Устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов
Устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов
У любого опытного автовладельца почти наверняка в гараже или дома имеется зарядное устройство (ЗУ). Наиболее качественная их разновидность подразумевает плавное регулирование силы тока и выходного напряжения. Осуществить подобное ступенчатыми переключателями не получится, лучший вариант – применение электронной схемы, где главную роль играет тиристор – компонент, изменяющий U и I в нагрузке. Однако магазинные аппараты стоят довольно дорого, а при наличии навыков работы с паяльником и знаний в сфере радиотехники зарядное устройство на тиристоре можно сконструировать самостоятельно, что обойдётся на порядок дешевле.
Зарядное устройство на тиристоре своими руками
Существует множество электронных схем, в том числе и непростых, с полным набором регулировок и защиты, солидным количеством деталей, зачастую недешёвых. Но большинство автолюбителей отдаёт предпочтение простым зарядным устройствам на тиристоре, из нескольких недорогих компонентов, которые зачастую можно извлечь из отработавшей своё аппаратуры, например компьютера.
Выбор схемы и принцип её работы
Сначала стоит отметить главное достоинство предлагаемой схемы тиристорного зарядного устройства: доступность и малые финансовые затраты. Есть и иные преимущества при использовании в качестве главного компонента недорогого тиристора КУ202:
- Хороший зарядный ток до 10 А.
- Выдаваемая энергия – импульсного типа, что продлевает эксплуатационный ресурс заряжаемой батареи.
- Для сборки понадобятся широко распространённые недорогие детали, найти которые не составит труда.
- Схему тиристорного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора просто повторить даже автолюбителю, малосведущему в радиотехнике, а опытному электронщику потребуется и вовсе не более часа, чтобы запустить устройство в эксплуатацию.
По принципу действия это фазоимпульсный регулятор мощности, выполненный на тиристоре и позволяющий изменять силу тока. Управляющий электрод КУ202 питает транзисторная цепь. Чтобы защитить схему тиристорного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора от токовых скачков, используется диод VD2. Сопротивление R5 оказывает влияние на зарядный ток, значение которого, как известно, 1/1 от ёмкости АКБ. Для питания схемы понадобится трансформатор, уменьшающий сетевое U = 220 В до 18–22 В. Если в вашем распоряжении оказался трансформатор с большим напряжением на выходе, сопротивление R7 нужно увеличить ориентировочно до 2-х кОм (возможно, резистор придётся подбирать). Диоды выпрямительного моста и тиристор необходимо устанавливать на алюминиевые радиаторы, чтобы исключить перегрев деталей. При монтаже обычных элементов типа Д242–245 не забывайте под корпус подложить изоляционную шайбу.
Принципиальная схема тиристорного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора выглядит следующим образом:
Так как схема простая, в ней отсутствует электронная защита: её роль играет предохранитель, устанавливаемый на выходе. При зарядке батарей ёмкостью не более 60 А*ч хватит плавкой вставки номиналом 6,3 А. Установка последовательно подсоединяемого прибора – амперметра поможет контролировать процедуру зарядки. Ниже показана печатная плата, упрощающая сборку ЗУ:
Перечень компонентов в схеме и подбор возможных аналогов
В схеме использован электролитический конденсатор, выдерживающий напряжение не менее 63 В. Мощность резисторов R1-R6 – 0,25 Вт, R7 – 2 Вт. Диоды в выпрямительном мосту пропускают ток до10 А и держат обратное U от 50 В. Такое же напряжение должен выдерживать импульсный диод VD2. Транзисторы VT1 и VT2: КТ3107, КТ502, КТ361 и КТ503, КТ315, КТ3102 соответственно.
Расчёт параметров трансформатора, тиристора и диодов
Одна из отрицательных сторон зарядки на тиристоре – низкий КПД, отчасти обусловленный вторичной обмоткой трансформатора, которая должна свободно пропускать ток, в три раза больший, чем потребляемая АКБ мощность. Как это исправить? Для этого можно тиристор переставить из обмотки II трансформатора в обмотку I, как это показано на схеме тиристорного зарядного устройства для АКБ:
Вся разница этого ЗУ на тиристоре для автомобильных аккумуляторов заключается в подключении диодного моста и регулирующего тиристора в первичную обмотку трансформатора. Так как ток обмотки II приблизительно меньше зарядного в 10 раз, то тепловой энергии на диодах и тиристоре выделяется совсем мало: можно даже не использовать охлаждающие радиаторы (но это не относится к VD5-VD8).
Компоненты и их аналоги:
- выпрямительный блок КЦ402,405 с любым индексом (А, Б, В);
- стабилитрон типа КС524, КС518, КС522;
- транзистор КТ117 с буквами от «Б» до «Г»;
- диодный мост, стоящий на выходе, должен состоять из компонентов, рассчитанных на 10 А (Д242-247).
Устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов
Схема зарядного устройства
Предлагаемое автоматическое устройство предназначено для зарядки автомобильных аккумуляторных батарей емкостью от 32 до 60 А*ч и поддержания их в заряженном состоянии.
Фирмы-производители рекомендуют осуществлять подзарядку батарей током, равным 0,04…0,06 от емкости аккумуляторной батареи в ампер-часах. По данным фирм, время зарядки батареи во многом зависит от зарядного тока — как при подзарядке в автомобиле, так и при зарядке от зарядного устройства.
В процессе зарядки напряжение на полюсах аккумуляторной батареи изменяется, и когда оно становится равным 2,3…2,35 В на ячейку (от 13,8 В до 14,1 В для батареи 12 В), батарея заряжена на 100%. Ненагруженный аккумулятор саморазряжается за сутки примерно на 1 …2% своей емкости. Если поверхность аккумулятора сильно загрязнена брызгами электролита, эта величина значительно возрастает.
Электрическая схема зарядного устройства сделана так, что при 100%-й зарядке аккумуляторной батареи она переключается в режим сохранения заряда, подавая слабый подзаряжающий ток (100…250 мА). Этот небольшой ток предотвращает саморазряд и сульфатацию. Зарядное устройство питается от сети с напряжением 220 В +10% и -15%. Выпрямительный блок состоит из сетевого трансформатора (Т1) мощностью 100 Вт, выпрямительного моста В2М1 -5 и фильтрующего конденсатора С1.
Сопротивление резистора R1 зависит от емкости аккумуляторной батареи. Для аккумуляторной батареи емкостью 45 А*ч требуется ток 1 = 0,05-45 = 2,25 А. Тогда резистор R1 должен иметь сопротивление примерно 1,8 Ом. Для аккумулятора емкостью 60 А*ч зарядный ток составляет 3 А, а сопротивление резистора R1 — 1,33 Ом. Резистор R1 наматывается на керамическом корпусе проводом диаметром 1 …1,2 мм. Точная величина сопротивления R1 определяется тем, какая аккумуляторная батарея подсоединена к устройству. Устройство будет более универсальным, если заменить резистор R1 регулируемым сопротивлением (реостатом).
Блок отслеживания степени зарядки состоит из стабилизатора напряжения DA1, управляющего реле К1, транзистора VT1 (2Т9135) и триггера Шмитта (VT2, VT3), образующего пороговое устройство, отслеживающее степень зарядки батареи. При достижении напряжения 13,9…14,1 В устройство переключается в режим поддержания заряда.
Согласно данным фирм-производителей аккумуляторов, такой режим допустим для всех распространенных типов свинцовых аккумуляторов.
Его преимущества: — аккумулятор может быть подключен к зарядному устройству сколь угодно долго, и всегда находится в полностью заряженном состоянии; — вследствие малости подзаряжающего тока, зарядное устройство не перегружается, а потребление тока от электросети минимально; — нет необходимости в слежении за процессом зарядки.
Для указания режима работы зарядного устройства использованы два светодиодных индикатора. В процессе зарядки светится диод HL2 (зеленый), а в режиме сохранения заряда диод HL1 (синий или желтый). Регулировка устройства на степень зарядки 100% осуществляется следующим образом. К полюсам аккумуляторной батареи подключается вольтметр с максимальным отклонением стрелки 20…30 В; при достижении напряжения 13,9… 14,1 В многооборотный потенциометр R13 устанавливается так, чтобы устройство перешло из режима зарядки в режим сохранения заряда. Эту операцию желательно повторить несколько раз. На этом вся настройка завершается.
Выпрямительный элемент В2М1-5 устанавливается на ребристом радиаторе. Блок контроля, состоящий из интегральной схемы DA1, реле К1 (типа R15-12В, польского производства) и остальных элементов, монтируется на печатной плате. На транзистор VT1 крепится винтом М3 пластинчатый радиатор размерами 30x12x1 мм. Все устройство монтируется в металлическом корпусе с отверстиями для вентиляции. Площадь отверстий должна быть примерно равна 0,5 площади корпуса.
Радио, телевизия, електроника, №9/98. Перевод А. Бельского. “Радиолюбитель”, №7/1999, с. 18.
Зарядное устройство
Недостатки ЗУ на тиристорах
У простой схемы есть существенный минус – отсутствие электронной защиты от переполюсовки, КЗ и перегрузок. Отчасти эту функцию выполняет плавкий предохранитель, что не очень удобно. При желании и достаточном опыте можно собрать дополнительную схему защиты и подключить её отдельно.
Второй недостаток – гальваническая связь настроечного блока с сетью. Его можно устранить, если использовать регулировочное сопротивление с пластиковой осью.
И ещё один минус – необходимость установки охлаждающих радиаторов (лучше использовать ребристые алюминиевые изделия). Частично проблема решается использованием схемы с включением регулирующего модуля в обмотку I питающего трансформатора.
Подводя итог, скажем, что тиристорное зарядное устройство своими руками собрать не так сложно, как может показаться с первого взгляда. Упорство и затраченное время будут вознаграждены недорогим качественным ЗУ с плавной регулировкой силы тока, продлевающей жизнь аккумулятору.
Описание тиристорного ЗУ
Тиристорное зарядное устройство являет собой девайс с электронным управлением зарядным током. Такие девайсы производятся на основе тиристорного регулятора мощности, который является фазоимпульсным. В устройстве ЗУ такого типа нет дефицитных компонентов, а если все его детали будут целыми, то его даже не придется настраивать после изготовления.
С помощью такого ЗУ можно заряжать аккумулятор транспортного средства током от нуля до десяти ампер. Помимо этого, оно может применяться в качестве регулируемого источника питания для тех или иных приборов, к примеру, паяльника, переносной лампы и т.д. По своей форме зарядный ток очень похож на импульсный, а последний, в свою очередь, позволяет продлить ресурс эксплуатации аккумулятора. Использование тиристорного ЗУ допускается в температурном диапазоне от -35 до +35 градусов.
Схема
1. Схема 1 тиристорного ЗУ
2. Простая схема для изготовления ЗУ
3. Схема тиристорного прибора
Если вы решите соорудить тиристорное ЗУ своими руками, то можно применять множество различных схем. Рассмотрим описание на примере схемы 1. Тиристорное ЗУ в данном случае питается от обмотки 2 трансформаторного узла через диодный мост VDI+VD4. Элемент управления выполнен в виде аналога однопереходного транзистора. В данном случае, при помощи переменного резисторного элемента можно регулировать время, на протяжении которого будет осуществляться заряд конденсаторного компонента С2. Если положение этой детали будет крайним правым, то показатель зарядного тока будет наибольшим, и наоборот. Благодаря диоду VD5 осуществляется защита управляющей цепи тиристора VS1.
Плюсы и минусы
Основное преимущество такого прибора — это качественная зарядка током, которая позволит не разрушить, а увеличить ресурс эксплуатации аккумулятора в целом.
Если нужно, ЗУ может быть дополнено всевозможными автоматическими компонентами, предназначенными для таких опций:
- прибор сможет отключиться в автоматическом режиме, когда зарядка будет завершена;
- поддержание оптимального напряжения аккумулятора в случае его длительного хранения без эксплуатации;
- еще одна функция, которую можно расценивать как преимущество — тиристорное ЗУ может сообщать автовладельцу о том, правильно ли он подключил полярность АКБ, а это очень важно при зарядке;
- также в случае добавления дополнительных компонентов может быть реализовано еще одно преимущество — защита узла от замыканий выхода (автор видео — канал Blaze Electronics).
Что касается непосредственно недостатков, то к ним можно отнести колебания зарядного тока, если напряжение в бытовой сети будет нестабильно. Кроме того, как и другие тиристорные регуляторы, такое ЗУ может создавать определенные помехи для передачи сигнала. Чтобы не допустить этого, при изготовлении ЗУ необходимо дополнительно установить LC-фильтр. Такие фильтрующие элементы, например, используются в сетевых блоках питания.
Зарядка гелевого аккумулятора — правильная последовательность
Для пуска двигателя и питания бортовой сети автомобиля требуется аккумулятор. Источники питания совершенствуются, появляются новые технологии. С начала 2000-х годов можно встретить гелевые аккумуляторы, в которых электролит не привычный жидкий, а гелеобразный. Это дает ряд преимуществ, впрочем, и минусы у решения имеются. Один из них – строгие требования к процессу зарядки. Как заряжать гелевый аккумулятор, и каковы его особенности на фоне стандартного свинцово-кислотного – об этом в статье.
При зарядке гелевого аккумулятора должны быть выполнены строгие требования.
Особенности гелевых АКБ
Гелевые источники питания для автомобиля или для мотоцикла – это не новинка, а следствие эволюции. С момента появления аккумуляторных батарей, их конструкция не раз менялась. В процессе совершенствовался состав пластин, имеющих свойство разрушаться, менялся химический состав электролита.
Как итог, появились АКБ с электролитом в виде гелевого наполнителя, и он не жидкий. Впрочем, гелевый аккумулятор работает по тому же принципу, что и обычный свинцово-кислотный.
Гелевые АКБ производят по двум технологиям:
- GEL. Электролит – силикагель, который впитывается в микропористый сепаратор;
- AGM. Электролит поглощается стекловолокном. Оно же – сепаратор.
Помимо автомобильной промышленности, эта разновидность источников питания нашла применение в судостроении, космической и других отраслях. Автомобильные гелевые батареи 12 Вольт сейчас встречаются реже обычных, но в качестве мото АКБ они используются давно. Когда в наличии модель для автомобиля, надо знать, как правильно зарядить гелевый аккумулятор своими руками.
Главное преимущество этой разновидности АКБ – высокий пусковой ток, обеспечиваемый гелевым наполнителем. Последний эффективно «облегает» пластины, и в условиях мороза это выручает. Также из положительных качеств выделяют:
- так как электролит не жидкий, нет требования, что батарея должна стоять строго горизонтально. Гелевый источник питания можно расположить хоть «вверх ногами»;
- стабильная работа в широком температурном диапазоне;
- высокая степень безопасности, отсутствие ядовитых выделений;
- нечувствительность к глубокому разряду;
- электролит не теряет своих свойств, как жидкий в свинцово-кислотных АКБ;
- длительный срок службы. Аккумулятор рассчитан примерно на 1000 циклов зарядки-разрядки, без потери энергоемкости. Это при условии, что зарядка выполняется правильно, и применяется подходящее зарядное устройство.
- высокая цена. Гелевая АКБ стоит как 3 – 4 обычные;
- требует строгого соблюдения правил эксплуатации;
- в ходе зарядки важно контролировать напряжение. Даже мельчайшие отклонения могут значительно сократить срок службы элемента питания.
Гелевая батарея действительно может долго проработать, дольше 5 лет, свойственных свинцово-кислотной альтернативе. Но при условии, что она будет правильно заряжаться на протяжении всего срока эксплуатации.
Как правильно заряжать
В первую очередь надо затронуть особенности электролита. В обычных батареях, где он жидкий, когда напряжение поднимается выше 14.4 В, жидкость начинает «кипеть». Гелеобразный кипеть не способен ввиду своего агрегатного состояния, зато «отваливается» от пластин, причем навсегда. Как итог – меньше площадь между свинцом и электролитом. Это приводит к уменьшению энергоемкости, снижению пускового тока. И это при условии, что АКБ вообще переживет повышенное напряжение.
Главное правило при зарядке гелевого аккумулятора – контролировать напряжение. Норма – 14.4 В. В связи с этим, прежде чем приступать к зарядке, надо убедиться в наличии:
- ЗУ с электроникой, которая бы ограничивала напряжение;
- мультиметра – для контрольных замеров напряжения.
Такой прибор как мультиметр, должен быть у каждого водителя. С его помощью можно точно измерить напряжение, так как он подключается напрямую к клеммам.
Порядок действий при зарядке гелевой батареи 12 В:
- Отсоединять АКБ от бортовой сети не обязательно, так как работы ведутся с безопасным напряжением, но сделать это желательно.
- Подключают к клеммам батареи мультиметр.
- Выставляют ток заряда – 10% от реальной емкости (цифра, указанная на корпусе, актуальна только для нового изделия, и то с погрешностью).
- Если ЗУ с регулировкой напряжения, выставляют ограничение на 14.4 В.
- К клеммам аккумулятора подсоединяют зарядное устройство.
- Смотрят на параметры. Когда напряжение будет 14.4 В, а ток заряда 0.1 – 0.3 А – батарея считается заряженной.
Автоматическая зарядка сама отключится и перестанет подавать заряд.
Чтобы убедиться в успешности зарядки, понадобится измерить напряжение покоя, наступающее спустя 8 – 12 часов простоя батареи. При 100% на клеммах будет напряжение 12.70 В.
Последующую зарядку необходимо выполнять, когда степень заряженности опустится до 60 – 75%. Допускать глубокий разряд не рекомендуется, хоть такие АКБ и устойчивы к нему.
Как выбрать зарядное устройство
ЗУ должно быть автоматическим, с такими способностями:
- регулировка тока заряда и напряжения, чтобы гелеобразный наполнитель сохранял свое состояние;
- функция температурной компенсации – батарея во время зарядки греется, и важно, чтобы ЗУ подстраивалось под окружающую температуру;
- диапазон эксплуатации – от -5 до +40°;
- гелевые АКБ заряжают в несколько этапов, регулируя параметры и следя за температурой. Зарядное устройство должно уметь само подстраиваться под этот процесс.
«Умные» ЗУ с множеством режимов имеют отличную защиту, даже от неправильной полярности.
Можно ли заряжать обычным ЗУ
Многие интересуются этим вопросом, и сразу надо обозначить, что к жидкому электролиту и гелеобразному нужен индивидуальный подход. Заряжать можно, но даже при небольших отклонениях параметров гелий просто расплавится, и восстановить его не получится. Соответственно, батарея тоже пострадает.
С какими проблемами можно столкнуться, используя для зарядки обычное ЗУ:
- заряд перестанет подаваться по достижении отметки 90% (рекомендуется полностью заряжать батарею, чтобы она прослужила дольше);
- батарея просто не сможет принимать токи, которые выдает обычная зарядка;
- придется контролировать весь процесс, от начала до конца, так как может понадобиться резко отключить зарядку;
- АКБ может перегреться, и это критично.
Подключая гелевую батарею к обычному ЗУ, надо быть готовым к тому, что она может нагреться. Специалисты не рекомендуют так делать, да и эта разновидность далеко не из дешевых.
Особенности зарядки гелевого аккумулятора для мотоцикла
Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на скутеры, мотоциклы, снегоходы, характерны меньшей емкостью. А автомобильные зарядки, даже универсальные, не способны выдавать малые токи. Понадобится «интеллектуальное» зарядное устройство. Пример удачной модели – Bentox BX.
Зарядное устройство Bentox BX.
Для проверки элемента питания используют тестер – мультиметр, которым замеряют напряжение на клеммах. Нормальный показатель – 12.7 В. Если значение ниже, АКБ нуждается в подзарядке. Если батарея долго была на хранении и не использовалась, правильно будет заряжать ее в течение 12 – 14 часов, выставив силу тока 1/10 от энергоемкости. Пока аккумулятор не зарядится, ЗУ не отключают. В то же время следят за температурой – корпус не должен нагреваться.
Гелевый аккумулятор – дорогой источник питания, но с учетом его свойств это выгодная покупка. Конечно, при условии, что он будет правильно заряжаться. Чтобы АКБ прослужила как можно дольше, надо придерживаться простых правил: не пользоваться частично разряженной, содержать в чистом виде, полностью разряжать-заряжать примерно 4 раза в год. При ошибке в ходе подзарядки, например, при превышении напряжения, гель отделяется от пластин. Если батарея вздуется, лучше не пытаться ее восстановить.
Разновидности, преимущества, недостатки и особенности использования зарядных устройств Орион
Ещё сравнительно недавно процедура зарядки аккумуляторной батареи, которая не могла получить достаточный заряд от генератора во время коротких поездок, занимала много времени и требовала повышенного внимания.
Необходимо было тщательно следить за всеми параметрами, состоянием электролита, не допускать его длительное кипение. В итоге не всегда зарядка давала желаемый результат.
Но появилось новое поколение ЗУ. В их случае достаточно было просто соединить клеммы зарядного устройства с аккумулятором, включить в розетку и дождаться, пока прибор всё сделает сам, и при необходимости отключиться.
Для этого требуется купить соответствующий вариант ЗУ. К числу наиболее востребованных и распространённых справедливо будет отнести продукцию российского предприятия Орион. В настоящее время компания, расположенная недалеко от Санкт-Петербурга, выпускает серии ЗУ под названием Вымпел.
Разновидности ЗУ
Если изучить предлагаемый ассортимент компании Орион, то здесь можно увидеть 2 основные разновидности устройств для зарядки аккумуляторов:
- зарядные;
- пуско-зарядные.
Пуско-зарядные устройства позволяют запускать мотор, когда батарея сильно разряжена либо на улице наблюдается низкая температура. Если вы проживаете в регионе с суровой зимой, когда температура стабильно опускается ниже -10-15 градусов Цельсия, без ПЗУ обойтись вряд ли удастся.
Можно выделить несколько основных особенностей ПЗУ от Орион:
- это современная серия автоматических устройств, способных самостоятельно контролировать уровень заряженности, менять режим пуска и заряда;
- конструкторы предусмотрели использование высокочастотного, импульсного преобразования энергии в цепи, тем самым снизилась масса и габариты ПЗУ;
- в устройствах предусмотрена система принудительной вентиляции за счёт работы встроенного микровентилятора;
- выходные характеристики позволяют заряжать АКБ, вне зависимости от их ёмкости и степени разряда.
Вторая категория является серией зарядных устройств, которые подходят для различных автомобильных аккумуляторов, с напряжением 12 или 24 В.
Модельный ряд оснащается различными уровнями защиты, имеет встроенную систему индикации. За счёт этого можно отслеживать течение процедуры заряда.
Модельный ряд
Если вы планируете обзавестись зарядным устройством производства Орион, чтобы иметь возможность в любой момент зарядить свой аккумулятор от автомобиля, следует грамотно подойти к вопросу выбора.
А для этого не лишним будет изучить предлагаемый ассортимент компании Орион.
Начнём с категории зарядных устройств. Их производитель делит на просто зарядные и зарядно-предпусковые. Не путать с ПЗУ.
Среди ЗПУ от компании Орион в настоящее время предлагается широкая линейка моделей, которые носят название Вымпел. А именно:
- ЗПУ Вымпел 56. Имеет номинальное напряжение 12 В с максимальным зарядным током 20 А. Регулировка тока и напряжения дискретная. Индикатор заряда представлен в виде светодиодного дисплея.
- Вымпел 57. Те же 20 А, но 6 В и 12 В номинального напряжения. Регулировка двух параметров плавная.
- Вымпел 55. Регулировка дискретная. Напряжение 3,7, 4, 6 и 12 В при максимальном зарядном токе 15 А. Индикатор выполнен в виде матричного ЖК-дисплея.
- Вымпел 50. Напряжение 6 и 12 В, ток заряда 15 А, регулировка дискретная, индикатор на базе светодиодного дисплея.
- Модель Вымпел 47. 12 и 24 В, 20 А. Регулировка для тока плавная, и для напряжения переключатель. Предусмотрен сегментный ЖК-экран.
- Вымпел 40. Аналог модели 47 по характеристикам, но индикатор выполнен в виде стрелочного амперметра.
- Вымпел 37, 32 и 30. Все имеют напряжение 12 В, зарядный ток 20 А, плавную регулировку тока и переключатель напряжения. Отличаются напряжением заряда и индикатором заряда. Это сегментный ЖК-экран либо стрелочные амперметры (модели 32 и 30).
Отдельно выделяют зарядные устройства.
Здесь также достаточно обширная линейка. Основные и наиболее популярные модели такие:
- Вымпел 41. На 24 В, с зарядным током 25 А, без регулировки тока и с регулировкой напряжения переключателей. В роли индикатора светодиод.
- Вымпел 27. 12 В, 7 А, плавная регулировка по току и переключатель по напряжению. Имеется сегментный дисплей.
- Модель 20. На 6 и 12 В, 7 А. Переключатели, как и у 27. Но индикатор в виде стрелочного амперметра.
- Модель 18. Предельно простая, без регулировки, со стрелочным вольтметром, на 12 В и 7 А.
- Вымпел 15.
- модель 10.
- 09.
- 07.
- 05.
- 03.
Ещё есть серия из Вымпел 325, 410, 150, 100 и прочие модели. Считаются достаточно устаревшими, поскольку регулировка у них отсутствует, в роли индикатора обычный светодиод. Но производство продолжается до сих пор.
Среди пуско-зарядных устройств стоит выделить такие:
- Орион PW700. Единственный прибор не из серии Вымпел. Работает в автоматическом режиме с батареями 12В и ёмкостью от 45 Ач. Индикатор в виде светодиода.
- Вымпел 95. Новинка производителя с плавной регулировкой по току и дискретной по напряжению. Зарядный ток до 75 А, пусковой ток до 600 А. Подходит для АКБ на 12 и 24В. Данные о работе выводятся на светодиодный экран.
- Модель 90. 12 В, зарядный ток 7 и 25 А, регулировки напряжения нет, а по току дискретный тип. Индикатор в виде стрелочного вольтметра.
- Регулировок нет, для АКБ на 12 В, с зарядным током 10 А и пусковым током до 110 А.
- Эта модель на 12 В, с током заряда 10 А и пусковым 80 А. Регулировок нет.
Также стоит выделить модели Вымпел 66, 64, 62 и 60. Неплохие, недорогие, пользуются спросом, хотя и в плане регулировок и индикатора не могут ничего предложить больше стрелочных вольтметров.
Преимущества и недостатки
Если вам нужно периодически заряжать аккумулятор, пользуясь зарядным устройством, выбор в пользу продукции Орион будет вполне логичным и правильным.
Здесь можно выделить несколько главных достоинств:
- зарядка осуществляется в автоматическом режиме;
- вмешательство пользователя при работе ЗУ не требуется;
- у многих моделей предусмотрена регулировка тока и напряжения;
- ряд ЗУ можно применять в качестве блоков питания;
- способны восстанавливать засульфатированные АКБ;
- цена вполне приемлемая;
- нет проблем с покупкой в России, вне зависимости от города проживания.
Но не обошлось здесь без недостатков. Если говорить про устаревшие модели, то минусы здесь условные. В сравнении с новинками, они менее эффективные. Зато и цена ниже.
Действительно значимым минусом справедливо будет назвать наличие большого числа подделок на российском рынке. Из-за этого встречаются негативные отзывы о продукции Орион, чаще всего обусловленные тем, что автомобилист приобрёл не оригинальное зарядное устройство, а подделку.
Инструкция по применению
Осталось только ознакомиться с инструкцией по работе с зарядным устройством Орион для автомобильных аккумуляторов.
Прежде чем начать работу, обязательно ознакомьтесь с инструкцией, а также выполните требования по соблюдению безопасности.
Если вы не знаете, как заряжать необслуживаемый или обслуживаемый аккумулятор от машины зарядным устройством производства Орион, начните с выполнения таких требований:
- удалите с поверхности корпуса и проводов, идущих к АКБ, остатки масла, электролита, бензина, растворителей и пр.;
- проверьте, нет ли на самом корпусе аккумулятора повреждений; следует только в помещениях, где есть хорошая вентиляция;
- нельзя допускать, чтобы испарения от АКБ попадали на корпус ЗУ.
Какое время уйдёт для зарядки вашего аккумулятор от автомобиля зависит во многом от того, каким зарядным устройством производства Орион вы пользуетесь, а также какое состояние и ёмкость у вашей аккумуляторной батареи.
Выставлять время на ЗУ не требуется. Когда заряд достигнет 100%, сработает система автоматического отключения.
Весь принцип использования ЗУ от Орион сводится к выполнению таких операций:
- подключаются клеммы от ЗУ к АКБ, строго придерживаясь полярности;
- минус идёт на минус, плюс соединяется с плюсом;
- с помощью регулятора тока выставляется минимальное значение;
- ЗУ включается в розетку;
- выбирается ток заряда.
После этого запускается процесс восполнения ёмкости АКБ. С помощью индикаторов можно отслеживать текущее состояние АКБ.
Несмотря на наличие автоматического выключателя на большинстве зарядников Орион (Вымпел), оставлять аккумулятор без внимания на долгое время нельзя.
Пользоваться этими ЗУ или нет — выбор лично каждого. Но на российском рынке это объективно один из лучших вариантов по соотношению цены и качества.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора 2020-2021: рейтинг лучших
Для российского климата севший аккумулятор, не способный запустить двигатель, проблема актуальная. Надоело бегать на морозе в поисках доброго человека, готового «дать прикурить»? Подумайте о покупке своего «зарядника». А чтобы не запутаться в разнообразии, читайте наш рейтинг зарядных устройств для автомобильного аккумулятора. Мы выбрали 10 лучших моделей по качеству и цене, и описали особенности каждого.
- ТОП 10 лучших зарядных устройств по отзывам владельцев
- BERKUT Smart power SP-2N
- AVS Energy BT-6020
- Hyundai HY 400
- AutoExpert BC-44
- ELITECH УЗ 10
- ОРИОН Вымпел-57
- BOSCH C3
- Wester CH20
- Optimate 5 Start-Stop
- Агрессор AGR/SBC-250 Brick
ТОП 10 лучших зарядных устройств по отзывам владельцев
Некачественная модель может вывести из строя аккумулятор. Поэтому мы подобрали проверенные, надежные и безопасные устройства, владельцы которых довольны своим приобретением. Выбирайте любой из предложенных вариантов, опираясь только на ваши запросы.
Оцените каждую модель «Мне нравится» или «Не нравится», на основе вашего мнения будет подведен итог рейтинга.
BERKUT Smart power SP-2N
Недорогое автоматическое устройство для зарядки всех типов 12-вольтовых аккумуляторов – в легковых автомобилях, мототехнике, садовой технике. Оно зарядит АКБ или поддержит ее в рабочем состоянии долгое время.
Работает прибор от розетки 220 Вольт. Заряжает батарею в три этапа – основной заряд, абсорбция и пульсация. На основной стадии уровень заряда достигает 70% емкости. На стадии абсорбция от 70% до 90%. Пульсация – от 90% до 100%. Дозаряд идет малыми токами и автоматически выключается при 100%, что защищает батарею от «закипания».
В комплекте найдете крокодилы для подключения непосредственно к АКБ, штекер прикуривателя – можно подзарядиться, не открывая капот, кольцевые клеммы – на случай длительного простоя автомобиля, и чехол для хранения. Прибор работает в двух режимах – быстрая и бережная зарядка.
Мне нравится 23
- Полностью автоматический.
- Компактный размер.
- Герметичный корпус.
- Невысокая цена.
- Малоинформативные индикаторы.
- Севшую «в ноль» батарею не зарядит.
AVS Energy BT-6020
Зарядное устройство для работы с 12 или 6 вольтными аккумуляторами. Есть автоматический и ручной режим. Оно эффективно работает даже с севшими «в ноль» АКБ – оценивает состояние и устанавливает соответствующую силу тока. Когда уровень заряда достигает 75%, устройство переходит в буферную стадию. На этой стадии оно будет компенсировать саморазряд. В таком положении батарея может оставаться неограниченное время, при этом восстанавливаются ее функции – внутреннее сопротивление и емкость.
В прибор встроена защита от неверной полярности – при неправильном подключении он отключится, и вновь включится, когда переплюсовка будет устранена. Датчик температуры обезопасит зарядное устройство от перегрева – при достижении критических значений ток перестает подаваться. Предназначено исключительно для работы в помещении.
- Заряжает даже глубоко севшую батарею.
- Работает с 6-вольтными АКБ.
- Защита от неправильной полярности.
- Защита от перегрева.
- Уровень шума.
Hyundai HY 400
Интеллектуальное зарядное устройство для аккумуляторов автомобилей, тракторов, снегоходов и т.д. Работает с 6 и 12 вольтовыми АКБ. Микропроцессор проводит диагностику батареи и, в зависимости от ее состояния, устанавливает силу тока.
9 ступеней цикла зарядки делают процесс безопасным. До 80% заряда поступает максимальный ток, далее до 100% догоняет постепенно уменьшающимся током. Если аккумулятор был сильно разряжен, то прибор восстанавливает его емкость, препятствуя осаждению сульфатов. Затем проверяет батарею на способность удерживать заряд. Подачей импульсного тока поддерживает максимальный заряд – этот режим разрешается использовать в течение 10 дней.
Функция памяти сохраняет настройки в случае отключения электроэнергии. Зарядное устройство определяет внешнюю температуру и автоматически регулирует выходное напряжение. В случае превышения температуры внутри, прибор перейдет в режим малого тока. Есть защита от неверного подключение – зарядка не начнется, пока ошибка не будет устранена. Режим зарядки определяется автоматически, но в случае необходимости есть возможность ручной настройки. Можно использовать на улице – корпус защищен от пыли и брызг.
Мне нравится 12
- Сохранение настроек при отключении электричества.
- Функция восстановления АКБ.
- Датчик температуры.
- Защита корпуса.
- На морозе “дубеют” провода.
AutoExpert BC-44
Компактное устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов. Заряд проходит в 7 этапов, в том числе «дозаряд» уменьшающимся током и поддержание импульсным током. Работает в трех режимах – для мото, для авто и зимний. Микропроцессор автоматически определяет тип аккумулятора, выбирает режим и отражает его на небольшом дисплее. «Зарядник» вытянет даже глубоко посаженую АКБ.
Корпус защищен от влаги, выполнен из качественного пластика. Есть кольцо – прибор можно повесить на крючок. При подключении к аккумулятору, устройство срабатывает как вольтметр – на экране появляется информация о напряжении. Защита от «переплюсовки» срабатывает при неверном подключении. Датчики температуры защищает прибор от перегрева и перегрузки.
Мне нравится 15
- Функция вольтметра.
- Полностью автоматическая работа.
- Режим «зимний».
- Легкий.
- Не греется.
- Не выявлены.
ELITECH УЗ 10
Хорошее устройство для заряда автомобильных аккумуляторов. Работает от сети 220 В. Подойдет для дома или небольшого сервиса. «Упакован» в металлический корпус, для вентиляции есть отверстия, которые защищают от перегрева. Перенести прибор, весом 4,8 кг, поможет удобная ручка на корпусе. Карман для проводов добавляет удобства и безопасности при хранении.
Работает в двух режимах – стандартном и быстром. При этом система защищает батарею от перезаряда, отключая подачу тока, как только батарея полностью зарядилась. Может работать как амперметр – измерять силу тока, выдаваемого устройством. В комплект входят клеммы.
- Встроенный амперметр.
- Металлический корпус.
- Тихий.
- Открытый предохранитель забивается пылью.
- Нет защиты от переплюсовки.
ОРИОН Вымпел-57
Зарядно-предпусковое устройство для работы с аккумуляторами любого типа. Прибор заряжает даже полностью севшие батареи. Работает в автоматическом режиме, при этом есть возможность ручных регулировок. Можно использовать как независимый источник питания, например, для автомобильной аппаратуры или электроинструментов.
Заряд батареи происходит в несколько этапов, что исключает перезаряд или закипание. В буферном режиме, когда прибор компенсирует саморазряд АКБ, устройство может работать неограниченное время.
Оборудован дисплеем, на котором отражаются: текущее напряжение и ток, время и процент заряда, отданное количество А·ч, предупреждение о перегреве или переплюсовке.
Если не включённый в сеть прибор подключить к АКБ, он сработает как цифровой вольтметр. Кроме того, можно использовать зарядное устройство для облегчения пуска двигателя автомобиля. Вручную устанавливается максимальный ток, аккумулятор за 5-30 минут оживает.
Мне нравится 24
- Мощный.
- Работает как источник питания.
- Показывает уровень заряда в процентах.
- Встроенный вольтметр.
- Чувствительные ручки регулировки.
BOSCH C3
Универсальное устройство для заряда всех типов 6-ти и 12-ти вольтных аккумуляторов. Работает в 4 режимах, автоматически определяет нужный при подключении.
Функция импульсной зарядки помогает, если АКБ сильно разряжена. Зимняя зарядка рассчитана на замерзшую батарею. Благодаря продуманной системе безопасности прибором можно пользоваться, не отключая АКБ от бортовой сети автомобиля. Индикатор на корпусе предупредит, если перепутана полярность. Автоматический «дозаряд» защищает батарею от перезаряда. Есть защита от перегрева.
Есть режим хранения АКБ – устройство подключается на длительное время, периодически подзаряжая ее малыми токами. Индикатор зарядки показывает готовность к работе. Для удобства хранения на корпусе есть крючок – можно повесить на стену.
- Безопасность.
- Использование без отключения АКБ от бортовой системы.
- Полностью автоматический.
- Не заряжает «нулевой» аккумулятор.
Wester CH20
Отличное зарядное устройство для аккумуляторов легковых и грузовых авто, с напряжением 12 или 24 В. Автоматический выключатель контролирует уровень заряда и защищает от «закипания». Встроенный амперметр показывает ток заряда батареи.
Прибор защищен от перегрузок – слишком высокого тока заряда. Благодаря защите от переплюсовки, он не будет работать, если не правильно определена полярность. Присутствует защита от перегрева. Есть режим ускоренной зарядки – процесс проходит намного быстрее.
Устройство нельзя использовать вне помещения – защиты от влаги нет. Провода можно хранить в специальном отсеке внутри корпуса.
- Простой в использовании.
- Высокая мощность.
- Хорошее качество сборки.
- Подходит для 24 В.
- Большой вес (7.4 кг).
Optimate 5 Start-Stop
Одно из лучших зарядных устройств для автомобильных АКБ по отзывам владельцев. Способно вернуть к жизни глубоко севший аккумулятор благодаря функции десульфации. Оптимизирует ресурс батареи, чередуя фиксированное напряжение и низкие импульсы тока.
С его помощью можно хранить АКБ длительное время в межсезонье, ведь период подключения устройства к батарее не ограничен. Каждый час прибор тестирует аккумулятор и, при необходимости, включает поддерживающий заряд. Все происходит в автоматическом режиме.
6 этапов зарядки делают процесс безопасным, защищая от перезаряда. Функция защиты от обратной полярности срабатывает, если перепутать клеммы. Корпус защищен от влаги и пыли, что позволяет использовать его вне помещения. Есть крепление для хранения в подвешенном состоянии. В комплекте найдете крокодилы и кабель с кольцевым разъемом.
Мне нравится 11
- Компактность.
- Функция восстановления.
- Возможно длительное хранение АКБ.
- Влагозащитный корпус.
- Нет чехла для хранения.
Агрессор AGR/SBC-250 Brick
Зарядное устройство для всех типов кислотно-свинцовых АКБ 12 и 24 В. Процесс зарядки проходит 9 ступеней. Все этапы автоматизированные, управляются микропроцессором. В ходе тестирования прибор определяет тип и состояние аккумулятора и выбирает нужный режим. Есть функция десульфации – восстановление запущенных и потекших АКБ. На цифровом дисплее отражается этап заряда, выводятся ошибки. Устройство защищено от короткого замыкания, перегрева, переплюсовки.
Возможно длительное подключение к аккумулятору. Прибор тестирует батарею и поддерживает ее в заряженном состоянии. При минусовых температурах рабочие характеристики сохраняются. Корпус влагозащитный. Есть отверстие для хранения в подвешенном состоянии. В комплекте идут универсальные зажимы.
Отзыв: Зарядное трансформаторное устройство Оборонприбор ЗУ-120М-3 — Простое автоматическое трансформаторное зарядное устройство
На смену сгоревшему «Кедр-авто 10А» после некоторых раздумий было куплено автоматическое зарядное устройство «ЗУ-120М-3» от рязанского «Оборонприбор» (не путать с тамбовским «ЗУ-120М»).
Корпус прибора выполнен из жесткого коричневого пластика с многочисленными вентиляционными отверстиями. Ощущение от пластика словами не передать, это не какой-то там софт-тач! Это больше похоже ядреный тяжелый пластик, так популярный в советские времена. И когда берешь в руки этот прибор, волной накатывает до боли знакомое с советских времен ощущение какой-то топорности, усиленное как угловатыми формами устройства, так и почти 3-килограммовым весом прибора.
Провода также далеко не тонкие, как жалуются многие владельцы иных зарядных устройств. Для подключения к сети используется обычный провод с маркировкой ШВВП2х0,5. А для подключения к АКБ провода выглядят еще толще.
Устройство работает в 2 режимах. Выбор режима (тока) «4А/9А» осуществляется переключателем (тумблером) на панели. Для автомобильных аккумуляторов достаточно режима «4А». Режим «9А» нужен либо для зарядки аккумуляторов огромной емкости (до 120Ач), либо, чтобы «раскочегарить» глубоко разряженный аккумулятор.
Контроль заряда осуществляется по показаниям амперметра со шкалой до 10А.
Кроме того, прибор показывает ЭДС аккумулятора (упрощенно, степень заряженности), хотя и довольно схематично (светодиоды 10/11/12/14В), последний светодиод также сигнализирует об окончании зарядки.
Объясню свой выбор. Есть множество зарядных устройств, оснащенных даже ЖК-дисплеем. Но я сознательно не стал брать зарядное устройство с электронными мозгами, решив, что, чем проще, тем дольше проработает. По этой же причине я предпочел двухпозиционный переключатель плавной регулировке тока (как, например, в «ЗУ-90М»), тем более, я не вижу необходимости заряжать аккумулятор стартовым током 7А, по-моему, даже одного единственного режима «4А» было бы достаточно в 99,99% случаев.
Также я решил отказаться от всякого рода режимов десульфации. Не вдаваясь в теорию, скажу лишь, что десульфация дает очень краткосрочный эффект, но ускоряет умирание батареи. А на свежих аккумуляторах этот режим попросту бесполезен.
В принципе, кроме переключателя «4А/9А» никаких больше элементов управления нет. Все просто до безобразия: выставил ток, подключил аккумулятор, воткнул в розетку, через некоторое время наслаждаешься заряженным аккумулятором.
В итоге имеем простое, без лишних функций, трансформаторное зарядное устройство, позволяющее надеяться на его долговечность и ремонтопригодность.
Первый тест на разряженном аккумуляторе показал эффективность устройства. В качестве пациента был использован старый аккумулятор 55B24R на 45Ач, который использовался в гараже для освещения. Возраст аккумулятора неизвестен, мне он достался 6 лет назад вместе с машиной, причем уже тогда он был далеко не первой свежести. Этот аккумулятор больше года не заряжался: упомянутый в самом начале «Кедр-авто 10А» не видел его в упор. И вот после зарядки этот аккумулятор завел машину весьма бодренько.
Второй вопрос, что аккумулятора (по понятным причинам) хватило лишь на то, чтобы завести машину 5 раз с интервалом в 1 минуту. Главное, что зарядное устройство смогло-таки его зарядить!
В конце немного характеристик:
— Напряжение питания: 220В
— Напряжение автомобильного аккумулятора: 12В
— Емкость автомобильного аккумулятора: 50-120Ач
— Тока заряда: регулируемый 4А/9А
— Максимальная потребляемая мощность: 140Вт
— Защита от короткого замыкания, переполюсовки, перегрева