Setting96.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Звуковой усилитель с электронным регулятором громкости

Звуковой усилитель с электронным регулятором громкости

регулировка громкости при помощи двух кнопок, аналогично, как это уже описано в предыдущих конструкциях. Для регулятора громкости используется делитель напряжения, который образуется выходным сопротивлением предыдущего каскада и сопротивлением перехода эмиттер-коллектор транзистора VT1. Сопротивление транзистора сильно зависит от напряжения, которое подается на его базу (чем большее напряжение поступает на базу, тем меньше его сопротивление и соответственно меньше будет громкость), то есть он выполняет роль переменного резистора.

Настройка схемы заключается в регулировке подстроечных резисторов. Регулятором R8 устанавливаем верхний предел громкости, а R6 — нижний. Резистором R11 уменьшаем уровень сигнала так, чтобы на максимальной громкости не было бы заметных на слух искажений.

Примечание

Чтобы уменьшить габариты оконечного усилителя, но при этом сохранить возможность регулировать уровень звука при помощи кнопок, можно воспользоваться специально разработанной для этих целей микросхемой фирмы Филипс (Philips) — TDA8551, рис. 5.17. Это оконечный усилитель с выходной мощностью 1 Вт (на нагрузке 8 Ом), который может работатьвдиапазоне питающих напряжений 2,7…5,5 В (номинальным является 5 В, при этом потребляемый ток без входного сигнала не превышаег 10 мА).

Рис. 5.17. Включение низковольтного звукового усилителя на микросхеме TDA8551

Микросхема TDA8551 изготовлена по CMOS-технологии и внутри имеет электростатическую и тепловую защиту, режим управления включением пониженного потребления — STANDBY (когда на вывод 2 подается уровень питания). Может также использоваться режим MUTE для уменьшения искажений и помех в сигнале.

Входное сопротивление усилителя не менее 15 кОм. Дифференциальный выход позволяет не только увеличить уровень выходного сигнала при низковольтном питании, но и подключать динамик без разделительных конденсаторов.

Регулировка усиления производится при помощи двух кнопок: "+" (SB1)M "-" (SB2). Изменение уровня идетдискретно (шагами по 1,25 дБ), пока соответствующая кнопка нажата. Цепь из элементов R2-C3 является фильтром от помех, а резистор R1 защищает источник питания от короткого замыкания при случайном нажатии одновременно двух кнопок.

Микросхема выпускается в стандартных пластмассовых корпусах: TDA8551 — DIP-8 (для обычного монтажа), TDA8551T — SO-8 (для поверхностного монтажа на плату). При выборе корпуса следует учитывать, что вариант SO-8 имеет ограничение по выходной мощности 0,8 Вт (из-за худшего теплоотвода),

Дополнительная литература

1. Таранов Л. И., Филиппова И. А. Серебряная вода: метод Тара- нова. — СПб.: «ДИЛЯ», 2002.

2. Кульский Л. А. «Серебряная вода». — Киев: Наукова думка, 1968.

3. Справочник по элементарной химии. Под ред. А. Т. Пилипен- ко — Киев: Наукова думка. 1985.

4. Жигулев В. «Серебряная» вода — своими руками. — M.: Радио, 1998, № 12, с. 5.

5. Шустов M. А. Практическая схемотехника. 450 полезных схем радиолюбителям. Книга 1. — М.:Альтекс-А, 2001.

6. Сорокоумов В. И снова «серебряная» вода… — M.: Радио, 2003, № 5, с. 38.

7. Шелестов И. П., Семенов Б. Ю. Путеводитель в мир электроники. Книга 1. — M.: СОЛОН-Пресс, 2004.

8. Шелестов И. П. Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 4. — M.: СОЛОН-Пресс, 2003.

Источник: Радиолюбителям: полезные схемы. Книга 6. — M / СОЛОН-Пресс, 2005. 240 с.

Пассивный тонкомпенсированный регулятор громкости с НЧ коррекцией. Часть 2

Вебинар «Новые решения STMicroelectronics в области спутниковой навигации» (17.11.2021)

Разводка плат сделана автором с помощью программы Sprint Layout 6.0, а изготовление плат и их фотошаблонов кратко описано в [1]. Как видно из Рисунка 3а, плата ТКРГ по схеме на Рисунке 2 получилась небольшого размера (20×40 мм), а ее фотографии (Рисунок 3б, в, г) позволяют судить о внешнем виде устройства.

Трансформатор ТОТ18 (взятый, на всякий случай, на пробу, поскольку его небольшая индуктивность в 2.0 Гн вызывала сомнения автора в качественной работе ТКРГ на его основе), как ни странно, показал просто отличный результат с конденсатором 47 мкФ по схеме Рисунок 4. За счет применения всего одного 14-контактного разъема XRI (двухрядные штыри с шагом 2 мм – PLD2-14), к которому подключается ответный разъем XRO (двухрядные гнезда – PBD2 2×14) с подключенными к нему обоими переменными резисторами RcA-RcB и RgA-RgB, схема несколько упростилась (по сравнению со схемой Рисунок 2). За счет небольшого снижения номиналов резисторов R1A, R2A, R1B и R2B (до 3.6 кОм против 3.9 кОм в схеме Рисунок 2) несколько увеличилась добротность соответствующих контуров, что позволило немного увеличить емкости конденсаторов C3A и C3B (до 6.8 нФ против 5.6 нФ), приблизив максимум пика резонансной кривой к 20 кГц. Все это позволило получить минимум АЧХ ТКРГ в районе 1.5 кГц (как и в схеме на Рисунок 2). Конденсаторы CcA и CcB – для поверхностного монтажа размером 1206 на напряжение 6.3 В. Остальные компоненты схемы Рисунок 4 – те же, что и в схеме Рисунок 2.

Рисунок 4.Принципиальная схема двухканального ТКРГ на основе трансформатора ТОТ18.

Разводка платы (Рисунок 5а) размером 32.5×22 мм получилась несколько меньшей площади (715 мм 2 ), чем предыдущая плата (Рисунок 3а, 800 мм 2 ). В дополнительных материалах к статье разводка обеих плат приведена в файле формата *.lay6. Здесь необходимо добавить, что неиспользуемые выводы 2 и 5 трансформатора откусываются, и, таким образом, трансформатор держится на четырех ножках (1, 3, 4 и 6), в отличие от крепления трансформатора на плате Рисунок 3 всеми шестью ножками. Фотографии (Рисунок 5б, в) позволяют судить о внешнем виде устройства.

Для получения АЧХ ТКРГ автор использовал звуковую карту компьютера и программу анализатора спектра в реальном времени (Real Time Аnalyser – RTA).

Генератором автору служил звуковой файл с тестовым сигналом. В качестве такового – так называемый розовый шум, в котором амплитуды распределены обратно пропорционально частоте. Такое распределение амплитуд розового шума соответствует равномерному распределению мощности по всем частотам, а поскольку анализатор спектра показывает мощность сигнала на определенной частоте, то розовый шум на анализаторе представляет собой горизонтальную прямую линию. О тестовых сигналах и различного рода шумах более подробно написано в статье [7].

Измерение спектра выполнялось бесплатно распространяемой программой TrueRTA (ее можно скачать из Интернета). Звуковые файлы PseudoPink_30sec.wav, PinkNoise.flac (розовый шум) также были скачаны из Интернета и записаны на телефоне.

Наиболее качественным розовым шумом (который и использовался автором) отличается звуковой файл PseudoPink_30sec.wav (этот файл приведен в дополнительных материалах к первой части статьи). При проигрывании этого файла плеером jetAudio Plus в его настройках, во-первых, необходимо выбрать опцию Повтор текущей композиции, чтобы зациклить воспроизведение и, во-вторых, убрать «галочку» в опции Затухание звука при паузе, возрастание при возобновлении, иначе через каждые 30 секунд громкость будет снижаться на несколько секунд, и для получения качественной «картинки» АЧХ необходимо будет «ловить момент».

Читать еще:  Домкраты для регулировки сруба

Сигнал с выходного разъема телефона для наушников подавался на вход регулятора громкости, а сигнал с его выхода – на разъем микрофонного входа звуковой карты компьютера. Этот разъем (сиреневого цвета) расположен прямо на лицевой панели системного блока. Как видим, и аппаратные, и программные средства снятия АЧХ регулятора громкости абсолютно бесплатны и легкодоступны.

На Рисунке 6 приведены графики спектров, полученные с помощью вышеописанной технологии снятия АЧХ регулятора громкости. Дробные значения от максимума соответствуют углу поворота движка резистора от максимального, составляющего около 300° (а не значениям его сопротивления).

Снимок экрана на Рисунке 6а приведен для двоякой цели. Во-первых, чтобы показать, что у розового шума спектр представляет собой практически горизонтальную прямую (белый шум на этом же графике представлялся бы наклонной прямой с максимумом, совпадающим с максимумом розового шума справа, и минимумом, составляющим 10%. 30% от максимума – слева). Во-вторых, для того чтобы продемонстрировать полное отсутствие коррекции АЧХ ТКРГ при максимальной громкости.

Анализ остальных графиков (Рисунки 6б-6е) позволяет сделать следующие выводы.

  1. С помощью НЧ-коррекции можно существенно повысить уровень составляющих спектра в области НЧ и, таким образом, снять недостаток регулятора громкости [5], связанный с несоответствием его АЧХ с АЧХ линий равной громкости в области самых низких частот.
  2. При НЧ коррекции минимум кривой АЧХ приходится на 1.5 кГц (т.е., смещен вправо), что существенно ближе к кривым равной громкости, а без НЧ коррекции этот минимум составляет около 1 кГц, что дальше от кривых равной громкости.
  3. Анализируя правую часть графиков Рисунки 6б-6е, можно также заметить, что НЧ коррекция абсолютно не влияет на уровни составляющих спектра в области СЧ и ВЧ (т.е. выше 2 кГц).

Графики Рисунки 6в-6д показаны для случая, когда движок резистора НЧ коррекции установлен в положение, соответствующее 5/6 максимума (угла поворота), при котором максимум АЧХ на НЧ соответствует максимуму на ВЧ. Это означает, что в области НЧ максимум АЧХ можно еще немного поднять. Последнее особенно актуально для тех акустических систем (более дешевых и менее качественных), у которых АЧХ начиная с 50-60 Гц, испытывает существенный спад. Другими словами, применение в подобном ТКРГ НЧ-коррекции в области самых низких частот позволяет несколько поднять АЧХ таких акустических систем и, таким образом, повысить комфортное восприятие их звучания в области НЧ.

И последнее, что следует отметить. Как видно из схем, подобный ТКРГ – полностью пассивный, то есть в нем отсутствуют какие-либо ОУ, транзисторы и иные активные компоненты. А, как известно, именно пассивный ТКРГ отличается исключительно низким уровнем шума.

Высокое качество работы подобного регулятора громкости послужило причиной заменить ТКРГ в усилителе, описанным автором в статье [1].

Схема регулировки звука на транзисторах


Адаптеризация губной гармоники (РАДИО №1 1965),
пьезоэлектрический звукосниматель, предусилитель и вибрато на лампах:

Пьезо- и фото- звукосниматели для инструментов с неметаллическими струнами (РАДИО №3 1969):

Электромагнитные звукосниматели для гитары (РАДИО №5 1968):

Металлические струны в качестве звукоснимателя гитары (РАДИО №4 1970):

Высокочастотный звукосниматель для гитары (РАДИО №10 1970):

Электромагнитные звукосниматели для струнных инструментов (ВРЛ №33 1969)

Простой микшер с тремя входами (РАДИО №4 1968):

Моно/стерео микшер на четыре входа (РАДИО №7 1968):

Универсальный микшер на три входа (РАДИО №11 1969):

Микшер на полевых транзисторах (два входа) (РАДИО №10 1971):


Схема эффекта «вибрато» на лампах (РАДИО №5 1969):

Электронный вибратор (на лампах) для электрогитары (ВРЛ №27 1966):

Схема эффекта «вибрато» на транзисторах (РАДИО №6 1969):

1969-06-vibrato.gif

Схема эффекта «вибрато» на транзисторах (РАДИО №3 1970):

1970-03-vibrato.gif

Вибрато на полевом транзисторе (РАДИО №8 1970):

1970-08-vibrato.gif

Вибрато на полевом транзисторе (РАДИО №11 1970):

Амплитудно-фазовое вибрато (РАДИО №7 1970):

Балансные амплитудные вибрато на лампах и на транзисторах (РАДИО №4 1971):

«Распылитель» для электрогитары (РАДИО №7 1971):

Делитель частоты для электрогитары (РАДИО №5 1970):

Эффекты «фузз», «вибрато», «квакушка» и «бустер» на транзисторах (ВРЛ №47 1974):

1974vrl47_39-effects.djvu

Пять эффектов «фузз» и компрессор для электрогитары на транзисторах (ВРЛ №68 1980):

1980vrl68_38-effects.djvu

Блок эффектов «фузз», «вибрато», «квакушка», имитатор ревербератора и умножитель частоты на транзисторах (ВРЛ №71 1980):

1980vrl71_26-effects.djvu


Эффекты «дистошн», «скваер» и «двухточечный унисон» на транзисторах (ВРЛ №89 1985):

1985vrl89_13-effects.djvu


Ламповый пятиполосный эквалайзер (РАДИО №10 1968):

Четырехполосный двухканальный эквалайзер на ОУ (ВРЛ №69 1980):

1980vrl69_16-4band-equ.djvu


Пружинный ревербератор
(РАДИО №6 1965):

Пружинный ревербератор (РАДИО №5 1968):

1968-05-reverb1.gif
1968-05-reverb2.gif

Пружинный ревербератор
в радиоле «Иоланта» (РАДИО №5 1969)
(такой же блок реверберации использовался в приставке «Эхо»,
которую мы применяли на своих концертах),
здесь полное описание схемы и конструкции:

1969_05_iolanta1.gif
1969_05_iolanta2.gif
1969_05_iolanta3.gif
1969_05_iolanta4.gif

Пружинный ревербератор для гитары (РАДИО №7 1971):


Схема Терменвокса на лампах (РАДИО №10 1964):

Схема Терменвокса на транзисторах (РАДИО №10 1965):

Новое о Терменвоксе (ВРЛ №44 1974):


Ламповый усилитель мощностью 100 Ватт
(РАДИО №12 1964):

Транзисторный усилитель мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1969):

1969-02-amplifier-50W-1.gif
1969-02-amplifier-50W-2.gif
1969-02-amplifier-50W-3.gif

Ламповый усилитель мощностью 12 Ватт (РАДИО №12 1966):
С блоком — экспандером динамического диапазона.
Был собственноручно изготовлен и использовался для гитары в домашних условиях.

Простой ламповый усилитель мощностью 6 Ватт (РАДИО №3 1967):

1967-03-amplifier-6W.gif

Транзисторный усилитель мощностью 15 Ватт (РАДИО №6 1969):

Электромагнитный датчик и ламповый усилитель с амплитудно-фазовым манипулятором для гитары (РАДИО №7 1967):

Транзисторный усилитель для гитары-соло мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1971):

Транзисторный усилитель мощностью 46 Ватт (РАДИО №6 1971):

Схемы промышленных ламповых усилителей УМ-50 и УМ-50А (мощностью 50 Ватт):

Промышленный транзисторный усилитель «РАДУГА» мощностью 25 Ватт (РАДИО №11 1971):

Ламповый усилитель мощностью 10 Ватт (ВРЛ №37 1971):

Ламповый стереоусилитель мощностью 2х20 Ватт с магнитофонным ревербератором (ВРЛ №39 1972):

Читать еще:  Как отрегулировать ящики в кухонном гарнитуре

Транзисторный усилитель мощностью 35 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №44 1974):

Транзисторный усилитель мощностью 70 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №56 1977):

Высококачественный предварительный усилитель своими руками

Схема самодельного усилителя сигнала НЧ с корректировкой тембр и громкости на ОУ. На рисунке 1 приведена схема предварительного усилителя. Он обеспечивает десятикратное усиление уровня сигнала по напряжению, регулировку громкости, стереобаланса и тембра по низким и высоким частотам. Усилитель .

Эта схема предварительного УНЧ может пригодится при проектировании Hi-Fi усилителя низкой частоты. Схема выполнена на сдвоенном операционном усилителе TL072. На А1.1 сделан собственно предварительный усилитель, коэффициент усиления которого численно равен отношению R2/R3 .

Простой, малошумящий, рассчитанный на подключение электретного микрофона, с однополярным питанием микрофонный усилитель может найти различное применение, например, для измерения АЧХ. Схема электрическая принципиальная устройства приведена на рисунке. Микрофонный капсюль ВА1 -типа WM-61A .

Схема лампового предусилителя для микрофона МК-319, применена лампа 6С51Н. Предпочтения в выборе ламповых или транзисторных предусилителей микрофонов носят более субъективный характер, чем результат анализа объективных параметров и характеристик. Тем не менее спрос рождает предложение — в статье представлен встраиваемый в конденсаторный микрофон ламповый бестрансформаторный предусилитель, в котором используется нувистор .

Принципиальная схема простого предварительного усилителя НЧ с регулировкой тембра, выполнен на транзисторах КТ3102. Не менее важной частью УНЧ чем усилительмощности является так же и предварительный усилитель в котором осуществляется не только предварительное усиление сигнала, но и его частотная .

Схема самодельного предварительного усилителя (преампа) с темброблоком, выполнен на микросхеме LM4558. Важной частью аудиоусилителя является предварительный усилитель. Желательно чтобы он мог не только усиливать сигнал, но и регулировать его АЧХ. На рисунке справа приводится схема несложного .

Принципиальная схема простого преампа на двух полевых транзисторах КП303 для подключения звукоснимателей и других источников сигнала к входу звуковой карты компьютера. Если у вас сохранились виниловые грампластинки, и даже есть рабочий пьезоэлектрический проигрыватель для них, велик соблазн старые .

Рассмотрена принципиальная схема самодельного предварительного усилителя НЧ на микросхеме NE5532. Оживить старую кассетную деку можно, установив в неё новую электронную начинку. На рисунке показана схема усилителя воспроизведения для стационарного кассетного магнитофона или магнитофонной .

Принципиальная схема не сложного самодельного микрофонного предусилителя с микшированием двух сигналов в один. Существует довольно много аудиоустройств, имеющих только один линейный вход.Либо линейный и микрофонный входы, но переключаемые, так что работать одновременно с двумя входами невозможно .

Рассмотрена принципиальная схема качественного предусилителя для звукоснимателя в ЭПУ, построена на микросхеме TL071MJG и с хорошо стабилизированным питанием. Сейчас уже трудно найти в продаже аппаратуру дляпроигрывания виниловых дисков (грампластинок). Везде цифровые форматы. И все же за историю .

Автор: Род Элиотт (Rod Elliott — ESP)

Схем предусилителей существует множество, а при условии соблюдения несколько простых мер предосторожности и использовании современных операционных усилителей они очень просты в разработке и обеспечивают высокую производительность. Обращаюсь к тем, для кого ОУ "под запретом": Пожалуйста, пропустите этот раздел, но ТОЛЬКО после прочтения следующих двух абзацев.

Несмотря на то, что в аудиофильских кругах операционные усилители считаются чем-то плохим, необходимо помнить о том, что звук от инструмента музыканта до ушей слушателя проходит через где-то от 10 до 100 операционных усилителей – в микшере (как правило, более одного раза), во внешних устройствах эффектов, в устройстве записи (аналоговом или цифровом), и, наконец, в самом проигрывателе компакт-дисков. Многие из них не так хороши, как те, которые используются в этой конструкции.

Это не означает, что хороший ламповый предусилитель не будет звучать лучше (или, возможно, просто по-другому), но не стоит также верить мифам о плохом «микросхемном звуке", которые весьма популярны. Это мнение тех, кто использовал и ламповые предусилители, и предусилители на ОУ моей конструкции.

Описание

Предусилитель имеет опциональные регуляторы тембра и баланса, которые могут не включаться при желании. Селектор входов может быть расширен, если это необходимо, чтобы обеспечить больше источников сигнала.

Регулятор тембра построен на пассивных элементах управления, но не включает традиционную схему с обратной связью Баксандала. Он обеспечивает регулировку в пределах ±6 дБ на максимуме, что может показаться недостаточным (большинство регуляторов тембра предлагают от 12 до 20 дБ), но в действительности, этого, как правило, вполне достаточно для тех корректировок, какие обычно необходимы.

Примечание: Регулятор тембра был немного изменен с момента оригинальной публикации этой схемы. В регуляторе ВЧ в идеале должен использоваться конденсатор 1 нФ (10 нФ был использован ранее). В приведенной схеме обеспечивается регулировка ±3 дБ на частотах 6 кГц и 55 Гц в крайних положениях потенциометров. Если изменение тембра слишком незначительно, увеличение емкости конденсаторов в цепях регулировки низких и высоких частот (100 нФ и 1 нФ соответственно) понизит частоту, и наоборот. В случае использования небольших акустических систем в цепи регулятора низких частот лучше использовать конденсатор 47 нФ.

В схеме предусмотрен опциональный выход на запись. Его можно исключить, если он не нужен. Излишне говорить, что может быть использовано любое устройство записи, и оно не обязательно должно быть магнитофоном.

Селектор входов и коммутация цепей

Рис. 1. Селектор входов и коммутация цепей

Каких-либо особенностей в конструкции здесь нет, но при монтаже следует соблюдать осторожность, чтобы гарантировать, что провода левого и правого каналов разделены везде, где это возможно, чтобы предотвратить перекрестные помехи. В качестве селектора входов рекомендуется использовать поворотный переключатель с удлиненным валом. Это позволит разместить все входы и переключатель в пределах одной секции и надежно их экранировать.

Регуляторы входного сигнала для CD и DVD входов позволяют сбалансировать уровни с другими источниками. Проведя небольшое количество экспериментов необходимо обеспечить возможность переключаться с одного входа на другой с сохранением уровня громкости.

Разъемы «Tape Out» подключены к выходам первого каскада усиления, поэтому для компенсации прироста уровня сигнала (6 дБ) добавлен аттенюатор. Он также обеспечивает полезную буферизацию на входе усилителя от любых паразитных сигналов, которые могут возникнуть, когда подключено устройство записи.

Входной буфер и регулировка тембра

Рис. 2. Входной буфер и регулировка тембра

На схеме показан только левый канал. Правый канал идентичен, и использует вторую половину ОУ NE5532. Обратите внимание, как подключается питание к ОУ:

Читать еще:  Фирмы по ремонту и регулировки пластиковых окон

+V — Pin 8, –V — Pin 4
При неправильном подключении операционные усилители выйдут из строя!

Входной каскад имеет коэффициент усиления 2 (6 дБ) и выполняет роль буфера для темброблока. Буферный каскад на выходе темброблока также имеет 2-хкратное усиление, чтобы компенсировать потери на стадии регулировки тембра (6 дБ). Таким образом, общее усиление после регуляторов тембра составляет 4 (для тех частот, которые усилены до максимума). С учетом стандартного сигнала 2 В RMS с проигрывателя компакт-дисков, выход составит 8 В RMS или пик амплитуды 11,3 В (при условии, что регулятор уровня входного сигнала на максимуме).

Чтобы предотвратить срез сигнала на пиках, напряжения питания ОУ должно быть не ниже ± 15 В. Уровень сигнала других источников будет значительно ниже 2 В RMS проигрывателя компакт-дисков. Поэтому исключается все вероятные возможности клиппинга.

Обратите внимание, что регуляторы тембра в центральном положении обеспечивают практически ровную АЧХ. Любое отклонение будет вызвано, скорее всего, механическими, а не электрическими причинами.

При переключении S2 все элементы темброблока и выходной буфер исключаются из цепи.

Баланс, громкость, выходной каскад усиления

Рис. 3. Баланс, громкость, выходной каскад усиления

Выходной каскад обеспечивает основную часть усиления (12,6 дБ), и включает в себя регуляторы громкости и баланса. Регулятор баланса вносит ослабление 2,3 дБ в центральном положении и имеет полулогарифмическую характеристику. Поэтому в районе центрального положения движка легко обеспечивается точный контроль. Когда элемент управления поворачивается в крайнее положение, противоположный канал получает 1 дБ сигнала. Использование ступенчатой ​​регулировки усиления может снизить уровень шума

Если ваш усилитель имеет необычно высокую чувствительность, необходимо увеличить значение R19. Усиление этого каскада определяется по формуле:

Ку = 20log((R18 + R17) / R17) — 2,3 дБ (2,3 дБ теряется в управлении балансом)

Общий коэффициент усиления системы со всеми элементами управления (кроме регуляторов тембра) на максимуме составляет 18,5 дБ, поэтому 230 мВ будет выводить усилитель с чувствительностью входа 2 В на полную мощность.

Если требуется большее усиление (что весьма маловероятно), то это может быть реализовано за счет снижения номинала R17 в оконечном выходном каскаде (в настоящее время 22 кОм). Если, например, нужен общий коэффициент усиления 24 дБ, то значение R17 должно быть уменьшено до 12 кОм. При этом собственный шум повышается пропорционально увеличению коэффициента усиления.

Для работы с усилителями мощности обычной чувствительности (с усилением 27 дБ) общий коэффициент усиления предусилителя в 10 дБ достаточен для большинства источников. Это значение может быть достигнуто путем увеличения R17 до 82 кОм, так что общее усиление будет

6 дБ + 7 дБ – 2,3 дБ = 10,7 дБ

По желанию значения R17 и R18 могут быть разделены на 10 (до 10 кОм и 2,2 кОм, как показано на схеме). Это может уменьшить шум за счет более низких импедансов. Я не измерял уровни шума в обеих конфигурациях, но они будут очень низкими в любом случае.

Все потенциометры использованы с линейной характеристикой.

Каждый ОУ должен быть зашунтирован электролитическими конденсаторами 10 мкФ х 25 В от каждого плеча питания на землю и конденсаторами емкостью 100 нФ между выводами питания (см. рис. 4). Последние должны располагаться как можно ближе к выводам питания ОУ, расположение электролитов 10 мкФ не критично. Отказ от шунтирования приведет к возникновению высокочастотных колебаний, которые значительно исказят звучание предусилителя.

Рис. 4. Схема шунтирования ОУ по питанию

Указанные ОУ весьма распространены, и их не составит труда найти. Несомненно, есть и лучшие устройства, но общее качество NE5532, используемых в этой конструкции, должно удовлетворить самых взыскательных слушателей. Эти устройства имеют внутренний стабилизатор, и не требуется никакой внешней стабилизации.

Обратите внимание, что все операционные усилители (за исключением буфера тона) работают с усилением по постоянному току. Это приводит к появлению на выходах ОУ постоянного напряжения в пределах нескольких милливольт. Для устранения этого потребовалось бы использование электролитических конденсаторов на пути прохождения сигнала, чего хотелось избежать.

Использование выходного конденсатора емкостью 2,2 мкФ предотвратить попадание постоянного напряжения в последующие устройства. Категорически не рекомендуется удалять эти конденсаторы, т.к. постоянное напряжение (даже в небольших количествах) передавать в усилитель не допускается! Параллельное включение двух конденсаторов 2,2 мкФ обеспечивает сигнал на уровне -3 дБ при частоте до 5 Гц и нагрузке 10 кОм. Это должно быть приемлемым для большинства усилителей

100 Ом резистор на выходе предназначен для предотвращения каких-либо колебаний ОУ при подключении к коаксиальному кабелю.

Источник питания и рекомендации по конструкции

В качестве подходящего источника питания целесообразно использование внешнего трансформатора, чтобы исключить любую возможность наводок, особенно если используется фонокорректор.

Подходящий источник питания представлен в проекте 05 (см. Project 05). В этом случае используется трансформатор, обеспечивающий 16 В переменного напряжения, а выпрямление, фильтрация и стабилизация смонтированы в пределах шасси предусилителя.

Если же вы хотите включить трансформатор в шасси, используйте трансформатор тороидального типа (20 ВА более чем достаточно), чтобы снизить магнитные поля до минимума.

При подключения к электросети будьте внимательны и соблюдайте меры предосторожности, сетевое напряжение опасно для жизни! В этом случае используйте стандартный разъем питания типа IEC. Для подключения к источнику переменного напряжения 12 В рекомендую использовать разъемы XLR. Они значительно более надежны, чем трубчатые разъемы питания и никогда не выпадают. Соединения XLR описаны на странице проекта источника питания

В качестве входных и выходных разъемов рекомендую использовать позолоченные типа RCA. Резисторы лучше использовать 1% металлопленочные. Они имеют гораздо более низкий уровень шума, чем углеродистые.

Этот предварительный усилитель может использоваться там, где необходимо повысить уровень аудиосигнала, чтобы «раскачать» усилитель мощности, например наTDA7294, LM3886 и многих других.
В этой схеме могут использоваться сдвоенные операционные усилители : NE5532, TL072, OPA2134, CA1458, OP275, LM6172, OPA627 и AD826.
Усиление регулируется подбором резисторов R5и R6 и составляет примерно 3X. С резисторами 47к и 100к оно будет соответственно 5X и 10X. Стабилизатор напряжения собран на интегральных микросхемах 7812 и 7912. Для питания предварительного усилителя желательно использовать отдельный трансформатор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector