Реле рр 380 регулировка напряжения

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА РР390-Б

Реле рр 380 регулировка напряжения

Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР390-Б // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2014/11/4809 (дата обращения: 03.10.2021).

Реле-регулятор РР 390-Б работает совместно с генератором переменного тока модели Г 290В [1] в обычном порядке (при установке на транспортер-тягач МТ-ЛБ) и при параллельном включении двух генераторных установок на общую нагрузку (на бронетранспортере БТР-80) в составе генератора Г 290В и реле-регулятора РР 390-Б каждая.

Изготовитель электротехнический завод ОАО «МиассЭлектроАппарат» выпускает реле-регулятор РР390-Б в экранированном исполнении, для подавления помех теле- и радиоприему, возникающих при работе его элементов. РР 390Б изготовлен в пылебрызгозащищенном исполнении, то есть его корпус герметизирован. Реле-регулятор РР 390-Б с электронным (транзисторным) регулятором напряжения взаимозаменяем с реле-регулятором РР 361-А [2] с контактно-транзисторным регулятором напряжения. На тягаче МТ-ЛБ реле-регулятор установлен на правом переднем наклонном броневом листе внутри машины возле места командира машины [3]. На бронетранспортере БТР-80 – два реле-регулятора РР 390-Б установлены в отделении силовой установки (моторно-трансмиссионном отделении) в колесных нишах четвертых колес (рисунок 1).

Рисунок 1 – Установка реле-регулятора РР 390-Б на БТР-80 в отделении силовой установки на колесной нише левого четвертого колеса

Отметим, что соединение реле-регулятора с генератором всегда осуществляется блочными разъемами наружного подсоединения.

Реле-регулятор РР 390-Б подключается автоматически к бортовой сети машины при напряжении от 11 до 15 В. При работе двигателя реле-регулятор в автоматическом режиме поддерживает напряжение генераторной установки в пределах от 27 до 28,2 В и обеспечивает защиту генератора от перегрузок (свыше 128 А). При выходе из строя регулятора напряжения и повышении в результате этого напряжения ботовой сети машины от 29,5 до 33 В реле-регулятор отключает обмотку возбуждения генератора. Это позволяет защитить приемники электрической энергии от перегрузок.

Внешний вид реле-регулятора представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Реле-регулятор РР 390-Б (внешний вид)

Общее устройство реле-регулятора РР 390-Б следующее: корпус; передняя и задняя крышки; блок реле; транзисторный регулятор напряжения (рисунки 3 – 5).

1 – основание; 2 – реле блокировки в сборе; 3 – реле стартера в сборе; 4 – реле защиты в сборе; 5 – реле включения в сборе; 6 – сердечник с ярмом – обмоткой сериесной в сборе; 7 – кольцо уплотнительное верхнее; 8 – вывод массовый в сборе; 9 – разъем для подключения генератора и АКБ; 10 – разъем для подключения к коммутационной аппаратуре

Рисунок 3 – РР 390-Б без крышки (вид сверху)

1 – корпус; 2 – проволочные резисторы; 3 – диоды; 4 – печатная плата;
5 – внутренний разъем; 6 – резисторы; 7 – разъем для подключения генератора и аккумуляторных батарей

Рисунок 4 – РР 390-Б без нижней крышки (вид снизу)

1 – днище; 2 – печатная плата; 3 – внутренний разъем; 4 – резисторы; 5 – диоды; 6 – стабилитроны; 7 – терморезистор

Рисунок 5 – Нижняя крышка РР 390-Б (вид изнутри)

В блоке реле смонтированы следующие электромагнитные реле: включения; защиты; ограничения тока; стартера; блокировки стартера.

Три первых реле и бесконтактный регулятор напряжения обеспечивают работу генераторной установки, оставшиеся два – электрического стартера двигателя машины.

Реле включения подключает регулятор напряжения к генератору. Его обмотка через выключатель «Возбуждение генератора» включена на напряжение как генератора, так и аккумуляторных батарей, то есть, подключена к зарядной цепи системы электроснабжения. Реле защиты отключает регулятор напряжения от обмотки возбуждения генератора при увеличении его напряжения выше установленного предела.

Ограничитель тока ограничивает ток генератора на уровне до 120 А, хотя максимальный ток, отдаваемый генератором – 150 А. Ограничение тока генератора обеспечивает долговечность его приводных ремней. Обмотка ограничителя включена последовательно в силовую цепь генератора, а его контакты воздействуют на цепь возбуждения генератора, уменьшая одновременно напряжение генератора и отдаваемый им ток.

Реле стартера позволяет включать стартер дистанционно – при нажатии кнопки, а реле блокировки стартера отключает стартер после пуска двигателя и исключает возможность его включения при работающем двигателе.

Схема подключения реле-регулятора РР 390-Б к бортовой сети тягача МТ-ЛБ представлена согласно рисунку 6.

Рисунок 6 – Схема подключения РР 390-Б в бортовую сеть тягача МТ-ЛБ

На рисунке 7 представлена электрическая принципиальная схема реле-регулятора РР 390-Б.

R1-R16 – резисторы; C1 – конденсатор; K4 – реле стартера; K3 – реле включения; K2 – реле защиты; K2.1 – основная обмотка реле защиты; K2.2 – удерживающая обмотка реле защиты; K1 – реле ограничения тока; K5 – реле блокировки; K5.1 – основная обмотка реле блокировки; K5.2 – форсирующая обмотка реле блокировки; L2 – дроссель; V1 – выпрямительный блок; V4, V6, V8, V10V12 – диоды; V5, V7, V9 – транзисторы; V2, V3 – стабилитроны; Ш1-Ш2 – разъемы; S1 – выключатель «Возбуждение генератора»

Рисунок 7 – Схема электрическая принципиальная реле-регулятора РР 390-Б

Схема бесконтактного регулятора напряжения включает три кремниевых транзистора. Основными элементами измерителя регулятора являются стабилитроны V2 и V3, усилителя – транзисторы V5 и V7, исполнительного устройства – транзистор V9.

Работа регулятора напряжения при поддержании заданной величины напряжения аналогична работе других транзисторных регуляторов напряжения в автомобильных генераторных установках, например, регулятора 2712.3702 [5]. При включении выключателя S1 «Возбуждение генератора» напряжение от батарей подается на обмотку реле включения К3, контакты которого подключают регулятор напряжения к сети электрооборудования (к корпусу машины, так называемой «массе»). Но напряжение батарей меньше предела регулирования для напряжения генератора, то есть меньше напряжения, необходимого для пробоя стабилитронов V2 и V3. Поэтому транзистор V5 закрыт, а открыт работающий с ним в противофазе промежуточный транзистор V7 и силовой V9. Отметим, что все три транзистора работают в режиме ключа – «открыт – закрыт».

При этом вокруг обмотки возбуждения генератора на его роторе создается постоянное магнитное поле, которое намагничивает когтеобразные полюса ротора. При работе двигателя машины ротор генератора вращается и в обмотках статора наводится переменная ЭДС, которая подается на выпрямительный блок, а затем с вывода «+» генератора в бортовую сеть машины выдается выпрямленное постоянное напряжение.

С увеличением частоты вращения ротора возрастает напряжение генератора и, когда оно превышает напряжение аккумуляторных батарей, генератор начинает питать все приемники электрического тока на машине, в том числе и свою собственную обмотку возбуждения.

При достижении предела регулирования (в интервале от 27 до 28,2 В) стабилитроны V2 и V3 пробиваются и ток, проходящий через них, открывает транзистор V5, который шунтирует вход транзистора V7. Вследствие этого транзисторы V7 и V9 закрываются, прерывая ток в обмотке возбуждения генератора.

Резкое уменьшение силы тока возбуждения приводит к снижению напряжения генератора, что вызывает закрытие стабилитронов и транзистора V5, а транзисторы V7 и V9 открываются. Сила тока возбуждения вновь начинает возрастать, повышая напряжение генератора.

В дальнейшем регулятор напряжения устанавливает такую среднюю величину тока возбуждения, при которой напряжение генератора остается практически неизменным.

Обмотка реле К1 включена последовательно в цепь нагрузки генератора, а его контакты воздействуют на цепь базы транзистора V7 регулятора напряжения. Если сила тока нагрузки генератора превышает допустимую величину (порядка 120 А), срабатывает реле К1 (измерительное устройство ограничителя тока) и через его замкнутые контакты K1.1 на базу транзистора V7 подается отрицательный потенциал. Транзистор V7 закрывается, что вызывает закрытие и транзистора V9. Ток в обмотке возбуждения генератора уменьшается, соответственно уменьшается его напряжение и ток нагрузки. При уменьшении тока нагрузки нормально разомкнутые контакты K1.1 сразу размыкаются и транзисторы V7 и V9 открываются. Указанный процесс повторяется периодически, ограничивая силу тока нагрузки генератора.

Читать еще:  Регулируем браслет часов orient

Реле К2 имеет две обмотки: включающую К2.1 и удерживающую К2.2. Включающая обмотка питается от генератора через силовой транзистор V9 регулятора напряжения. При срабатывании реле защиты замыкаются его контакты, в результате чего под напряжением оказывается удерживающая обмотка и через диод V4 шунтируется обмотка реле включения К3.

При пробое (замыкании перехода коллектор-эмиттер) силового транзистора V9 ток в обмотке возбуждения генератора не ограничивается и поэтому напряжение генератора растет. При напряжении (30 – 33 В) вступает в работу реле К2. Под действием его включающей обмотки К2.1. контакты К2.3 шунтируют обмотку реле К3 и подают напряжение на удерживающую обмотку К2.2. Контакты К3.1 размыкаются, разрывая цепь тока возбуждения генератора. Пока напряжение в бортовой сети не уменьшится до 17,5 В контакты реле включения останутся разомкнутыми.

Реле-регулятор РР-350 (РР-350А)

Паспорт на Реле-регулятор РР-350 (РР-350А) Реле-регулятор РР-350 (РР-350А)
Паспорт
ГОСТ 3940-57

Регулятор служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, что необходимо для обеспечения нормального зарядного режима батареи и нормального режима работы потребителей тока автомобиля.
«Минус» комплекта электропитания присоединен на «массу».
Номинальное напряжение 12 вольт.
Номинальный ток до 8 ампер.
Работает с генератором типа Г 250.
Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды — 20°С:
от 13.8 до 14.5 вольт для РР-350;
от 13,9 до 14.6 вольт для РР-350А.
Пределы регулируемого напряжения при изменении скорости вращения ротора от 2500 до 10500 об/мин, тока нагрузки от минимального значения до 28 ампер и температуре окружающей среды от — 20°С до +65 °С – от 13,4 до 14,7 вольт для РР-350 и от 13,5 до 14,8 вольт для РР-350А.
Фактическая величина падения напряжения между клеммами «плюс» и «шунт» регулятора при токе возбуждения З ампера, напряжении питания 12,5 вольт и температуре окружающей среды +20°С должна быть не более 2 вольт.
Регуляторы устанавливаются в вертикальное положении или под углом 15° штепсельным разъемом вниз.
Регулятор РР-350 не требует каких-либо дополнительных регулировок, поэтому не рекомендуется производить его вскрытие.
Необходимо следить за чистотой поверхности корпуса и крышки регулятора, т. к. загрязнение может привести к недопустимому перегреву транзисторов и выходу их из строя.
Температурные условия эксплуатации от — 20 до + 65°С.
Категорически запрещаются любые короткие замыкания в сети комплекта генератор-выпрямители регулятор.
Даже кратковременные замыкания на массу шунтовой цепи комплекта приводят к выходу из строя регулятора.
Категорически запрещается перемена полярности при присоединении аккумуляторной батареи.
Запрещается включение или выключение значительной нагрузки (например, фар) при отключенной аккумуляторной батарее.
Регулятор Р-350 состоит из крышки, корпус (основания), внутри которого размещаются элементы, определяющие собой монтажную схему регулятора. Регулятор содержит три полупроводниковых транзистора типа П217В или П217, П202 (П214А, П302, стабилитрон Д808 (Д814А), терморезистор ММТ-1-1к (ММТ-4), полупроводниковые диоды КД-202Г, КД-202В, дроссель и резисторы МЛТ.

Рисунок 1. Электрическая схема реле-регулятора РР-350
Рисунок 1. Электрическая схема реле-регулятора РР-350

Перечень и номиналы элементов схемы:
R1 резисторы МЛТ-0,5 ГОСТ 7113-66
R2 (подбираются при настройке)
R3 МЛТ-0,5-220 Ом ±5% ГОСТ 7113-66
R4 МЛТ-0,5-100 Ом±5% ГОСТ 7113-66
R5 МЛТ-0,5-390 Ом ±5% ГОСТ 7113-66
R6 МЛТ-0,5-З кОм ±5% ГОСТ 7113-66
R7 МЛТ-0,5-300 Ом ±10% ГОСТ 7113-66
R8 МЛТ-1-470 Ом ±5% ГОСТ 7113-66
R9 27 Ом+5% (МЛТ-2-82 Ом ±5% — 3 шт.) параллельно
R10 17 Ом+5% (МЛТ-0,25-51 ом ±5%- 3 шт.) параллельно
R11 МЛТ-1-220 Ом ±10% ГОСТ 7113-66
Rt терморезистор ММТ-1-1к ГОСТ 10688-63
Д1 стабилитрон Д808 СМ3.362.004ТУ
Д2 диод КД-202Г УЖ 3.362.036ТУ
ДЗ диод КД-202В УЖ 3.362.036ТУ
Д4 диод КД-202В УЖ 3.362.036ТУ
T1 транзистор П302 ЩБ3.365.002ТУ
Т2 транзистор П214В СИ3.365.012ТУ
ТЗ транзистор П217 СИ3.365.017ТУ
Др дроссель РР-330-3702220
Примечание: клеммы «+» «Ш» и «—» регулятора подсоединить к соответствующим клеммам генератора.
При включении замка зажигания реле-регулятор Р-350 получает питание от аккумуляторной батареи. Стабилитрон Д1 закрыт, транзистор Т1 закрыт, транзисторы Т2 и Т3 открыты, следовательно, через обмотку возбуждения генератора проходит ток возбуждения.
При запуске двигателя ротор генератора начинает вращаться и, по мере увеличения оборотов, напряжение повышается. При определенных оборотах генератора напряжение достигает такого уровня, при котором происходит пробой стабилитрона. Транзистор Т1 открывается, транзисторы Т2 и ТЗ закрываются. Ток возбуждения, а также напряжение генератора уменьшается до величины, при которой закрывается стабилитрон, а, следовательно, и транзистор Т1. Транзисторы Т2 и ТЗ открываются. Ток возбуждения, следовательно, увеличивается и процесс начинается сначала.

Содержание

1. Основные параметры
2. Технические требования
3. Условия эксплуатации
4. Устройство реле-регулятор РР-350
5. Принцип работы
6. Гарантия
Электрическая схема реле-регулятор РР-350

Реле рр 380 регулировка напряжения

как настроить реле напряжения

Реле напряжения предназначено для отключения бытовой нагрузки при недопустимых колебаниях напряжения в сети с автоматическим повторным включением после восстановления параметров сети.
В нормальном режиме реле напряжения пропускает через себя весь ток нагрузки, и заодно служит цифровым индикатором уровня напряжения а в некоторых моделях и потребляемого тока.

Согласитесь, это очень удобно, поэтому рекомендуется к установке в каждом домашнем электрощите ввиду того что электрическая сеть подаваемая в дом или квартиру может быть непредсказуемая по своим параметрам.

Простой пример — обрив или отгорания нуля в этажном электрощите что неприкословно приведет к сдвигу фаз где напряжение в розетках квартиры «пойдет в разнос» и может составить даже 400 вольт! Естественно все незащищенные электроприборы которые будут подключены к сети в это время выйдут из строя.

отгорание нуля в квартирном щитке

Кроме всего прочего по разным причинам в сети могут появится импульсные «скачки» высокого напряжения или же напряжения может «просесть» до критически опасных низких уровней напряжения при которых домашние электроприборы могут также выйти из строя.

Во всех подобных случаях для защиты домашнего оборудования можно применять реле напряжения. Но все же несмотря на такие полезные его свойства пропускать в розетки только оптимальное напряжение, если в вашей электросети бывают частые понижения напряжения, например в сельской местности где еще старое оборудования местних электростанций, стоит обратить внимание на стабилизатор напряжения.

Несмотря на большое изобилие производителей выпускающих реле напряжения разных моделей у всех моделей принцип работы одинаков и зачастую подключить его не составит проблем.
О выборе, параметрах и правильных схемах подключения реле напряжения можно почитать здесь.

Электрическая схема подключения есть и в инструкции и на самом приборе.

как подключить реле напряжения

После установки реле напряжения в электрощит наступает момент когда его нужно правильно настроить для надежной и безопасной работы домашней электротехники, особенно холодильников, кондиционеров и другой морозильной, компрессорной и не только, техники..

В реле напряжения можно настраивать напряжения сработки (повышенное и пониженное), а также время повторного включения после восстановления заданных параметров напряжения.
В большинства реле, параметры такие:
Нижний предел 120-200 вольт
Верхний предел 210-270 вольт
Время (повторного) включения нагрузки 5-300 (600) секунд
Максимальный ток нагрузки 40 ампер
Кроме того очень важные и стоит обратить внимание на параметры аварийного отключения (сработки) реле напряжения, качественные модели срабатывают за 0.04 секунды для верхнего предела и 0.06 для нижнего.

По стандарту напряжение в сети может отличаться от номинала не более чем на 10%, а это 198 — 242 вольт и стоит заметить что большинство электрооборудования росчитаны на нормальную работу в таких пределах. В технической документации к каждому электроприбору (оборудованию), как правило указывается и напряжение питания и процент отклонений от номинала. Правда, сейчас введён новый стандарт номинала — 230 вольт, а это значит, что пределы должны быть от 207 до 253 В.

Читать еще:  Схемы зарядных устройств с регулировками тока и напряжения

Но на практике если напряжение сети у вас составляет 190-220 Вольт, то верхний предел лучше всего установить на 245 вольт, а нижний предел на 180 В. Но если же напряжение сети 230-245, верхнее лучше установить на уровне 255 вольт, а нижнее 190 В.
Если к данной линии подключены холодильники, кондиционеры или другие приборы с пусковыми рабочими свойствами время восстановления рекомендуется выставлять максимальное 300 сек. Такая выдержка времени подключения отсрочит включение бытовых приборов, и они останутся невредимыми и работоспособными.
Если же такая задержка включения вам не по душе, можно применить два варианта, сделать отдельную линию и отдельное реле напряжения для холодильно-компрессорных устройств и с соответствующей задержкой только для того реле в 300-500 секунд, а на реле всех остальных линий дома настроить 5 секунд включения, или второй вариант — настроить реле напряжения (если оно одно и на весь дом) минимум на 150 секунд, но не меньше.
Если скачки «верхнего напряжения» будут очень частыми, то стоит попробовать увеличить верхний предел на 5 Вольт, а если вниз—то уменьшить. Но не устанавливать более 260 вольт, лучше в таких случаях применять квартирный стабилизатор напряжения.

Вносить параметри напряжений нужно согласно инструкции к конкретному реле напряжения, рассмотрим пример настройки реле напряжения (и тока) фирмы DigiTOP.

Настройка реле напряжения

Чтоб установить (изменить) верхний предел отключения по напряжению – жмем и удерживаем более 5 секунд верхнюю клавишу (стрелка вверх). В правом нижнем углу индикатора обязана появится точка и уровень начнет поочередно изменятся с шагом 1 В. Стрелками «вверх» и «вниз» (верхняя и центральная кнопки) устанавливаем нужное нам значение и отпускаем элементы управления. Через 10 сек происходит автоматический выход из меню, параметры остаются в энергонезависимой памяти до их последующей корректировки. Кроме того происходит настройка нижнего значения, лишь начинаем со стрелки «вниз». В случае если нажать и удерживать две стрелки, мы перейдем в настройку времени задержки на включение с шагом 5 сек. При краткосрочном нажатии на одну либо несколько стрелок, мы увидим параметр, который установлен в памяти прибора.

настройка пределов сработки в реле напряжения

В некоторых моделях еще есть кнопка «і» . Прибор запоминает значение напряжения, вызвавшего последнее срабатывание. На дисплей это значение можно вывести нажатием этой кнопки.

настройка реле напряжения и просмотр последней сработки отключения

Настройка защиты по току в реле типу VA-63(32) делается при помощи нижней кнопки в виде символа «пуск». При ее единоразовом нажатии мы увидим на нижнем табло символ «ON» либо «OFF». Удерживая клавишу, переходим в режим настройки и стрелками устанавливаем подходящий вариант. По умолчанию, с завода, контроль тока включен.

настройка защиты по току в реле напряжения

При необходимости в некоторых реле напряжения можно произвести калибровку показаний вольтметра и амперметра.
Внимание! Эта операция есть сервисной и обязана производится специалистом, с надлежащими познаниями и устройствами замера напряжения, и исключительно в тех случаях когда часто имеются отличия характеристик питания наружной электросети (отклонение частотных характеристик, искаженная синусоида) что приводит к неверному измерению устройством («реле») настоящего напряжения.

калибровка вольтметра и амперметра в реле напряжения

Для исполнения калибровки вольтметра нужно, при отключенном питании, зажать две стрелки (кнопки) устройства и после чего подать входное напряжение. В режиме калибровки, используя внешний цифровой либо стрелочный вольтметр, стрелками на защите подстраиваем показания на верхнем индикаторе под значение нужного нам эталонного устройства. После чего выключаем питание. Конфигурации сберегаются в энергонезависимой памяти.
По мере надобности, переходим к амперметру. Вход в режим его калибровки производится параллельным нажатием средней и нижней кнопки при выключенном питании и его следующем подключении при удержании кнопок. Подстройка в верхнюю сторону либо наоборот вниз на основании показаний эталонного амперметра исполняется нажатием и удержанием стрелок вверх-вниз.
Обратите внимание! Подстройка показаний случается еще медленнее, нежели в первом варианте с вольтметром.

Мотоциклы ИЖ регулировка реле-регулятора РР-30

При регулировке регулятора напряжения мотоциклов ИЖ. Нужно между контактами реле обратного тока проложить изоляционную прокладку, так как эта регулировка производится без нагрузок на генератор.

Вольтметр следует подсоединить к клеммам Д и М; произвести запуск двигателя (положение ключа 2) и проверить напряжение, которое должно быть в пределах 7,3-7,8 в (при повышенных оборотах двигателя).

Реле-регулятор РР-30. мотоциклов ИЖ.

Если напряжение выходит из заданных пределов, то следует прежде всего зачистить контакты с помощью стальной пластины. Если после зачистки не удастся добиться требуемого напряжения, следует произвести проверку зазоров между вибратором 2 и верхней пластиной электромагнита (смотреть рисунок) и между контактами 7 и 8. Если этот зазор (между контактами 7 и 8) будет больше или меньше 0,1-0,15 мм, то необходимо отвернуть винты 9 и снять верхний угольник 5, затем, отпустив винт крепления нижнего угольника, установить требуемый зазор; после этого не полностью подтянуть винты и, вставив второй щуп между контактами, прижать верхний угольник до соприкосновения контактов, после чего полностью затянуть винты 9 и вновь проверить зазор и напряжение.

Можно отрегулировать напряжение и за счет натяжения пружины вибратора путем подгибания регулировочного ушка угольника 5. При увеличении натяжения пружины напряжение повышается, при уменьшении — понижается. После регулировки регулятора напряжения следует убрать изоляционные прокладки.

При регулировке реле-регулятора РР-30 мотоциклов ИЖ реле обратного тока кроме вольтметра нужно иметь амперметр со шкалой 5-0-5 а. Вольтметр подсоединить способом, аналогичным предыдущему (к клеммам Я и М), а амперметр — последовательно (одну клемму к клемме аккумулятора, а вторую — к проводу, снятому с клеммы аккумулятора). Затем завести двигатель и при плавном увеличении числа оборотов коленчатого вала проверить напряжение (на вольтметре) замыкания контактов, которое должно произойти при 6,3-6,8 в. Если напряжение замыкания выше, то следует ослабить пружину 15, подгибая ушко нижнего угольника 14, если ниже, то наоборот.

Перед регулировкой напряжения замыкания следует проверить зазоры между контактами (0,35-0,45 мм) и между вибратором и пластиной (0,6-0,7 мм).

Установку зазоров производят следующим образом: отпускают винты 10 и устанавливают щуп толщиной 0,6-0,7 мм между верхней пластиной электромагнита и заклепками отлипания на вибраторе, прижимают вибратор и замеряют щупом толщиной 0,4 мм зазор между контактами. После установки зазора винты 10 затягивают.

Обратный ток включения реле при правильно установленных зазорах и отрегулированном напряжении должен быть в пределах 0,5-4 а. Замер величины обратного тока производят следующим образом. Увеличивают обороты двигателя до показания амперметром зарядки; затем начинают плавно снижать обороты, наблюдая за показаниями амперметра, стрелка которого, перейдя через нуль, покажет разрядку. Показание прибора в крайнем положении (на разрядку) за вычетом тока катушки зажигания и будет величиной обратного тока.

Похожие статьи:

Последние записи

Бензопила ms 180 stihl

Бензопила ms 180 stihl. Поездки на вездеходах в труднодоступные места для распила упавших деревьев, заготовки дров для костра, необходима простая легкая классическая бензопила.

Двухтактный двигатель принцип работы

Двухтактный двигатель, в котором рабочий цикл проходит за один оборот коленчатого вала, а в цикле.

© При использовании материала обязательна активная ссылка на planeta-4.ru !

Регулятор напряжения ЗИЛ-133

Служит для автоматического поддержа­ния напряжения генератора в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и тока нагрузки генератора, а так­же при изменении температуры окружаю­щей среды. Поддерживаемое напряжение выбирается с учетом обеспечения заряда аккумуляторной батареи и нормальной ра­боты светотехнических изделий. На авто­мобиль ЗИЛ-133Г2 устанавливается регу­лятор напряжения РР350-А, а на ЗИЛ- 133ГЯ, -133ВЯ— РР132.

Работа регулятора напряжения РР350-А

Электрическая схема регулятора пока­зана на рис. 14.5. Регулятор напряжения состоит из измерительного 1 и регулирую­щего 2 блоков. Измерительный блок пред­назначен для сравнения фактического на­пряжения с заданным. В измерительный блок входят: нелинейный делитель, состоя­щий из резисторов Rl, R2, R3, R4, R5, RK и дросселя L; стабилитрон VDP, транзистор VT1 с резисторами R7 и R8. В регулирую­щий блок, предназначенный для усиления сигналов измерительного блока и регули­рования тока возбуждения генератора, вхо­дят: транзисторы VT2 и VT3, резисторы R9 и R10, диод VD2, диод обратной свя­зи VD3 и добавочный резистор R11, шун­тирующий транзистор VT3.

Читать еще:  Как отрегулировать цвета на смартфоне

Схема регулятора напряжения PP350-A ЗИЛ-133

Рис. 14.5. Схема регулятора напряжения PP350-A

При повороте ключа в выключателе за­жигания через элементы делителя начина­ет проходить ток. Через стабилитрон VD1 ток проходит по цепи: клемма «-f» бата­реи — выключатель Q — резистор R7 —- стабилитрон VD1 (в обратном направле­нии) — две параллельные ветви, состоя­щие из резистора R4 с последовательно включенным с ним дросселем L и резистора R5 с последовательно соединенным с ним резистором температурной компенсации RK — клемма «—» регулятора — клемма «—» батареи.

Падение напряжения, возникающее в стабилитроне VD1 под действием этого ма­лого тока, меньше напряжения стабилиза­ции, поэтому пробоя стабилитрона в обрат­ном направлении не происходит. Падение напряжения на резисторе R7 ввиду малой силы тока также незначительно, поэтому потенциалы базы и эмиттера транзистора VT1 практически равны, а ток эмиттер— база (необходимый для открывания тран­зистора) весьма мал и транзистор VT 1 находится в закрытом состоянии. Сопро­тивление перехода эмиттер—коллектор транзистора VT 1 велико, что приводит к появлению на базе транзистора VT2 от­рицательного смещения, открывающего транзистор VT2. Под действием тока эмит­тер—база и эмиттер—коллектор открыто­го транзистора VT2 создается падение на­пряжения на резисторе RJO и потенциал базы транзистора VT3 становится значи­тельно меньше потенциала его эмиттера. Возникает ток эмиттер—база в цепи тран­зистора VT3, и транзистор открывается. При этом через обмотку возбуждения гене­ратора протекает ток: клемма «-(-» бата­реи—выключатель Q — диод обратной свя­зи VD3 — эмиттер и коллектор транзисто­ра VT3 — обмотка возбуждения генера­тора — клемма «—» генератора — клем­ма «—» батареи. В этом случае ток возбуж­дения генератора равен максимальной величине.

В случае повышения напряжения гене­ратора до 14,0—14,7 В обратное напряже­ние, приложенное к стабилитрону, дости­гает величины 7—8 В (напряжение стаби­лизации), и стабилитрон VD1 пробивает­ся. При этом сопротивление стабилитрона резко снижается, а величина проходящего через него тока увеличивается. В резуль­тате возрастает падение напряжения на ре­зисторе R7, потенциал базы транзистора VT1 резко уменьшается по сравнению с по­тенциалом его эмиттера, и транзистор VT 1 открывается, сопротивление перехода эмит­тер—коллектор резко уменьшается, а ве­личина тока, проходящего через резистор R8, увеличивается. В результате резко возрастает падение напряжения иа резисто­ре R8, потенциал базы транзистора VT2 увеличивается, разность потенциалов эмит­тера и базы транзистора VT2 уменьшается и транзистор запирается. Это, в свою оче­редь, приводит к запиранию транзистора VT3, так как весьма малый ток, проходя­щий через резистор R10, диод VD2, запер­тый транзистор VT2 и резистор R9, созда­ет незначительное падение напряжения на резисторе R10, вследствие чего потенциал базы транзистора VT3 становится почти равным потенциалу его эмиттера.

Вследствие запирания транзистора VT3, сопротивление перехода эмиттер—коллек­тор резко увеличивается и ток обмотки воз­буждения, проходящий при этом через до­бавочный резистор R11 (шунтирующий транзистор VT3), уменьшается и напряже­ние генератора снижается.

При понижении напряжения ниже регу­лируемой величины обратное сопротивле­ние стабилитрона VD1 уменьшается и ста­билитрон восстанавливает свое запираю­щее действие. Это приводит к уменьшению тока, проходящего через резистор R7 и, следовательно, к уменьшению падения на­пряжения в этом резисторе и снижению разности потенциалов эмиттер—база тран­зистора VT1, что приводит к его запира­нию. В результате транзисторы VT2 и VT3 вновь переходят в открытое состояние и ток возбуждения генератора вновь начи­нает увеличиваться. При этом также на­чинает повышаться напряжение генератора до тех пор, пока оно не достигнет установ­ленной величины и не вызовет вновь про­бой стабилитрона VD1.

Описанный процесс повторяется пери­одически и таким образом напряжение ге­нератора поддерживается постоянным в заданных пределах регулирования 14,0—14,7 В.

Для уменьшения влияния температуры на величину регулируемого напряжения в одно из плеч делителя напряжения изме­рительного устройства включен терморе­зистор RIС типа Л1МТ-1, сопротивление ко­торого резко изменяется с изменением тем­пературы.

Резисторы R1 и R2 являются подстроен­ными и служат для подрегулирования на­пряжения, поддерживаемого регулятором. Дроссель L служит для сглаживания пуль­саций выпрямленного напряжения генера­тора на измерительном блоке. Гасящий диод VD4 предназначен для защиты вы­ходного транзистора VT3 от пробоя э. д. с. самоиндукции обмотки возбуждения в мо­мент закрывания транзистора VT3.

Диод VD2, включенный параллельно обмотке возбуждения генератора, защища­ет транзистор VT3 от перенапряжений. Резистор R6 — элемент обратной связи, предназначенный для улучшения характе­ристики регулятора.

Работа регулятора напряжения РР132

Электрическая схема регулятора пока­зана на рис. 14.6. Регулятор состоит из двух основных функциональных блоков: измерительного — делитель напряжения (Rl, R2, R7, L.), стабилитрон VD1, тран­зистор VT1 (с резисторами R3 и R5) и регулирующего — транзистор VT2, дио­ды VD2 и VD3, резистор R4.

Регулятор работает по принципу бес­контактного реле. При включении выклю­чателя приборов Q цепь базы выходного транзистора VT2 через резистор R5 полу­чает питание от аккумуляторной батареи
и транзистор оказывается открытым. Че­рез обмотку возбуждения генератора проте­кает ток, определяемый напряжением бата­реи и сопротивлением обмотки возбужде­ния. Этот ток обеспечивает возбуждение генератора и рост напряжения на его клем­мах «-|-» и «—» по мере повышения часто­ты вращения ротора.

Схема регулятора напряжения РР132 ЗИЛ-133

Рис. 14.6. Схема регулятора напряжения РР132.

Сопротивление делителя подобрано та­ким образом, что при неработающем дви­гателе падение напряжения, возникающее на стабилитроне VD1, меньше напряжения стабилизации, и поэтому пробой стабили­трона в обратном направлении не происхо­дит, так как транзистор VT1 заперт (ток базы отсутствует).

При достижении напряжения 13,5— 14,8. В стабилитрон пробивается, резко снижается его сопротивление, что вызывает появление положительного потенциала на базе транзистора VT Он отпирается, а транзистор VT2 вследствие изменения по­лярности напряжения на базе запирается. При этом резко увеличивается сопротивле­ние участка эмиттер—коллектор, входя­щего в цепь обмотки возбуждения, и, сле­довательно, снижается напряжение гене­ратора.

Спад напряжения продолжается до тех пор, пока вновь не закроется стабилитрон. При этом транзистор VT2 открывается и напряжение генератора возрастает до тех пор, пока не достигнет установленной ве­личины и ие произойдет повторный пробой стабилитрона. В системе устанавливаются колебания, благодаря которым автомати­чески поддерживается заданный уровень регулируемого напряжения.

Резистор R7 является подстроенным и служит для подрегулирования напряжения, поддерживаемого регулятором. Дроссель L сглаживает пульсации выпрямленного напряжения генератора и улучшает элек­трические характеристики генератора. Ди­оды VD2 и VD3 обеспечивают надежное запирание транзистора VT2, так как боль­шое остаточное напряжение между эмит­тером и коллектором транзистора VT1 в открытом состоянии компенсируется па­дением напряжения на этих диодах. Ди­од VD4 предназначен для ликвидации перенапряжений в цепи. Резистор R6 — элемент обратной связи, обеспечивающий четкое переключение транзисторов.

Основные неисправности регуляторов напряжения

Дkя проверки исправной работы ге­нераторной установки необходимо на средней частоте вращения коленчато­го вала двигателя включить фары, при этом указатель тока не должен по­казывать разрядный ток. Основные неисправности регулятора и способы их устранения приведены в табл. 14.2.

Во время эксплуатации регулятор напряжения, как правило, не требу­ет каких-либо регулировок, поэтому вскрывать и регулировать его можно только квалифицированным работни­кам в специальной мастерской, распо­лагающей соответствующими измери­тельными приборами.

При измерении регулируемого на­пряжения на автомобиле необходимо: подключить вольтметр к клемме «+» аккумуляторной батареи (клемме «+» регулятора напряжения) и массе; включить в качестве нагрузки даль­ний свет фар; зафиксировать регули­руемое напряжение по показанию вольтметра при средней частоте вра­щения коленчатого вала двигателя.

Для проверки регулятора напря­жения на автомобиле можно исполь­зовать прибор НИИАТ-Э-5. Регуля­тор напряжения, снятый с автомоби ля, можно также проверить на стенде мод. 532. Если напряжение при про­верке не укладывается в указанные выше пределы, то регулятор следует направить в ремонт для изменения регулируемого напряжения.

Строительный журнал
Добавить комментарий