Setting96.ru

Строительный журнал
35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой должен быть трансформатор для пускового устройства АКБ

Какой должен быть трансформатор для пускового устройства АКБ

Трансформатор для зарядного устройства АКБ зарядное устройство для авто

Внутри автомобиля вся сеть питается от напряжения в 12В, но при этом заряд АКБ находится от 13 до 15В. По норме ток на выходе составляет 10% от источника. Если уровень понизится, то процесс зарядки не прекратится, но растянется надолго. Поэтому устройство выбирают в зависимости от сети, к которой его подключат, и моделей АКБ.

В зарядном устройстве располагаются следующие элементы:

  • Двухобмоточный трансформатор. Подойдет компонент с большим числом обмоток, а также бюджетные импульсивные трансформаторы.
  • Соединительные провода. Их подбирают, ориентируясь на величину вторичного напряжения. Вместе с ними берут проводник с изоляцией для намотки.
  • Выпрямитель. Его используют, чтобы преобразовать переменное напряжение в постоянное.
  • Амперметр и вольтметр. Они необходимы для контроля и проверки получившихся величин.
  • Переключатель или переменный резистор. Он необходим для вторичной цепи, если вы планируете использовать устройства для разных аккумуляторов.
  • Реле напряжения. Вместе с ним иногда ставят светодиод, чтобы было видно, когда закончилась зарядка.

Для одноразового использования устройства достаточно взять первые 3 компонента. В ином случае потребуются контрольные приборы, чтобы после сборки убедиться, что все соответствует требованиям.



Зарядка для АКБ из блока питания компьютера

Для зарядки любого аккумулятора хватит 5-6 ампер-часов, это является около 10% от емкости всей батареи. Произвести его, может, любой блок питания емкостью от 150 Вт.

Итак, рассмотрим 2 способа самостоятельного изготовления зарядного устройства из компьютерного блока питания.

Способ первый

зарядка из блока питания

Для изготовления нужны следующие детали:

  • блок питания, мощностью от 150 Вт;
  • резистор 27 кОм;
  • регулятор тока R10 или блок резисторов;
  • провода длиной от 1 метра с клеммами;

Ход выполнения работ:

  1. Для начала нам потребуется разобрать блок питания.
  2. Извлекаем неиспользуемые нами провода, а именно -5в, +5в, -12в и +12в.
  3. Совершаем замену резистора R1 на заранее заготовленный резистор 27 кОм.
  4. Удаляем провода 14 и 15, а 16 просто отключаем.
  5. Из блока выводим сетевой шнур и провода к аккумуляторной батарее.
  6. Устанавливаем регулятор тока R10. В отсутствие такого регулятора, можно изготовить самодельный блок резисторов. Состоять будет он из двух резисторов 5 Вт, которые будут соединены параллельно.
  7. Для настройки зарядного устройства, в плату устанавливаем переменный резистор.
  8. К выходам 1,14,15,16 припаиваем провода, а резистором устанавливаем напряжение 13,8-14,5в.
  9. На окончание проводов присоединяем клеммы.
  10. Остальные ненужные дорожки удаляем.

Важно: придерживайтесь полного руководства, малейшее уклонение может привести к перегоранию прибора.

Способ второй

Для изготовления нашего устройства по данному способу, потребуется блок питания немного мощнее, а именно на 350 Вт. Так как он может выдать 12-14 ампер, что удовлетворит наши потребности.

Ход выполнения работ:

  1. В блоках питания от компьютера импульсный трансформатор имеет несколько обмоток, Одна из них на 12в, а вторая на 5в. Для изготовления нашего устройства нужна только обмотка на 12в.
  2. Для запуска нашего блока потребуется найти зеленый провод и замкнуть его с черным проводом. При использовании дешевого китайского блока, возможно, там будет не зеленый, а серый провод.
  3. Если у вас блок питания старого образца с кнопкой включения, вышеуказанная процедура не нужна.
  4. Далее, составляем из желтых и черных проводов 2 толстые шины, а ненужные провода обрезаем. Черная шина будет минусом, желтая соответственно плюсом.
  5. Для повышения надежности нашего устройства можно осуществить замену местами диодов. Дело в том, что на 5в шине стоит более мощный диод, чем на 12в.
  6. Так как в блоке питания стоит встроенный вентилятор, то ему не страшны перегревы.

Способ третий

Для изготовления нам потребуются следующие детали:

  • блок питания, мощностью 230 Вт;
  • плата с микросхемой TL 431;
  • резистор 2,7 кОм;
  • резистор 200 Ом мощностью 2 Вт;
  • резистор 68 Ом мощностью 0,5 Вт;
  • резистор 0,47 Ом мощностью 1 Вт;
  • реле на 4 контакта;
  • 2 диода 1N4007 или подобные диоды;
  • резистор 1кОм;
  • светодиод яркого цвета;
  • длина провода не менее 1 метра и сечением не меньше 2,5 мм 2, с клеммами;

Ход выполнения работ:

  1. Выпаиваем все провода кроме 4 черных и 2 желтых проводов, так как по ним поступает питание.
  2. Замкнуть перемычкой контакты, отвечающие за защиту от перенапряжения, чтобы наш блок питания не выключался от перенапряжения.
  3. Заменяем на плате с микросхемой TL 431 встроенный резистор на резистор 2,7 кОм, для установки выходного напряжения 14,4в.
  4. Добавляем резистор 200 Ом мощностью 2 Вт на выход с канала 12в, для стабилизации напряжения.
  5. Добавляем резистор 68 Ом мощностью 0,5 Вт на выход с канала 5в, для стабилизации напряжения.
  6. Выпаиваем транзистор на плате с микросхемой TL 431, для устранения препятствий при установке напряжения.
  7. Заменяем стандартный резистор, в первичной цепи обмотки трансформатора, на резистор 0,47 Ом мощностью 1 Вт.
  8. Собираем схему защиты от неправильного подключения к аккумулятору.
  9. Выпаиваем из блока питания ненужные части.
  10. Выводим необходимые провода из блока питания.
  11. Припаиваем клеммы к проводам.

Для удобства пользования зарядным устройством подключите амперметр.

Преимуществом такого самодельного устройства является отсутствие возможности перезарядки батареи.

Виды и параметры устройств

Трансформатор для зарядного устройства АКБ

Для запуска авто используют 3 вида приспособлений:

  • Пусковые. Конструкция не предусматривает регулировку. Мощность не превышает 1,5 кВт, а напряжение 12В.
  • Зарядные. У них есть возможность регулировать ток и напряжение. Мощность не превышает 150 Вт.
  • Пуско-зарядные. Созданы для зарядки, имеют самую большую мощность.

Потребляемый стартером ток (при вращении коленвала) составляет от 80 до 100А, а напряжение всего 12В. В мастерских используют приспособления мощностью 2400 Вт, ее получают при умножении этих параметров. Параметры устройств меняются в зависимости от модели авто и его типа.

Самостоятельно сделанный аппарат подключается вместе с АКБ. Домашним приборам достаточность иметь мощность в 1500 Вт, ток – 125А. В магазинах периодически предлагают аппараты с мощностью всего в 700 Вт. На них делают скидки, приманивая покупателей, но к использованию они непригодны.

Пусковое устройство состоит всего из 3 частей: понижающий трансформатор, кабеля с клеммами, диодный мост.

Самодельный трансформатор

Этот компонент является самым проблематичным. Обычно для самодельных устройств используют трансформаторы на 1500 Вт.

Для этого используется любой элемент с сечением провода более 36 мм². Берется готовая первичная обмотка, если она использовалась для напряжения в 220 Вт. Если ее нет, то автомобилист сам делает намотку. Количество витков определяется через специальные сервисы, где вы вбиваете соответствующие параметры. Вторичную намотку убирают и делают ее медной шиной. Сечение зависит от выбранной схемы: с 4 диодами – 20 мм²; 2 диодами и 2 катушками – 10 мм².

Трансформатор для зарядного устройства АКБ

Вторичную намотку выполнять сложнее, поскольку там надо вычислить количество витков. Делают это исходя из количества витков на первичной обмотке (Nперв). Значение вычисляют по формуле Nвтор=(Nперв/220)*12. Когда данные неизвестны, то их определяют опытным путем, для этого:

  • наматывают вторичную катушку (10 витков);
  • измеряют напряжение;
  • определяют параметры по формуле Nвтор=(Nврем/Uврем)*12;
  • удаляют временную намотку и делают постоянную.
Читать еще:  Пластиковые окна установка регулировка петель

Изготовление понижающего трансформатора

Самой сложной в изготовлении частью этого аппарата является трансформатор для пуско-зарядного устройства. Наибольшее распространение получили самодельные схемы пуско-зарядных на трансформаторе 1500 ватт.

Конструкция трансформатора

В качестве него используется любой трансформатор с сечением магнитопровода не менее 36мм². Этого достаточно для мощности аппарата в 1,5 кВт.

Первичная обмотка трансформатора для пускового устройства используется готовая, если она рассчитана на напряжение 220 В или мотается заново, медным проводом сечением 1,5-2мм². При ее отсутствии необходимое число витков определяется по таблицам или при помощи онлайн-калькуляторов.

Вторичная обмотка удаляется и мотается заново нужная, медной шиной. Ее сечение зависит от используемой схемы выпрямления:

При выборе алюминиевых намоточных проводов их сечение увеличивается вдвое.

Важно! Если взять магнитопровод большего сечения, то это увеличит мощность аппарата, но приведет к пропорциональному увеличению сечения обмоточных проводов и уменьшению количества витков в катушках.

Расчет вторичной обмотки

Для намотки вторичной обмотки пускового трансформатора для автомобиля своими руками необходимо определить количество витков. Оно зависит от числа витков в первичной обмотке Nперв. Если оно известно, то необходимое количество определяется по формуле Nвтор=(Nперв/220)*12. При неизвестных параметрах число витков определяется опытным путем:

Совет! Для упрощения работы можно намотать несколько лишних витков, а после сборки аппарата и измерения выходного напряжения их отмотать.

Сборка ЗУ

  1. Создайте трансформатор и схему.
  2. Соедините между собой выводы 9 и 9’.
  3. Соберите из диодов и радиаторов мост на стеклотекстолитовой пластине.
  4. Подключите выводы 10 и 10’ к этому мосту.
  5. Поставьте перемычку между 1 и 1’.
  6. К 2 и 2’ паяльником прикрепите шнур с вилкой.
  7. Подключите предохранители.
  8. В разрыв возле моста поставьте нихромовую проволоку, закрепите ее с одной стороны и подключите амперметр.
  9. Изолируйте соединения с помощью изоленты, поместите аппарат в корпус.
  10. Поставьте подвижный контакт на конец проволоки, подключите аккумулятор.

Во время зарядки сила тока уменьшится по мере того, как процесс завершится. При каждой процедуре необходимо контролировать напряжение. Его отключают от ЗУ, поскольку показатели всегда выше настоящих значений. Первый раз запуск устройства делают через лампу накаливания. Ее ставят в разрыв нулевого и фазного проводов на первичной обмотке.

Основной недостаток описанной схемы устройства заключается в том, что оно не отключает аккумулятор после достижения соответствующих параметров. Автомобилисту придется следить с вольметром за параметрами.

Технология сборки

Чтобы сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками, необходимо следовать пошаговой инструкции:

    Создаем схему самодельной зарядки для АКБ. В нашем случае она будет выглядеть следующим образом:

Первый запуск собранной схемы любого источника питания или ЗУ всегда производят через лампу накаливания, если она загорелась в полный накал — или где-то ошибка, или первичная обмотка замкнута! Лампу накаливания устанавливают в разрыв фазного или нулевого провода, питающих первичную обмотку.

Данная схема самодельного зарядного устройства для АКБ имеет один большой недостаток – она не умеет самостоятельно отключать аккумулятор от зарядки после достижения нужного напряжения. Поэтому вам придется постоянно следить за показаниями вольтметра и амперметра. Есть конструкция, лишенная этого недостатка, однако для ее сборки потребуется дополнительные детали и больше усилий.


Наглядный пример готового изделия

Эксплуатация

Стоит помнить, что нельзя проверять самодельное зарядное устройство «на искру». Помимо этого, есть и другие меры предосторожности:

  • выкручивайте пробки, чтобы не закипел электролит во время зарядки;
  • устройство моментально выйдет из строя, если вы перепутаете плюс и минус местами, следите за этим моментом;
  • клеммы подключают только при выключенном положении;
  • для работы подходит только тот мультиметр, шкала которого превышает 10А;
  • перед использованием аккумулятора необходимо почистить клеммы от кислотных отложений, в качестве профилактик их обрабатывают смазкой.

Самодельное зарядное устройство поможет завести севшую машину, когда нет возможности «прикурить» от другого авто. Вряд ли вам придется им часто пользоваться, но наличие такого аппарата, который еще и самодельный, позволит избежать неприятных ситуаций и связанных с этим последствий.

Импульсные зарядные устройства ЗУ-1И на 2, 4, 6, 8 каналов.

Продажа импульсных зарядно-диагностических устройств со склада (СПб, Москва, Челябинск, Казань) от производителя, производство на заводе и поставки.
Прайс-листы с ценами на зарядные импульсные многоканальные устройства ЗУ-1И (ЗР) Комета-С запрашивайте в отделе автосервисного оборудования.

Новая линейка универсальных импульсных зарядных устройств. Данные зарядные устройства могут заряжать не только свинцово-кислотные и щелочные АКБ, но также AGM, GEL, EFB аккумуляторы, для этого в устройстве используется автоматический алгоритм заряда.

Устройство позволяет производить заряд глубоко разряженных аккумуляторов, имеет все необходимые защиты: от короткого замыкания на клеммах, переполюсовки, перегрева, интеллектуальную защиту от перезаряда аккумулятора (устройство анализирует степень заряда АКБ и ограничивает зарядные токи на уже заряженном АКБ). Это позволит продлить срок службы как аккумуляторам, так и зарядному устройству.

Также данные устройства могут использоваться в качестве блока питания.

ЗУ-1И(2) Универсальное зарядно-диагностическое устройство на 2 канала.

Питание 220В 50Гц.
Для аккумуляторов напряжением 12В.
Максимальный зарядный ток 20А емкость до 200А/Час.
Плавная регулировка зарядного тока от 0 до 20А.
Тип устройства — импульсный.
Количество независимых каналов — 2.

Режимы работы устройства:

  1. PbCO4, Ca/Ca, EFB и щелочные АКБ различных типов.
  2. AGM, GEL различных типов.
  3. Режим хранения АКБ при буферном режиме 13.6В.

Для аккумуляторов различных типов, таких как: AGM, GEL, свинцово кислотные, щелочные и другие АКБ.
Встроенная нагрузочная вилка для проверки АКБ под нагрузкой.

Технические характеристики зарядного устройства ЗУ-1И(2):

Питающая сеть 220В50Гц
Максимальный потребляемый ток по сети 220В
Для аккумуляторов напряжением12В
Количество независимых каналов2
Максимальный ток заряда20А
Тип регулировки зарядного токаПлавная импульсная
Тип индикации зарядного токаСтрелочная М42300 — Класс точности 1,5
Материал корпусаМеталл
Окраска корпусаПорошковая
Тип устройстваНастольный импульсный
Тип защиты устройстваЭлектронный
Защиты откороткого замыкания, переполюсовки, перегрева, перезаряда АКБ
(реализована в виде ограничения зарядного тока по мере заряженности АКБ)
Предназначен для АКБAGM, GEL, свинцово кислотные, щелочные
Защита первичных цепейЕсть
Максимальная емкость АКБ200 А/Час
Встроенная нагрузочная вилкаДа
Тип охлажденияПринудительный
ИспользованиеДля применения в помещениях
Длина сетевого проводане менее 1,5 м
Длина выходных проводовне менее 2 м
Габариты в упаковке, ДхШхВ500х390х310 мм
Вес бруттоне менее 10 кг

ЗУ-1И(4) Универсальное зарядно-диагностическое устройство на 4 канала.

Питание 220В 50Гц.
Для аккумуляторов напряжением 12В.
Максимальный зарядный ток 20А емкость до 200А/Час.
Плавная регулировка зарядного тока от 0 до 20А.
Тип устройства — импульсный.
Количество независимых каналов — 4.

Режимы работы устройства:

  1. PbCO4, Ca/Ca, EFB и щелочные АКБ различных типов.
  2. AGM, GEL различных типов.
  3. Режим хранения АКБ при буферном режиме 13.6В.
Читать еще:  Регулировка монитора dell по высоте

Для аккумуляторов различных типов, таких как: AGM, GEL, свинцово кислотные, щелочные и другие АКБ.
Встроенная нагрузочная вилка для проверки АКБ под нагрузкой.

Технические характеристики зарядного устройства ЗУ-1И(4):

Питающая сеть 220В50Гц
Максимальный потребляемый ток по сети 220В
Для аккумуляторов напряжением12В
Количество независимых каналов4
Максимальный ток заряда20А
Тип регулировки зарядного токаПлавная импульсная
Тип индикации зарядного токаСтрелочная М42300 — Класс точности 1,5
Материал корпусаМеталл
Окраска корпусаПорошковая
Тип устройстваНастольный импульсный
Тип защиты устройстваЭлектронный
Защиты откороткого замыкания, переполюсовки, перегрева, перезаряда АКБ
(реализована в виде ограничения зарядного тока по мере заряженности АКБ)
Предназначен для АКБAGM, GEL, свинцово кислотные, щелочные
Защита первичных цепейЕсть
Максимальная емкость АКБ200 А/Час
Встроенная нагрузочная вилкаДа
Тип охлажденияПринудительный
ИспользованиеДля применения в помещениях
Длина сетевого проводане менее 1,5 м
Длина выходных проводовне менее 2 м
Габариты в упаковке, ДхШхВ500х390х310 мм
Вес бруттоне менее 10 кг

ЗУ-1И(6) Универсальное зарядное устройство на 6 каналов.

Питание 220В 50Гц.
Для аккумуляторов напряжением 12В.
Максимальный зарядный ток 20А емкость до 200А/Час.
Плавная регулировка зарядного тока от 0 до 20А.
Тип устройства — импульсный.
Количество независимых каналов — 6.

Режимы работы устройства:

  1. PbCO4, Ca/Ca, EFB и щелочные АКБ различных типов
  2. AGM, GEL различных типов
  3. Режим хранения АКБ при буферном режиме 13.6В

Для аккумуляторов различных типов, таких как: AGM, GEL, свинцово кислотные, щелочные и другие АКБ.
Встроенная нагрузочная вилка для проверки АКБ под нагрузкой.

Технические характеристики зарядного устройства ЗУ-1И(6):

Питающая сеть 220В50Гц
Максимальный потребляемый ток по сети 220В12А
Для аккумуляторов напряжением12В
Количество независимых каналов6
Максимальный ток заряда20А
Тип регулировки зарядного токаПлавная импульсная
Тип индикации зарядного токаСтрелочная М42300 — Класс точности 1,5
Материал корпусаМеталл
Окраска корпусаПорошковая
Тип устройстваНастольный импульсный
Тип защиты устройстваЭлектронный
Защиты откороткого замыкания, переполюсовки, перегрева, перезаряда АКБ
(реализована в виде ограничения зарядного тока по мере заряженности АКБ)
Предназначен для АКБAGM, GEL, свинцово кислотные, щелочные
Защита первичных цепейЕсть
Максимальная емкость АКБ200 А/Час
Встроенная нагрузочная вилкаДа
Тип охлажденияПринудительный
ИспользованиеДля применения в помещениях
Длина сетевого проводане менее 1,5 м
Длина выходных проводовне менее 2 м
Габариты в упаковке, ДхШхВ890х390х320 мм
Вес бруттоне менее 20 кг

ЗУ-1И(8) Универсальное зарядное устройство на 8 каналов.

Питание 220В 50Гц.
Для аккумуляторов напряжением 12В.
Максимальный зарядный ток 20А емкость до 200А/Час.
Плавная регулировка зарядного тока от 0 до 20А.
Тип устройства — импульсный.
Количество независимых каналов — 8.

Режимы работы устройства:

  1. PbCO4, Ca/Ca, EFB и щелочные АКБ различных типов
  2. AGM, GEL различных типов
  3. Режим хранения АКБ при буферном режиме 13.6В

Для аккумуляторов различных типов, таких как: AGM, GEL, свинцово кислотные, щелочные и другие АКБ.

Встроенная нагрузочная вилка для проверки АКБ под нагрузкой.

Предпусковое зарядное устройство Орион PW 415.

У многих имеются в эксплуатации зарядные устройства Орион, благодаря их большой разновидности в выпускаемых моделях, ценовой доступности и не плохих характеристиках. Рассмотрим одну из моделей этого ряда — предпусковое зарядное устройство Орион PW 415.

Основное назначение этого зарядного устройства — заряд автомобильных и мотоциклетных (12/24В) аккумуляторов, в том числе полностью разряженных, любого типа и емкости, с возможностью регулировки силы зарядного тока до 15-20 ампер (в режиме 24В/12В). Его можно даже использовать, как предпусковое, облегчая запуск двигателя при разряженном аккумуляторе.
Всем оно хорошо, пока работает, но когда выходит из строя, а это случается не так редко, то тогда начинаются проблемы при его ремонте, особенно если выгорели какие либо резисторы и не видно их номиналов, так как в поиске схем к ним, все старания в основном сводятся на "нет", потому что они (зарядные Орион) сильно "засекречены" в этом плане.

Попались в моё распоряжение пару таких зарядных устройств, которые в принципе нормально работали, пока не попали под атмосферные осадки (эксплуатировались иногда и на открытом воздухе).
Ремонт, как и положено, начался с поиска схем к подобному зарядному. В результате из всей всемирной сети, удалось выудить только эту схему, которая похожа на имеющиеся зарядные, но не соответствовала им.

Схему эту тоже привожу, как она есть, может кому и сгодится, может как раз и будет в наличии у кого-то такое зарядное.
Только возможно в схеме имеется ошибка в блоке питания ШИМ-контроллера (смотри схемы ниже в таком-же блоке). Вполне возможно, что автор этой схемы упустил (или просто "запарился", рисуя схему с натуры платы, потому что это тяжелый, не благодарный труд) один резистор на 5,6 кОм в базовой цепи среднего транзистора. Без него транзистор просто изначально не откроется и БП не запустится.

Итак, как было сказано выше, попались мне два аналогичных устройства, которые были собраны практически по одной схеме, с незначительными различиями.
Внешний вид платы со стороны деталей изображен ниже.

highslide.js

Внешний вид платы с обратной стороны, со стороны установленных деталей SMD.

highslide.js

Схемы обеих плат, как было сказано, отличаются друг от друга не значительно, в основном в части схемы, касающейся ШИМ управления.
Принципиальные схемы рассматриваемых зарядных устройств, срисованы мной с "натуры", то есть с печаток плат, и вполне возможно, что я тоже где нибудь допустил ошибку, или упустил чего нибудь, так как рисовать такие схемы не лёгкий труд.
Вот схема первого зарядного устройства.

Схема зарядного устройства Орион PW 415, версия платы 0036 415_020810.

Схема платы второго зарядного устройства.
Да, на схеме в части ШИМ управления один резистор изображен красным цветом. Просто он был выгоревшим и номинал его не возможно было узнать. Поискав по форумам, узнал его номинал и потом дописал в схему.

Схема зарядного устройства Орион PW 415, версия платы 0050_PW415_090611.

Методику ремонта и поиска неисправностей описывать не вижу смысла, у каждого она своя. Просто, если пробивает транзисторы, что в основном и случается, проверяйте целостность резисторов в цепях затворов силовых транзисторов (16 Ом), этого красного резистора тоже.
Моточные данные трансформаторов и дросселей не привожу, так как они практически не выходят из строя, так же и ЧИП-конденсаторов.

Ещё один вариант схемы зарядного устройства PW415, версия платы ver._PW160311, любезно предложил для этой статьи Леонид (leonid62), за что ему администрация сайта выражает благодарность. Рассмотрим и её тоже здесь.

Внешний вид платы, версии PW160311, изображен ниже. Это вид платы со стороны деталей.

Читать еще:  Как отрегулировать выдвижной ящик в шкафу

highslide.js

Внешний вид платы, версии PW160311 с обратной стороны, со стороны установленных деталей SMD.

highslide.js

Схема этой платы (этой версии) уже отличается от приведённых выше схем. В ней в качестве ШИМ-а применяется всем хорошо знакомая микросхема TL494.
Для питания цепей этой микросхемы и регулировочных цепей ЗУ, здесь, так же как и в компьютерныхх БП, применяется источник "Дежурного" питания, который собран на отдельной плате.
Вот схема этого зарядного устройства.

Схема зарядного устройства Орион PW 415, версия платы PW160311.

Схема платы дежурного источника питания.

Схема дежурки зарядного устройства Орион PW 415, версия платы PW160311.

—>Автозапчасти и СТО —>

По этой схеме собрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.

схема
Нажмите на изображение чтобы увеличить

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А (размеры трансформатора внушительные, примерно 15х15х15 см. и выше). Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Настройка прибора сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру (мультиметру, авометру).

Совсем элементарная схема простейшего зарядного устройства АКБ автомобилей

схема

Диоды Д 242, Д 242А, конденсатор электролитический 2200 мкф 25 В

1 обмотка на 220 В, 2 обмотка 15 В от 6 А и можно до 15 А, ТС 180-2 от старого лампового ЧБ телевизора вполне подойдёт.

Данная схема ЗУ имеет большие пульсации на выходе.

Схема ЗУ с автоматическим отключением АКБ

Зарядное устройство

Пусковое устройство

Применение пускового устройства будет особенно полезно автолюбителям, занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года, так как оно продлевает срок службы аккумулятора, а также позволяет без проблем заводить холодный автомобиль зимой, даже при не полностью заряженном аккумуляторе. Из опыта известно, что при минусовой температуре аккумулятор снижает свою отдачу на 25. 40%. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить требуемый для пуска двигателя начальный ток 200 А. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (номинальный ток потребления стартером около 80 А, но в момент пуска он значительно больше).

Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100А при напряжении 10. 14В. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (рис.1) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.

Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА — при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается). Перед намоткой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.

Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260. 290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5. 2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200. 380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь.

Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.

При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.

Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 кв. мм (например типа ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15. 18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12. 13,8В при номинальном сетевом напряжении 220В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, Х3 нагрузочном резисторе сопротивлением 5. 10 Ом.

Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок ("плюс" диода соединен с крепежной гайкой).

Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм (не путать с диаметром). На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники. Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5А, например типа Т3.

Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 — схема, описание

Устройство предназначено для зарядки аккумулятора током не более 30А, также для пуска стартера дополнительным током 50А при наличии заряженного аккумулятора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты