывы приводных, транспортирующих устройств
В) износы, деформация, поломки деталей
С) износы, нарушение регулировок
Д) нарушение зазоров, поломки и деформация деталей
Е) деформация, поломки деталей
5.В сельхозмашинах применяют механизмы
А) цепные, храповые и кулачковые механизмы
В) зубчатые, цепные и ременные передачи
С) фрикционные, зубчатые, цепные передачи
Д) шарнирные механизмы, цепные и ременные передачи
Е) шарнирные механизмы, зубчатые, цепные и ременные передачи, храповые кулачков
2.5 Инструктаж по техники безопасности.
1.При установке машин (орудий) на заданный режим работы или замене лемехов плуга, ставить на специальные опоры, во избежание случайного падения машин.
2.При затачивании лемехов и др. рабочих органов пользоваться рукавицами и защитными очками.
3.Убедиться в наличии и исправности индивидуальных средств защиты и средств очистки рабочих органов.
4.Перед заменой лемехов под полевые диски и опорное колесо подложить деревянные колодки.
5.Совмещать отверстия при креплении отвалов, стоек корпусов, предплужников необходимо бородком, не в коем случае нельзя проверять совпадения отверстии пальцем.
6.Запрещается работать с неисправным плугом.
Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж.
3. 1. Расстановка обучающихся по рабочим местам.
3. 2. Целевые обходы мастера: с целью проверки оборудования и инвентаря проводится вместе с наставниками звеньев.
1-звено: Головинский С, Асташов Н.- закрепленный наставник Тутынин А.
2-звено: Демидов Н. , Морозов Д-. закрепленный наставник Омельченко М.
3-звено: Ляшенко М. , Хилиманюк Р. -закрепленный наставник Алейнов А.
4-звено: Фаменко Д., Чаплыгин С.- закрепленный наставник Гладченко В.
Проверяем правильность организации рабочего места.
Проверяем правильность выполнения обучающимися заданных операций;
Проверяем правильность использования инструментов, приспособлений;
Из набора инструментов выбрать необходимое для работ.
На рабочем месте беседуем с обучающиеся, задаем им вопросы: почему они выполняют эту работу так, а не по- другому.
Даем консультации по возникающим вопросам.
Проверяем умение проводить техническое обслуживание плуга
Обращаем внимание на соблюдение техники безопасности.
Соблюдение обучающимися правил техники безопасности
Определяем задания обучающимся на комплектование и опробование агрегатов.
Следим за процессом сборки плуга.
Оказываем помощь в работе, проверяем знания отдельных обучающихся, при необходимости даем дополнительные задания
Контролируем качество работы
Проверяем правильность последовательности выполнения задания.
Следим за последовательностью приемов сборки и регулировки механизмов плуга, при необходимости оказываем помощь.
Выявляем ошибки и принимаем меры по их устранению.
Контролируем соблюдение техники безопасности
Проверяем выполненную работу и сдачу рабочих мест, комплектность инструмента, приспособлений, приведение в порядок рабочих мест.
IV Заключительный инструктаж.
4. 1. Разбор типичных ошибок и выявление лучших работ.
4. 2. Проведение итогов урока и сообщение оценок.
4. 3. Уборка рабочих мест.
4. 4. Выдача домашнего задания. Учебник, автор Ю.И. Воронов 1990 год стр. 6-17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника»
Программа разработана на основе Примерной программы и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж.
Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: «Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом».
Урок производственного обучения рассчитан на обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче.
Практическое задание по теме «Подготовка горничной к работе»
В работе предложены практические задания по теме «Подготовка горничной к работе» и ответы к ним.
Методическая разработка открытого урока «Три этапа работы над произведением»
Любое произведение – это дверь, открытая в мир захватывающих переживаний. Но чтобы попасть в этот мир, нужно много потрудиться. Главное при этом – поставить цель, тогда появится желание преодолеть все.
Методическая разработка, по теме: «Обслуживание покупателей. Работа на электронных весах с подсчётом сборной покупки.»
Учебная практика, работы на электронных весах.
Методическая разработка урока по теме: «Организация работы и оборудование горячего цеха супового отделения»
Данный урок предназначен для профессии СПО «повар, кондитер» по учебной дисциплине: Техническое оснащение иорганизация рабочего места. Урок составлен на основе применения цифровых образовательных ресу.
Методическая разработка урока «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора»
В методической разработке представлен вариант проведения урока по ПМ 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех простран.
Устройство и работа плуга, регулировка, схема, рабочие органы
30 октября 2017
- Устройство и работа плуга
- Плуг схема
- Как отрегулировать плуг для пахоты
- Отвал плуга и его применения
- Рабочие органы плуга
- Плуг фото
Устройство и работа плуга
Основными рабочими органами плуга являются нож, предплужник и корпус. Если более подробно рассматривать устройство и работа плуга то можно добавить что иногда на плуге устанавливают углосним и почвоуглубитель. Вспомогательными органами плуга являются рама с навесным или прицепным устройством, механизмы заглубляющие и выглубляющие корпуса, опорные колёса.
Качество работы плуга зависит от формы корпуса (рабочей поверхности)образованной отвалом и лемехом.
- полевая доска
- боковины с пяткой
- отвал
- стойка
- лемех
Процесс работы заключается в подрезании части почвы снизу, поднятия его и направления на отвал. Отвал, в сторону сдвигая пласт, крошит его частично и переворачивает сбрасывая в борозду. Пласт перемещается благодаря форме лемешно-отвальной поверхности, при лемехе и отвале установленным под наклоном к стенке борозды и дну.
Плужные корпуса различаются по форме рабочей поверхности на
- культурные
- цилиндрические рухадловые
- винтовые
- полу винтовые
- универсальные
Наиболее распространенными являются полу винтовые и культурные корпуса. Хорошее крошение и оборачивание пласта обеспечивают корпуса с культурной поверхностью. Такие корпуса используются для вспашки залежных и целинных земель, старопахотных почв.
Однако в случае залежных и целинных земель, более эффективны полувинтовые корпуса, они лучше оборачивают задернелый пласт, поскольку у этого типа отвала крыло более загнуто в сторону пласта который оборачивается. Когда плуг движется, при давлении почвы на корпуса, из за её бокового давления плуг стремится сместиться в сторону напаханной части поля.
Против этого, к каждому корпусу, к нижней части стойки, прикрепляют полевую доску, увеличивающую опорную поверхность плуга, что в свою очередь препятствует смещению плуга. Плуг для безотвальной вспашки поднимает подрезанный лемехом пласт и затем он поступает на уширитель. При этом происходит крошение пласта и рыхление почвы.
Плуг схема
Плуг делится на основные части (плуг схема):
- предплужник 1
- корпус 2
- нож 4
- рама 3
- винт регулировки опорного колеса 6
- опорное колесо 5
- прицепное устройство 7
Иногда на плуги устанавливается гидропневматический предохранитель, это делается для обработки старопахотных почв, которые засорены камнями различных форм и размеров, частично выступающими на поверхность или скрытыми в толще слоя. Его основными узлами являются: гидроцилиндр, пневмогидроаккумулятор (ПГА) с поршнем и штуцером, кран, манометр, маслопроводы.
С помощью шарнирных опор и грядиля управляется каждый корпус плуга. Для лучшего оборачивания и крушения пласта, на корпусе установлены долото, перо и углосним.
Как отрегулировать плуг для пахоты
1. Регулировку плуга для пахоты следует начать с его рабочих частей. Главным рабочим элементом плуга является лемех, при вспашке более половины нагрузки приходится на него. Лемех должен быть обязательно наточен соответствующим образом. В противном случае расход горючего возрастет на 20%, производительность снижается почти на 20%, а глубина обработки может снизится более чем на треть.
2. На лезвиях лемехов должны быть наставки с режущей кромкой до 1 мм, угол заточки 25 — 400. Эти наставки должны быть из твёрдых сплавов, и одного размера. Отклонения не должны превышать: по длине лезвия 15 мм, длине спинки 10 мм, и ширине 5 мм. Проследите, что все головки болтов были утоплены до 1 мм или находились заподлицо. На стыке лемеха и отвала не должно быть зазора превышающего миллиметр, а сам отвал не должен выступать более двух миллиметров.
3. Важно нахождение лемеха и отвала на одной линии со стороны поля. Допустимое выступление лемеха — не более полсантиметра. Недопустимо выступание стойки корпуса за полевой обрез отвала и лемеха. Допустимые зазоры составляют: между стойкой и лемехом 3 мм, а между стойкой и отвалом 6 мм.
4. Необходимо проверить на плуге полевые доски, они должны быть ровными. Задняя часть их должна находиться с обрезом лемеха в одной плоскости. Допустимое отклонение — не более полсантиметра.
5.Лезвие лемеха надо установить параллельно установочной площадке. Возвышение задней части допустимо не более сантиметра. Установка погнутых грядилей и/или перекос рамы не допускаются. Иначе правильное общее расположение корпуса плуга нарушается. Правильность установки лемехов можно проверить так: натянуть шнур по пяткам и носкам заднего и переднего корпусов. Допустимое отклонение пяток и носков должно не превышать плюс-минус от натянутого шнура.
Отвал плуга и его применения
Отвал плуга — его рабочая часть корпуса предназначается для подъема пласта почвы, который подрезан лемехом. Отвал плуга деформирует пласт почвы, переворачивает верхним слоем вниз и отваливает его в борозду. Отвалы плуга по форме рабочей поверхности делятся на полувинтовые, винтовые, культурные и цилиндрические.
По конструктивному выполнению различают составные (из двух частей), роликовые, прутиковые, пластинчатые и др. Отвалы изготавливают из 2х или 3х-слойной стали подвергнутой закалке. Бывают плуги для скорости пахоты до 12 км/ч (скоростной пахоты), для них применяются отвалы со специальной формой рабочей поверхности, обеспечивающей хорошее прошение, нормальный оборот пласта и слитную поверхность пахоты.
Рабочие органы плуга
Рабочие органы плугов – черенковые или дисковые ножи, предплужники и основные корпуса.
Дисковый нож – диск, который вращается на двух шарикоподшипниках. Устанавливается он обычно перед задним корпусом, используется на плугах общего назначения, а так же для не засоренных корнями деревьев и камнями почв на кустарниково-болотных плугах. Черенковый нож представляет собой черенок, который переходит в нож и представляет собой двугранный клин. Такие используют при вспашке засоренных камнями, задернелых почв.
Черенковыми ножами оборудуют специальные плуги, в том числе и кустарниково-болотные. При работе плуг ножами отделяет пласт почвы вертикально, создавая ровную стенку, при этом создавая и дно борозды. Это помогает выдерживать заданную глубину пахоты, потому как обычно опорные колеса трактора или плуга идут по дну борозды.
Предплужник — часть плуга, снимающая верхний слой почвы, укладывая его на дно борозды.
Корпуса различают по разновидностям на культурные, винтовые и полувинтовые. Типы корпусов бывают полу винтовыми, скоростными, вырезными, безотвальными, с почвоуглублением или дисковыми.
Подготовка пахотного агрегата к работе
Трактор ДТ-75 с бульдозерным оборудованием и плугом ПЛН-4-35
Вспашка — основная технологическая операция в земледелии. От качества этого вида обработки почвы зависит урожайность всех возделываемых культур. Поэтому важно правильно подготовить машинно-тракторный агрегат работе. У трактора необходимо проверить техническое состояние механизма навески и прицепного устройства, выполнить технологические операции по регулировке рабочих органов плуга на заданные условия обработки почвы.
Подготовка трактора
Пахотный агрегат может комплектоваться на базе различных тракторов. Они имеют свои настройки для работы с плугом:
- У трактора «Кировец» пальцы механизма навески, соединяющие стаканы раскосов, фиксируются в круглые отверстия. У них необходимо отрегулировать длину верхней тяги (120 см), длину вертикальных раскосов (86,5 см), промежуток между шарнирами (86,5 см) и проверить давление в шинах (норма — 1,4 кгс/см²).
- Подготовка гусеничных тракторов ДТ-75 (Агромаш 90ТГ) к работе с прицепными плугами заключается в установке прицепной скобы (на рыхлых — в нижнее положение, на тяжелых — в верхнее). При агрегатировании навесных плугов определяют правильное расположение центральной головки нижних тяг относительно оси механизма навески. Это обеспечивает устойчивость трактора при передвижении с заглубленным плугом.
- У трактора МТЗ «Беларус −1221» необходимо регулировать ширину колеи в соответствии с рабочей шириной захвата плуга (1400 мм при ширине захвата 90 см, 1500 мм — при 105 см), а также длину левого раскоса (51,5 см).
Навешивание плуга на трактор может осуществляться:
- по двухточечной схеме — к переднему концу верхней тяги и на центральной головке нижних тяг;
- в трех точках — в одной верхней точке и на двух (левой и правой) головках нижних тяг.
Навеска трактора ДТ-75, собранная по двухточечной схеме
Настройка механизма навески по двум точкам выполняется в следующем порядке:
- Втулка, закрепленная на нижней оси, смещается относительно продольной оси остова трактора вправо на 14 см.
- От боковых шарниров отсоединяют вилки нижних тяг и закрепляют их на скобе втулки, образуя общую центральную головку.
- Ограничительные цепи передними концами соединяются с бугелями, а задними — с продольными нижними тягами.
- Регулируют положение втулки верхней тяги и закрепляют ее на валу специальными упорами. Она должна находиться в одной плоскости с втулкой на нижней оси.
- Устанавливают вертикальные раскосы (левый и правый).
Подготовка плуга
Регулировка рабочих органов плуга должна осуществляться на ровной площадке. Проверяется его комплектность, качество сборки, техническое состояние.
Установка предплужника и ножа на раме плуга
- На прямой (без прогибов) раме должны быть установлены корпуса одного типа.
- Лемех соединен с отвалом крепежными болтами, потайные головки которых должны находиться заподлицо относительно рабочей поверхности. Стыковочный зазор между отвалом и лемехом не должен превышать 0,1 см.
- Носок лемеха основного корпуса должен размещаться на расстоянии 25-30 см от носовой части лемеха предплужника. Полевой обрез предплужника может быть смещен относительно полевого обреза основного корпуса максимум на 3 см.
- Вращение дискового ножа на оси должно быть свободным. Лезвие ножа должно быть смещено в сторону поля на 3 см. Его опускают ниже носка лемеха предплужника на 2,5-3 см.
- У прицепных плугов выполняется установка на заданную глубину обработки. Для этого корпуса переводят в рабочее положение. Затем рядом с полевым колесом домкратом поднимают раму плуга. Под колесом размещают брусок, толщина которого меньше глубины вспашки на 2 см (величина погружения колеса в почву). Выравнивают раму (штурвалом полевого колеса). После этого поднимают раму со стороны заднего колеса, под которое подкладывают брусок, толщиной 2 см и устанавливают нужную длину тяги. Тяга должна свободно провисать (максимум на 3 см). Проводят установку прицепа под заданные условия работы. Окончательно глубина вспашки устанавливается после обработки первой борозды.
- Глубину вспашки навесных/полунавесных плугов устанавливают после их соединения с трактором.
Навешивание плуга
Трактор подается к плугу задним ходом. Нижние тяги посредством шаровых шарниров надеваются на пальцы подвески плуга. Их фиксируют быстросъемными штырями. Затем регулируется положение рамы в продольной (длиной верхней тяги) и поперечной (длиной правого раскоса) плоскостях. При этом длина левого раскоса (72-77 см) не изменяется. Регулируют степень бокового качания концов нижних тяг (вправо-влево). Она не должна превышать 20 мм. Осуществляется изменением длины ограничительных цепей. Во время пахоты натяжение ограничительных цепей ослабляют.
Установка глубины вспашки навесного/полунавесного плуга
Настройка плуга на заданную глубину вспашки
Трактор с плугом заезжает на выровненную площадку. При этом колеса/гусеницы трактора размещаются на подложенных досках, толщина которых равна глубине вспашки минус 2 см (величина погружения гусениц/колес в почву). Плуг переводится в рабочее положение. При этом необходимо следить, чтобы пятки лемехов касались поверхности подложенных под них дощечек, высотой 10 мм. Затем, увеличивая или уменьшая длину правого раскоса и верхней тяги, выравнивают раму плуга. Она должна располагаться параллельно поверхности площадки.
Регулировка глубины обработки осуществляется винтом опорного колеса. При его вращении оно опускается на подставку, высота на 2,5-3 см меньше заданной глубины пахоты. Чтобы предотвратить смещение опорных колес во время пахоты стопорные болты затягивают до упора. Задние колеса плугов (полунавесных) должны касаться площадки.
Подготовка поля
На качество вспашки оказывают влияние выбор способа движения МТА и правильная подготовка поля. Перед началом обработки поле очищают от мусора и предметов, мешающих работе и приводящих к поломкам. Его разбивают на участки, размечают поворотные полосы, вдоль линии первой борозды устанавливают вешки.
Способ движения пахотного агрегата выбирается, исходя из типа почвы, рельефа участка и прочих факторов. Особое внимание уделяется первым проходам и обработке границ поворотных полос. Необходимо, чтобы при их обработке обеспечивалось закрытие развальной борозды с образованием небольшого гребня. Первые борозды можно пахать двумя способами:
- Тремя проходами «всвал». При первом проходе правый раскос трактора немного укорачивают, чтобы первый корпус входил в почву только на треть от заданной глубины или просто скользил по поверхности. Последний корпус при этом должен работать на заданной глубине. Во время второго прохода все корпуса работают на заданной глубине, но необходимо следить, чтобы первого корпус шел по следу предпоследнего. Третий проход выполняется, как и основная пахота.
- За четыре прохода «вразвал». Для выполнения двух первых проходов опускают опорное колесо и укорачивают правый раскос. Это обеспечивает скольжение первого корпуса по поверхности почвы и заглубление последнего наполовину.
При заделке разъемных борозд поднимают опорное колесо плуга и укорачивают верхнюю тягу трактора. Это обеспечивает движение первого корпуса на нужной глубине рядом с бороздой, которую необходимо закрыть. Последний корпус при этом просто скользит по поверхности.
«Урок производственного обучения по технологии механизированных работ Тема «Подготовка к работе пахотного агрегата (плуга)» Цели урока: Обучающая: . »
1.Развить умения и навыки по комплектованию пахотного агрегата и подготовке его к работе, проведение ЕТО трактора, с соблюдением агрегатных требований и ТБ.
Воспитательная:
Формирование качеств личности: аккуратность, самостоятельность, чувство ответственности за качество выполняемой работы, умение работать в коллективе, ответственное отношение к правилам ТБ.
Развивающая:
Формирование у студентов ответственного отношения к профессиональным обязанностям, уверенности в себе, умение работать в бригаде.
Материально-техническое оснащение урока:
Трактор ДТ-75С, плуг ПН-4-35, бороны, шнур 8 м, металлические линейки 50 см и 8 см, уголки для установки предплужников, размерные подкладки для установки плуга на заданную глубину вспашки, комплект инструмента для проведения технического ухода и подготовки агрегата к работе, горюче-смазочные материалы, обтирочный материал, инструкционно-технологические карты.
Тип урока:
Комбинированный (урок освоения трудовых приемов и операций).
Форма учебной деятельности:
Метод обучения:
Словесные (беседа, объяснение);
Наглядно-демонстративные (показ трудовых приемов и операций);
Практические (упражнение в выполнении трудовых приемов и операций, учебно-производственные работы).
Межпредметная связь: Трактора и автомобили, СХМ, агрономия.
Продолжительность задания: 6 часов.
Место проведения: ПТО и полигон.
I. Организационная часть
1. Проверка количества состава группы.
2. Проверка внешнего вида, готовность рабочих мест и оборудования.
3. Деление студентов на звенья.
II. Водный инструктаж
1. Сообщить тему и цель урока.
2. Техника безопасности при подготовке пахотного агрегата (плуга).
1. Во время регулировок, смены деталей нельзя находиться под плугом, поднятым в транспортное положение, а при навешивании плуга на трактор – между продольными тягами механизма навески.
2. Заменять рабочие органы, подтягивать крепления только при заглушенном двигателе или отцепленном плуге.
3. Очищать рабочие органы только чистиками.
4. Работать нужно в спецодежде и в рукавицах.
5. Студенты расписываются в журнале по технике безопасности.
3. Повторение пройденной темы: Подготовка к работе лущильника.
1. Как правильно проводить ЕТО тракторов.
2. Как установить лущильник в рабочее и транспортное положение.
3. Как установить угол атаки лущильника.
4. Что обозначает марка ЛДГ-5.
4. Объяснение нового материала.
А). Подготовка трактора и плуга к работе.
Б). Составление агрегата.
В). Регулировка плуга.
5. Демонстрация трудовых приемов мастером п/о.
1. Показать студентам операции ежесменного технического ухода за трактором и плугом.
2. Показать студентам операцию: последовательности действия по установке механизма навески для присоединения плуга.
3. Показать студентам операцию по регулировки плуга.
6. Фронтальный опрос пройденного материала.
1. Какие операции выполняются при ЕТО трактора и плуга.
2. Из каких основных частей состоит плуг.
3. Для чего предназначен плуг.
4. Как регулируется навесной плуг.
5. На какую максимальную глубину обрабатывает почву плуг.
6. Агротехнические требования, предъявляемые к вспашке.
7. Какие требования предназначены для безопасности при подготовке к работе.
7. Текущий инструктаж. Групповая работа.
Познакомив студентов с заданием и вопросами, объемом работ, порядком выполнения, распределением звеньев по рабочим местам, объявляем график чередования звеньев.
Подготовка трактора и плуга к работе.
1. С чего следует начинать проведение ухода за трактором?
2. Какие последствия могут вызвать отсутствие в системе трактора топлива, масла, охлаждающей жидкости?
3. Зачем необходимо регулировать натяжение ремня регулятора?
4. Какое должно быть давление масла и температура охлаждающей жидкости во время работы трактора?
5. Перечислить и указать рабочие и вспомогательные органы плуга, объяснить их назначение и устройство.
6. Каково содержание ежедневного технического ухода за плугом?
1. Для чего предназначены раскосы навески трактора?
2. Какая длина раскосов?
3. Регулировка длины блокировочных цепей навески трактора.
4. Навешивание плуга на навеску трактора.
5. Для чего предназначен силовой гидроцилиндр на навески трактора?
6. По какой схеме соединяют плуг к трактору?
1. Из каких основных частей состоит плуг?
2. Для чего предназначен дисковый нож?
3. На какую глубину подрезает почву предплужник?
4. Для чего предназначена полевая доска?
5. Для чего предназначен плуг?
6. ТБ при регулировке плуга.
Студенты выполняют практические задания в соответствии с инструкционной картой:
А). Проводят ежедневное техническое обслуживание плуга и трактора.
Б). Комплектуют пахотный агрегат.
В). Самостоятельно выполняют работу по подготовке плуга к работе и его регулировки.
При выполнении практических занятий совершаю обходы рабочих мест:
1. Проверяю правильность выполнения данного задания звеньями.
2. На рабочем месте беседую со студентами, задаю им вопросы, на которые они отвечают.
3. Даю консультацию по возникающим вопросам.
4. Проверяю, как используются инструменты и приспособления.
5. Обращаю внимание на соблюдение техники безопасности.
После выполнения задания звенья отвечают на вопросы мастера п/о.
Сдают рабочие места, проверяют комплектность инструмента, приспособлений.
Приводят в порядок технику.
1. Подводим итоги работы каждого звена.
2. Разобрать ошибки допущенные студентами во время выполнения производственного задания и способы их устранения.
3. Объявить и выставить оценки в журнал.
4. Сообщить тему домашнего задания.
График чередования звеньев.
места Наименование работ Число
студентов Чередование звеньев
1. Подготовка и проведение ЕТО трактора и плуга к работе. 5 1-2-3
2. Комплектование пахотного агрегата.
3. Основные регулировки плуга.
Инструкционно – технологическая карта
Тема: Подготовка плуга к работе.
Цель: Научить студентов подготавливать пахотные агрегаты к работе.
Организационные указания:
Мастер, проводя занятия по подготовке к работе агрегата, особое внимание должен уделить следующим вопросам:
Подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.
Последовательность выполнения задания Технические условия и указания к выполнению задания
Проверить подготовку трактора к работе
Провести ежесменный технический уход за плугом
Подготовка плуга к работе:
Проверить техническое состояние плуга и подтянуть крепление корпусов, отвалов, лемехов и т.д.
Проверить положение лемехов корпусов плуга.
Установить предплужники и дисковый нож.
Установить плуг на заданную глубину пахоты.
Пустить двигатель трактора.
Навесить плуг на трактор.
Установить левые колеса трактора на подкладки.
Установить раму плуга в горизонтальное положение.
Отрегулировать длину ограничительных стяжек при транспортном положении плуга.
Вывести агрегат на маршрут для проверки его в работе.
Очистить трактор и плуг от пыли и грязи в конце занятия.
Провести внешний осмотр, проверить наличие охлаждающей жидкости, топлива и масла в картере двигателя, топливном насосе и регуляторе, трансмиссии, гидроусилителя руля и навесной системе.
Проверить и подтянуть крепления опорного колеса, навесного устройства, рабочих органов;
Смазать подшипники дискового ножа и опорного колеса.
Лемех должен иметь определенную форму и размеры, которые контролируют шаблоном, изготовленным по новому лемеху. Допускаются отклонения, не более, мм: по длине лезвия – 15, по длине спинки – 5 и по ширине – 10. Толщина лезвий лемехов должна быть не более 1 мм, угол заточки 40 градусов. Затачивать лемех с лицевой стороны. У долотообразных лемехов носки должны быть опущены ниже лезвия на 8-10мм. Укрепленный на стойке корпуса лемех не должен выступать над отвалом более 1мм. Выступание поверхности отвала над рабочей поверхностью лемеха не допускается. Головки болтов, крепящие лемех к стойке, отвал и полевую доску, должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Допускается утопание головок, но не более 1мм. Со стороны полевого обреза корпуса отвал должен не выступать за пределы лемеха более чем на 5мм. Стойка корпуса должна не выступать в сторону поля за полевой обрез отвала и лемеха. Между лемехом и стойкой допускается зазор не более 3мм, в стыке лемеха с овалом для корпусов захватом 30-35 см – не более 1 мм, для корпусов захватом 40 см – не более 1,5 мм. Зазор между отвалом и стойкой должен не превышать: у плугов захватом корпуса – 30-35 см на уровне верхних отверстий 6 мм; у плугов захватом 40 см – соответственно 8 и 5 мм. Зазоры между полевой доской и стенками гнезда в стойке допускаются не более 2 мм в горизонтальном и 4 мм в вертикальном стыках. Нижний обрез полевой доски должен быть параллелен поверхности площадки, на которой стоит плуг (параллелен раме плуга). Допускается возвышение заднего конца доски у плугов захватом 30-35 см – не более 10 мм, у плугов захватом корпуса 40 см – не более 12 мм. Задний конец полевой доски должен находиться в одной плоскости с полевым обрезом лемеха. Отклонения допускаются в сторону поля не более 5 мм. Диск ножа должен вращаться свободно. Угол заточки диска 20 градусов, толщина лезвия диска не должна превышать 0,4 мм.
Все носки лемехов должны лежать на одной линии, концы полевых досок и пятки лемехов иметь зазор до 10 мм.
Полевой обрез предплужника должен совпадать с полевым обрезом корпуса или выступать на 10-20 мм в поле; вылет носка предплужника относительно носка лемеха основного корпуса 25-30 см; по высоте предплужник должен быть установлен на 10-12 см меньше глубины пахоты; ось дискового ножа должен быть над носком предплужника; лезвие диска – на 1-3 см от полевого обреза предплужника в сторону поля. Расстояние от опорного колеса до площадки должно быть на 2-3 см меньше заданной глубины пахоты.
Пуск двигателя и движение трактора начинать только после разрешения мастера.
Подвести трактор задним ходом к плугу, чтобы шаровые втулки нижних тяг были напротив цапф оси подвески плуга. Надеть шаровые втулки на цапфы и застопорить их штырями. Соединить центральную тягу с вилкой раскоса навески плуга.
Поднять плуг в транспортное положение, заехать левыми колесами трактора на подкладки и медленно опустить плуг до соприкосновения лезвий лемехов с поверхностью площадки. Подкладки толщиной, равной глубине пахоты, минус 2-4 см.
При горизонтальном положении рамы носки лемехов всех корпусов лежат на площадке, а пятки имеют зазор до 10 мм. Если передний конец рамы выше заднего – укоротить центральную тягу, если ниже – удлинить. При наклоне рамы вправо – укоротить, правый раскос, влево – удлинить. Левый по ходу трактора раскос обычно не регулируется, и размер между его нижним и верхним пальцем должен быть равен 500 мм.
Поднять плуг в транспортное положение и отрегулировать длину ограничительных стяжек.
Эти операции проводить в присутствие и под руководством мастера производственного обучения.