Ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Одной из важных деталей автомобиля является аккумуляторная батарея — основа электрооборудования машины. Для долгой и безупречной работы аккумулятора необходим соответствующий уход, периодическое обслуживание. В случае когда автомобиль эксплуатируется редко (например, в зимнее время), батарея не используется должным образом. Поэтому для поддержания её в рабочем состоянии необходима периодическая подзарядка. Для этого служит зарядное устройство. Как и любая техника, это устройство может ломаться в процессе эксплуатации. Тогда придётся производить ремонт зарядного устройства для автомобилей.
Разновидности зарядных устройств
Сегодня промышленность предлагает огромный выбор таких устройств, отличающихся друг от друга по назначению и устройству. По конструктивному исполнению можно назвать два основных вида:
- трансформаторные;
- импульсные.
Импульсные приборы содержат в себе преобразователь тока. Эти приборы полностью полупроводниковые. Схема таких устройств собрана на транзисторах, тиристорах, симистрах. Ремонт таковых доступен не каждому автомобилисту. Для этого необходим определённый уровень знаний в области электроники. Такие приборы обладают определёнными преимуществами: малые габариты и относительно небольшой вес.
По сравнению с ними, трансформаторные устройства более громоздкие и тяжёлые из-за трансформатора, лежащего в его основе. Схема этого прибора проста. Напряжение вторичной обмотки трансформатора выпрямляется при помощи диодного моста. Регулировка тока, подаваемого на аккумулятор, происходит путём изменения величины напряжения на выходе трансформатора. Такое изменение может достигаться переключением как первичной, так и вторичной обмотки трансформатора или при помощи регулировочного переменного сопротивления. Величина тока зарядки контролируется амперметром, включённым в схему ЗУ.
По назначению можно выделить два типа:
- устройства без возможности пуска двигателя;
- пуско-зарядное устройство.
Особенность второго заключается в наличии мощных электронных деталей, которые выдерживают большой ток, потребляемый стартером при пуске мотора. Другими словами, таким ПЗУ можно не только заряжать аккумулятор, но и запускать двигатель машины вместо разряженной батареи.
Разбор и проверка прибора
Как и у любой техники, в работе зарядного устройства могут произойти сбои. Вдруг обнаружилось, что оно перестало выполнять свои функции по зарядке. Причин, которые привели к неисправности, может быть множество. Например: неправильная эксплуатация, небрежное хранение, старение деталей и проводов. Учитывая сложность прибора, ремонтировать его без соответствующей квалификации доступно только поверхностно. Проверку делают по направлению от источника питания к аккумуляторной батарее.
Проверка и ремонт производятся только на отключённом от сети оборудовании. При помощи отвёртки и ключей необходимо разобрать корпус и осмотреть детали зарядного прибора. Вполне вероятно, что обнаружатся явные признаки перегорания проводов, диодов, понижающего трансформатора. Перегорание обмоток последнего сопровождается, как правило, выделением резкого запаха гари и копоти. Возможно, при осмотре обнаружится распайка или обрыв проводов. Если визуально ничего обнаружить не удалось, нужно приступить к более детальной проверке.
Неисправности и методы их устранения
Убедившись, что напряжение в розетке для подключения присутствует, необходимо проверить целостность вилки и питающих проводов. Сделать это можно, используя самый простой тестер. Следующим шагом будет проверить обмотки трансформатора (как первичную, так и вторичную), и предохранитель, применяемый в схеме для защиты. При исправности трансформатора включить его в сеть и замерить напряжение на выходе трансформатора. Оно должно составлять 14−14,5 Вольт. Если напряжение меньше или прибор фиксирует перепады — устройство неисправно.
Следующим этапом нужно проверить переключатель обмоток трансформатора и диодный мост. Последний состоит из 4 собранных определённым образом диодов. Для того чтобы проверить исправность каждого из них, придётся разобрать схему мостика. Диод — это полупроводник, который пропускает ток только в одном направлении. Проверку его производят мультиметром, меняя полярность. Возможные неисправности диода:
- пробой (при прозвонке пропускает ток в обоих направлениях);
- обрыв (не звонится ни в одном направлении).
Если есть неисправные диоды, необходима замена их новыми. Заключительным этапом является проверка проводников, присоединяемых к аккумуляторной батарее, и зажимов. Все неисправные детали меняются, обрывы проводников восстанавливаются при помощи пайки или скрутки. После окончания всех ремонтных работ нужно собрать кожух ЗУ и произвести окончательный тест мультиметром, Постоянное напряжение на проводах, присоединяемых к аккумулятору, должно составлять 14−14.4 вольт. Если зарядное устройство работает нормально, а батарея не заряжается (амперметр показывает 0 ампер), значит, причина в аккумуляторной батарее. Следует её детально проверить и при необходимости заменить.
Зарядно-пусковое устройство. Схема и подробное описание
Зарядно-пусковое устройство представленное в этой статье позволяет запустить автомобиль в зимнее время. Как известно пуск в зимнее время двигателя внутреннего сгорания автомобиля с подсевшим аккумулятором требует много сил и времени.
Плотность электролита, вследствие продолжительного хранения, существенно понижается, а протекающий внутри аккумулятора процесс сульфатации увеличивает внутреннее сопротивление его, тем самым, уменьшая стартовый ток аккумулятора. Плюс ко всему, в зимнее время повышается вязкость моторного масла, что требует от автомобильного аккумулятора большей стартовой мощности.
Как известно, облегчить пуск автомобиля зимой можно несколькими способами:
- разогреть масло в картере авто;
- завести машину от другой машины с надежным аккумулятором;
- завести «с толкача»;
- применить зарядно-пусковое устройство (ЗПУ).
Вариант с применением пускового устройства более удобен при хранении автомобиля в гараже либо на платной стоянке, где есть возможность подключить пусковое устройство к электросети. Помимо этого данное зарядно-пусковое устройство поможет не только завести авто с севшим аккумулятором, но и быстро восстановить и зарядить его.
В основном в промышленных образцах зарядно-пускового устройства, аккумулятор подзаряжается от источника питания средней мощности имеющий номинальный ток в пределах до 5А, которого, как правило, не хватает для непосредственного отбора тока стартером автомобиля. Несмотря на то что внутренняя емкость автомобильных аккумуляторных ПЗУ весьма велика (у некоторых моделях до 240 А/ч), но все же после нескольких заводов они, так или иначе «садятся», а быстро восстановить их заряд не получится.
Данное зарядно-пусковое устройство, отличается от промышленного прототипа незначительной массой и возможностью в автоматическом режиме поддерживать рабочее состояние аккумулятора ПЗУ, вне зависимости от срока хранения или эксплуатации. Даже если в ПЗУ нет внутреннего аккумулятора, он все равно может кратковременно выдать пусковой ток до 100А. Также существует неплохая схема зарядного устройства для аккумулятора с регулировкой тока заряда.
Для восстановления пластин аккумулятора и снижения температуры электролита во время зарядки, в зарядно-пусковом устройстве предусмотрен режим регенерации. В данном режиме происходит чередования импульсов зарядного тока и пауз.
Принципиальная схема
Схема пускового зарядного устройства содержит симисторный регулятор напряжения (VS1), силовой трансформатор (T1), выпрямитель на мощных диодах (VD3, VD4) и стартерный аккумулятор (GB1). Ток подзарядки выбирается регулятором тока на симисторе VS1, его ток регулируется переменным резистором R2 и зависит от емкости аккумулятора.
Входная и выходная цепи зарядки имеют конденсаторы фильтра, который уменьшает степень радиопомех при работе симисторного регулятора. Симистор VS1 обеспечивает регулировку тока зарядки при разбросе напряжения сети в пределах от 180 до 220 В.
Обвязка симистора состоит из R1-R2-C3 (RC цепь), динистора VD2 и диодного моста VD1. Константа времени RC — цепи влияет на момент открытия динистора (отсчитывая от начало сетевого полупериода), который включен в диагональ выпрямительного моста через ограничительный резистор R4. Выпрямительный мост осуществляет синхронизацию включение симистора в обоих полупериодах сетевого напряжения. В режиме «Регенерация» применяется только один полупериод сетевого напряжения, что способствует отчистке пластин аккумулятора от имеющейся кристаллизации. Конденсаторы С1 и С2 уменьшают степень помех от симистора в сети до приемлемых уровней.
Детали
В зарядно-пусковом устройстве применен силовой трансформатор от телевизора «Рубин». Возможно также использование трансформатора типа ТСА-270. Перед тем как перемотать вторичные обмотки (первичные остаются без изменений), каркасы отделяются от железа, все бывшие вторичные обмотки (до фольги экранов) удаляют, а на освободившееся место наматывают медным проводом сечением 1,8…2,0 мм2 в один слой (до заполнения) вторичные обмотки. В результате перемотки напряжение одной обмотки должно получиться примерно 15… 17 В.
Для визуального контроля зарядного и пускового тока в схему зарядно-пускового устройства введен амперметр с шунтирующим резистором. Сетевой выключатель SA1 должен быть рассчитан на максимальный ток 10 А. Сетевой переключатель SA2 (типа ТЗ или П1Т) позволяет выбрать максимальное напряжение на трансформаторе в соответствии с напряжением сети. Внутреннего аккумулятора марки 6СТ45 или 6СТ50 должно хватить на 3-5 одновременных пусков. Резисторы в ЗПУ можно применить типа МЛТ или СП, конденсаторы С1,С2 — КБГ-МП, C3 – МБГО, С4 — К50-12, К50-6. Диоды Д160 (без радиаторов) можно поменять на другие с допустимым током более 50 А, симистор — типа ТС. Подсоединение ЗПУ к аккумулятору автомобиля необходимо производить мощными зажимами «Крокодил» (на рабочий ток до 200 А). В устройстве важно применить заземление.
Настройка
При настройке к устройству подсоединяется (соблюдай полярность!) внутренний аккумулятор GB1, и испытывается регулировка зарядного тока резистором R2. Затем проверяется зарядный ток в режиме заряда, пуска и регенерации. Если ток не более 10…12А, то ЗПУ находится в рабочем состоянии. При подсоединении зарядно-пускового устройства к аккумулятору автомобиля, ток заряда вначале должен возрасти примерно 2-3 раза, а через 10 — 30 мин понизиться до первоначального значения. После этого переключатель SA3 щелкается в режим «Пуск», и происходит завод двигателя автомобиля. В случае неудачной попытки завести двигатель, производится дополнительная подзарядка в течение 10 — 30 мин, и попытка повторяется.
Зарядное устройство. Ремонт. Часть 1.
Сгоревшая обмотка мне никогда не воняла и проводка тоже.
Рельсу зарежал и машинная возня
А что за ТР установлен ? Вроде с ЦТВ ?
Таким идиотам дать что выбросить, не свое не жалко
Как заказать чехлы на ниву
Имеется советский зарядник, не работает в режиме автомат, что может быть?
Звук ужасный, не смог досмотреть и до половины.
никогда не ставлю такие сборки на низкое напр.слишком велико прямое падение напр,как результат нет полного тока кз,во..ещё прикол,металлический корпус,но под сборку кусок алюмишки..пипец. очень практично
Мaшину зaвел бeз аккумулятoра, oтлично. рeкомендую ! alipromo.com/redirect/cpa/o/ogq7e3sp3uy9oque2pmyzwgycrbf0w1r/
привет! какой максимальный ток данного зарядника? и ещё вопрос про радиатор диодного моста. радиатор моста я видел на видео, а какова его нагрев при зарядке большим током, сильно греется? какой максимальный ток зарядника?
в начале видео пояснение бы зарядника для начинающих радиолюбителей. ну как регулируется ток и т.д и т.п
Айнур Шаихов вот по мосту вопрос у меня такой мост на 50а при заряде током 8а греется при варианте того что я его посадил на радиатор от компа
Привет. До пяти Ампер нагрева нет, до десяти незначительный но более десяти существенный. Это конечно с радиатором. Диодный мост импорт типа 50 А(реальный с охладом можно брать с половины) Заряжаю токами до десяти Ампер без проблем. Сам транс намотан шиной до 25 Ампер, но магнитопровод без нагрева потянет где то 17-18. Но на такую нагрузку нет смысла включать, у мну таких аккумуляторов емких нету. Хочу запилить видео по поводу регулировок и общей схемотехники зарядного, но сильно занят. Очень много работы.Сезон.
Это уж точно, не делай добро — не будешь каятся .
Если перегорел предохранитель, то не беда, впаяйте в средину ему другую, не очень толстую проволочку, даже медную, и всё — предохранитель снова рабочий .
@Петро Копитоненко ни че себе предохранитель по сети на 10 ампер так трансформатор сгорит! По сети нужно ставить не больше 1 ампера. У меня на первичка 0,5 ампер, зарядное расчитано на 10 ампер. Работает уже 20 лет.
@Олег ЛЕБЕДЕВ И тебе большое спасибо — пожалуйста !
@Петро Копитоненко Гм. Гвоздь — стопятидесятку туда, — говорите? Вот, спасибо на «добром» совете! До чего обожаю таких «добрых» людей. Я же вот и говорю, что ведь в этом деле главное что — ДА ЧТОБЫ «ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ» НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОСТРАДАЛ!
@Олег ЛЕБЕДЕВ
Хозяин банен — хотите, ставте гвоздь, только потолще, сотку или стопятдесятку. Я же поставлю проволочку по номиналу. Плотность тока должен быть в передохранителе не более 15 ампера на квадратный мили метр. Чтобы предохранитель был предохранителем я ставлю проволочку 0,3 милиметра. Такая проволочка выдерживает ток в 6 ампер. При нагрузке в 10 ампер такой предохранитель сработает. У меня в квартире очень мощных потребителей нет. Отюг 1000ват. Лампочки освещения светодиодные по 4 вата. Телевизор новый мощностью всего 50 ватт, холодильник 100 ватт. Одновремённо у нас никогда все потребители не включаются. В этом нет потребности.
Зачем — проволочку? Лучше — гвоздь: провода поплавятся, гараж вместе с домом сгорит. Зато «предохранитель» — точно будет целым!
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством – о чем нужно знать
Все автовладельцы от ассов до начинающих рано или поздно сталкиваются с проблемой зарядки севшего аккумулятора. Если не уследить вовремя, это случиться в самом неподходящем месте, когда помощи ждать или долго, или неоткуда.
Почему садиться АКБ, и как решить проблему, рассмотрим в этой статье.
- Любой аккумулятор работает с определённой долей нехватки заряда.
- Износ аккумуляторного блока.
- Неисправность электронных схем или не выключенные электроприборы.
Какие аппараты используют для восстановления заряда
Для того чтобы полностью зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, нужно подобрать правильный зарядник .
- В условиях постоянного тока.
- За счёт постоянного напряжения и постепенно снижаемого тока.
- По смешанному типу.
Возможности и эксплуатационные ограничения ЗУ 1 типа
Если принимать во внимание время, необходимое для восстановления заряда, первый вариант оказывается самым быстрым. Величина силы тока устанавливается на уровне 0,1 к номинальной ёмкости (параметр контролируется регулятором). Превышать показатель опасно, поскольку несоблюдение условий может привести к закипанию электролита и, как следствие, короткому замыканию с возможным возгоранием аккумуляторного блока. Время на полное восстановление заряда не должно превышать сутки.
Перед тем как зарядить АКБ зарядным устройством с постоянным током, учитывайте влияние прибора на аккумулятор. В данном случае аппарат не только ускоряет процесс зарядки, но и приводит к более быстрому износу аккумуляторной батареи.
Возможности и эксплуатационные ограничения зарядников 2 типа
Возможности и эксплуатационные ограничения моделей 3 типа
Комбинированные приборы позволяют объединить лучшие характеристики первого и второго вариантов. Одновременно быстрее и безопаснее проводить зарядку аккумулятора автомобиля зарядным устройством 3 типа.
В схемах, объединяющих две технологии, сначала запускается процесс пополнения заряда методом постоянного тока, после чего происходит переключение на способ с постоянным напряжением. Это позволяет исключить риск перегрева электролита.
В гаджетах 3 типа реализован принцип работы на ассиметричном (или пульсирующем токе). Метод позволяет снизить влияние реакции сульфатации пластин, продлевая ресурс и ёмкость батареи.
За работой прибора смешанного типа не нужно наблюдать — после завершения восстановления заряда он автоматически отключается.
- Трансформаторные.
- Импульсные.
Как подобрать зарядник — тип АКБ / Емкость
Правильно подобранное ЗУ способно увеличить ресурс АКБ на 20–25%, вернуть заряд к норме, устранить проблемы с обслуживанием.
- Типа батареи, установленной на транспортном средстве.
- Ёмкости.
Для AGM
Для гелевых
Для Li–ion и LiFePO4
Как определить ёмкость
Что важно знать перед зарядкой автомобильного аккумулятора
Что такое эффективный ток зарядки
Как определить время заряда АКБ
Для чего нужна плавающая регулировка тока
Что такое опция десульфатации – чем полезна и когда выполнять
С проблемой ухудшения работы электродов рано или поздно сталкивается каждый автолюбитель. Процесс называется сульфатацией.
Устройство зарядное устройство ремонт регулировка
1. Устройство зарядно-выпрямительное бытовое УЗ-П-12-6,3-УХЛ 3.1 "Бархат" выполнено в металлическом корпусе из легких сплавов, состоящем из литого основания, литой лицевой панели и штампованного кожуха. Корпус устройства окрашен автомобильными эмалями.
На лицевую панель устройства вынесены ручка регулятора "ТОК ЗАРЯДА" и индикатор тока.
Со стороны задней стенки устройство имеет отсек для укладки соединительных проводов и сетевого шнура. Перед укладкой в отсек соединительные провода необходимо плотно скрутить вокруг ладони и аккуратно уложить в укладочный отсек, не задевая держатель предохранителя. Аналогично уложить сетевой шнур.
Основание корпуса устройства и кожух имеют перфорацию для обеспечения нормального теплового режима элементов схемы при длительной работе.
Внешний вид устройства зарядно-выпрямительного "Бархат" :
Требования по технике безопасности и пожарной безопасности:
Соблюдайте порядок подключения и отключения устройства согласно инструкции.
Перед включением устройства в сеть, убедитесь в исправности сетевого шнура.
Внимание! При работе устройства запрещается закрывать вентиляционные отверстия кожуха и располагать устройство вблизи нагревательных Приборов.
Помните! Устройство должно эксплуатироваться только при положении откидной ручки, показанном на рис. 2.116.
Замену сетевого предохранителя производите только при отключенном от розетки сетевом шнуре. Держатель сетевого предохранителя находится на боковой стенке укладочного отсека.
Для замены предохранителя нажать на колпачок держателя предохранителя до упора, повернуть против часовой стрелки на 45 ° и извлечь колпачок. Установку предохранителя осуществлять в обратном порядке.
При ремонте устройства необходимо учитывать, что на печатной плате имеется постоянное напряжение до 200 В в цепях индикатора тока заряда и 220 В на сетевом входе.
Не оставляйте включенное устройство без присмотра, т. к. возможно выкипание электролита и выход из строя заряжаемой аккумуляторной батареи.
Принципиальная схема прибора представлена на рис. 2.
Основой устройства является управляемый выпрямитель на тиристорах V6, V7, вход которого подключен к вторичной обмотке развязывающего сетевого трансформатора Т1, а выход — к зажимам "+" и "—" для подключения аккумуляторной батарен. Управляющие электроды тиристоров подключены через развязывающие диоды V4, V5 к выходу релаксационного генератора на однопереходном транзисторе VT2. Регулирование тока заряда осуществляется за счёт изменения угла отпирания тиристоров при изменении сопротивления переменного резистора R7 "ТОК ЗАРЯДА".
Диоды V2, V3 синхронизируют работу релаксационного генератора с сетью.
Электронная защита устройства от подключения к аккумуляторной батарее в неправильной полярности выполнена на транзисторном ключе V10, который в случае неправильного подключения запирается током, протекающим по резистору R4, и отключает питание релаксационного генератора. Тиристоры V6, V7 остаются закрытыми независимо от положения ручки регулятора "ТОК ЗАРЯДА", что предотвращает выход из строя аккумуляторной батареи.
Электронная защита устройства от перегрузки по току выполнена на тиристоре V14 и транзисторе VT15. Порог срабатывания защиты регулируют резистором R15, подключенным к датчику тока — резисторам R19, R20, которые включены в цепь тока заряда. Если ток превышает установленное значение, отпираются транзистор VI 5 и тиристор VI 4, который шунтирует конденсатор С2 и срывает колебания релаксационного генератора, что приводит к запиранию тиристоров V6, V7. Для возврата устройства в рабочий режим после устранения причины срабатывания защиты, необходимо повернуть влево до щелчка ручку регулятора "ТОК ЗАРЯДА". При этом размыкаются контакты выключателя, совмещенного с резистором R7, и транзистор V12 шунтирует тиристор защиты VI 4, запирая его. При повороте ручки регулятора "ТОК ЗАРЯДА" вправо восстанавливается рабочий режим устройства.
Индикация включения устройства в сеть и величины тока заряда осуществляется линейным газоразрядным индикатором V24, расположенным вдоль лицевой панели. Индикатор питается от дополнительного выпрямителя на диоде V 1, подключенного к
обмотке (выводы 6, 7) трансформатора Т1. Управление индикатором осуществляет электронная схема на транзисторах V18, V19, V21, V23, V25, V26, обеспечивающая свечение индикатора по всей длине, свечение начального участка "СЕТЬ" индикатора при отсутствии тока заряда и пропорциональное увеличение длины светящегося столбика индикатора при увеличении тока заряда.
Калибровка индикатора производится регулировкой резистора R17.
Изготовитель оставляет за собой право производить несущественные изменения в устройстве, повышающее качество и надежность, без отражения в руководстве по эксплуатации.
Для приведения устройства в рабочее состояние необходимо:
— извлечь соединительные провода и сетевой шнур из укладочного отсека и расправить их.
Внимание! Провода и шнур вынимать из отсека поочередно, не задевая держатель предохранителя:
— установить устройство на ручку-подставку (см. рис. );
— установить ручку регулятора "ТОК ЗАРЯДА" в крайнее левое положение;
— включить устройство в сеть и прогреть его в течение нескольких минут — индикатор тока заряда должен засветиться полностью на всю длину, после чего можно приступить к зарядке аккумулятора.
После пребывания устройства в зимних условиях его можно включить в сеть не раньше, чем через 3 часа пребывания при температуре эксплуатации.
При работе с устройством необходимо пользоваться инструкцией по эксплуатации заряжаемой аккумуляторной батареи.
Для проведения заряда необходимо:
— подключить, соблюдая полярность, выходные зажимы устройства к аккумуляторной батарее;
— повернуть ручку регулятор "ТОК ЗАРЯДА" вправо до щелчка, при этом будет светится только сектор "СЕТЬ" индикатора;
— дальнейшим поворотом регулятора "ТОК ЗАРЯДА" вправо установить рекомендуемое для заряжаемой батареи значение тока, контролируя его по индикатору.
По окончании заряда необходимо:
— установить ручку регулятора "ТОК ЗАРЯДА" в крайнее левое положение;
— отключить устройство от сети;
— отключить зажимы устройства от аккумуляторной батареи и тщательно протереть их чистой ветошью для предотвращения коррозии;
— свернуть без перекручивания соединительные провода и сетевой шнур, и уложить их в укладочный отсек.
Внимание! Отсутствие тока заряда по индикатору устройства при повороте ручки регулятора "ТОК ЗАРЯДА" из левого положения в правое (светится только сектор "СЕТЬ") служит признаком одной из следующих неисправностей:
— неправильно подключены зажимы к аккумуляторной батарее (переполюсовка);
— обрыв в цепи (плохой контакт с клеммой аккумуляторной батареи);
— короткое замыкание выхода устройства.
Необходимо установить ручку регулятора "ТОК ЗАРЯДА" в крайнее левое положение до щелчка и проверить надежность и правильность подключения зажимов устройства к клеммам аккумуляторной батареи. После устранения неисправности поворотом регулятора "ТОК ЗАРЯДА" вправо установить необходимый ток заряда.