Настройка карбюратора ВАЗ-2109 своими руками
Настройка карбюратора ВАЗ-2109 своими руками
В карбюраторе приготавливается топливно-воздушная смесь, на которой собственно и работает двигатель. Устройство может поддерживать уверенную работу силового агрегата на всех режимах его работы, при любых оборотах двигателя и нагрузках.
«Солекс 21083»
Данный карбюратор представляет собой две части. Так, первая часть является основным корпусом устройства – здесь имеются диффузоры, главная дозирующая система, система для работы двигателя на холостых оборотах, экономайзер мощностных режимов и ускорительный насос. Вторая часть – это крышка. На ней установлена воздушная заслонка, поплавки, пусковое устройство, а также электромагнитный клапан.
Устройство
Рассмотрим подробно, как устроен данный карбюратор. Прежде чем браться за настройку карбюратора ВАЗ-2109, необходимо понять, что и как в нем работает. Итак, «Солекс 21083» представляет собой элемент, состоящий из двух камер. Жиклеры для подачи горючего от главной дозирующей системы устанавливаются в середине камер, глубоко в основном корпусе.
Сверху топливные жиклеры закрыты воздушными элементами ГДС. В устройстве данного карбюратора разработчики предусмотрели систему подогрева топливной смеси. К этому блоку подсоединены шланги, по которым проходит горячая охлаждающая жидкость. Так как камер в данном карбюраторе две, то и дроссельных заслонок также две. Они механические, а открытие и закрытие осуществляется посредством тросиков и рычагов.
В крышке имеются патрубки для подачи топлива и возврата его обратно в бак. Наличие так называемой обратки позволяет снизить давление, которое в процессе работы образуется в топливной системе автомобиля.
Принцип действия
Нет смысла подробно рассматривать, как работает карбюратор, поэтому изучим базовый принцип работы. Карбюратор – это специальное устройство, основная задача которого состоит в снабжении двигателя топливной смесью в разных режимах работы.В процессе запуска ДВС многие водители открывают воздушную заслонку первой камеры – это позволяет максимально обогатить смесь, которая будет подаваться в цилиндры. Двигатель должен запуститься. Далее по мере того, как мотор прогреется, воздушную заслонку закрывают и карбюратор выходит на свой основной режим работы.
Топливная смесь подается от насоса в поплавковые камеры, которые питают первую и вторую камеру. Уровень бензина здесь настраивается при помощи игольчатого клапана. Далее из камер топливо подается через специальные каналы в корпусе устройства в главный жиклер и затем в первую камеру. Уровень подачи смеси регулируется педалью акселератора. Последняя, в свою очередь, регулирует дроссельную заслонку. Вторая камера будет задействована, если выжать педаль газа более, чем на половину.
Когда двигатель работает на холостом ходу, в устройстве не используется главная дозирующая система. В этих карбюраторах имеется отдельная конструкция холостого хода. Топливо и воздух подаются через отдельные каналы в корпусе. Присутствуют и жиклеры ХХ. У многих владельцев возникают проблемы именно с настройкой холостого хода на карбюраторах ВАЗ-2109.
Часто встречающиеся неисправности
Обслуженный и грамотно настроенный «карб» не доставит никаких проблем своему владельцу. Но зачастую так не бывает. Элементы ломаются, а специалистов по карбюраторам все меньше и меньше. Рассмотрим основные неполадки этих устройств.Чаще всего случаются неисправности с ускорительным насосом. Главная его функция – это обогащение топливной смеси. В процессе эксплуатации автомобиля, а также по причине некачественных топливных фильтров насос забивается. В результате появляются провалы и машина «не едет». Исправить ситуацию можно разборкой и чисткой карбюратора (в частности, ускорительного насоса).
Также нередко случаются проблемы с холостым ходом. Обычно виноват жиклер холостого хода и электромагнитный клапан. Выходит из строя и блок ЭПХХ. Забиваются и жиклеры ГДС.
Демонтаж
Перед настройкой карбюратора ВАЗ-2109 своими руками необходимо его продуть и промыть. Данный процесс начинается с демонтажа устройства. Сделать это очень просто. Достаточно выключить зажигание и снять корпус воздушного фильтра. Затем снимают пружину, которая установлена на приводе воздушной заслонки.
После этого отсоединяют тросик газа. На следующем этапе отворачивают крепление, которое удерживает трос подсоса. Остается открутить гайки, которые удерживают корпус устройства. После этого можно полностью снимать прибор.
Регулировка
В этом карбюраторе предусмотрено несколько вариантов регулировки разных параметров. Обычно настройка карбюратора ВАЗ-2109 “Солекс” включает в себя несколько операций. Можно отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере, обороты холостого хода и сам ХХ. Также настраивают качество топливной смеси.
Выставляем качество топливной смеси
Эту настройку карбюратора на ВАЗ-2109 можно осуществить своими руками и для этого не обязательно посещать специалистов. Качество настраивается очень просто. Для этого мотор тщательно прогревают, а затем при помощи винта для регулировки количества оборотов устанавливают холостой ход около 900 в минуту.
Далее винт качества заворачивают до тех пор, пока двигатель не станет работать с перебоями. Затем его снова отворачивают. Рекомендуется откручивать до стабильной работы, а именно до тех пор, пока обороты не перестанут расти. В том положении винта качества, где обороты самые высокие, нужно остановится и убрать высокие обороты винтом количества.
Проблемы при настройке холостого хода
Одна из частых проблем данных карбюраторов – это холостой ход. Владельцы сталкиваются с тем, что самостоятельная настройка карбюратора ВАЗ-2109 ни к чему не приводит. ХХ отрегулировать невозможно. При заворачивании или отворачивании винта качества топливной смеси обороты двигателя никак не меняются.
Здесь все просто. Причина такой работы в том, что засорен жиклер холостого хода, который установлен в электромагнитном клапане. Также возможен засор канала, который находится под винтом качества. Нередко все решается заменой неработающего электромагнитного клапана.Проверить электромагнитный клапан также просто. Когда мотор не запущен, с клапана снимают провод, выкручивают сам клапан, снимают жиклер. Далее включают зажигание и соединяют провод с электромагнитным клапаном. При этом последний должен щелкнуть, а шток утопится внутрь. Если этого щелчка не будет, то клапан не рабочий. Его нужно заменить.
Также следует сразу продуть и прочистить жиклер холостого хода. Для того чтобы отверстие засорилось, достаточно даже маленькой песчинки. Ее может быть даже не видно. Но этого хватит для того, чтобы пропал холостой ход. Если засорился канал, который находится под винтом качества, то продуть его не получится.
Симптомы засоренных каналов ХХ
Если каналы холостого хода загрязнились, то двигатель на минимальном количестве оборотов будет работать нестабильно. А при сбросе газа может и вовсе заглохнуть. Если нет времени заниматься регулировкой и продувкой, а ехать нужно, то во время работы движка нужно ослабить электромагнитный клапан и найти положение, при котором мотор будет трудиться стабильно.
Настройка уровня в поплавковой камере
Для стабильной и бесперебойной работы авто нужно выполнить настройку поплавка карбюратора ВАЗ-2109. Это позволит получить правильный уровень топлива в поплавковой камере. Чтобы выполнить это, нужно снять крышку карбюратора. Затем путем подгибания пластины, которая удерживает поплавок, настраивают положение.
Как выставлять? По этом поводу существуют различные мнения. Кто-то утверждает, что нужно добиться заводских настроек карбюратора ВАЗ-2109, а кто-то предпочитает настраивать по собственному опыту. Уровень лучше замерить штангенциркулем. Расстояние определяется между верхней частью корпуса и уровнем топлива. Он должен быть в пределах 24-26 миллиметров. Замеры нужно выполнять сразу, как только крышка снята. В книгах, посвященных карбюраторам «Солекс», есть шаблон, который позволяет настроить поплавки максимально правильно. Такая настройка осуществляется на снятой крышке.
Настройка зажигания
Для того чтобы машина ехала максимально эффективно, регулировок одного карбюратора мало. Нужна также и настройка зажигания. Карбюратор ВАЗ-2109 при этом должен работать хорошо. Вы знаете, что неверно выставленный угол зажигания влияет на работу мотора в худшую сторону?На переднеприводных моделях ВАЗа к этому стоит отнестись очень внимательно. Угол зажигания позволяет получить в норме такие характеристики, как мощность, обороты ХХ, расход горючего, приемистость двигателя.
Симптомы неверного угла
А если неверно выполнена настройка зажигания (карбюратор ВАЗ-2109 при этом работает отменно)? В этом случае можно наблюдать большой расход топлива, снижение мощности, провалы при нажатии на педаль газа, проблемы с запуском двигателя, а также детонацию и перегрев.
Нередко стреляет в глушитель и карбюратор. Это далеко не все возможные симптомы. Но прежде чем заняться зажиганием, нужно убедиться, что не требуется настройка клапанов. Карбюратор ВАЗ-2109 вы уже знаете как регулировать.
Как выставить угол зажигания?
Многие для этих целей советуют воспользоваться стробоскопом. Но это актуально для новых автомобилей. Если мотор уже изношен, такой угол, выставленный по стробоскопу, будет неправильным. Лучше всего ориентироваться на слух и поведение автомобиля.Итак, как выполняется настройка зажигания своими руками на ВАЗ-2109? Карбюратор, кстати, мы уже рассмотрели полностью. Первым делом следует запустить и прогреть двигатель. Затем нужно отпустить гайки, удерживающие трамблер, и поворачивать его в одну или другую сторону до тех пор, пока обороты не начнут расти и мотор не заработает стабильно. Далее гайки затягивают.
После этого нужно проехать на автомобиле и посмотреть на его реакцию. Если машина «не едет», то зажигание слишком раннее. Далее нужно разогнаться до 50 километров в час, включить четвертую передачу и нажать на педаль акселератора. Если возникли детонационные звуки, то зажигание выставляют еще позже. Если детонация продлилась несколько секунд, то все в порядке. А если ее вообще нет, то зажигание слишком позднее.
Рекомендуется выставить его заново. Но в таком случае распределитель зажигания следует вращать в обратную сторону. Обратите внимание: малейшая неточность — и погрешность на 1 градус чреваты детонацией. После успешной настройки автомобиль начнет нормально набирать скорость и расходовать меньше топлива (но не ниже заводских параметров).
Заключение
Итак, мы выяснили, как настроить карбюратор на отечественной «девятке» и выставить угол опережения зажигания. Данные операции позволят достичь максимально высоких эксплуатационных характеристик.
Настройка карбюратора ВАЗ-2109 своими руками на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
Как правильно настроить карбюратор Солекс: пошаговая инструкция
Карбюратор Солекс – одно из самых распространенных карбюраторных систем дозирования, которую можно устанавливать на различные двигатели. После дополнительной настройки и регулировки карбюраторы Solex обеспечивают оптимальные показатели экономии и качества образования смеси на всех режимах работы автодвигателя.
Немного о Солекс и его устройстве
На место карбюраторов давно пришли инжекторные системы. Но они до сих пор встречаются в авто, ездящих по дорогам России – в старых иномарках и ВАЗах, выпущенных 20 лет назад и более. До выпуска ВАЗ с инжекторными моторами, на ряде моделей ставили карбюратор Solex, и интерес к нему не иссякает.
Регулировка карбюратора Солекс, поставленного на двигатель, производится обычно на автосервисе. Но, при желании, можно отрегулировать устройство своими руками – настроить качество топливно-воздушной смеси (ТВС) и отрегулировать поплавковую камеру Solex. Солекс приготавливает ТВС и подает ее в автодвигатель в необходимом объеме.
Как устроен Солекс:
- Корпус состоит из диффузоров, двух камер, подогрева, системы холостого хода, насоса, эконостата и экономайзера.
- Крышка состоит из поплавков, заслонки, клапана и пускового устройства.
- Топливо, находящееся в поплавковой камере, попадает в дозатор, перемешивается с воздухом – полученная ТВС всасывается диффузорами.
- Посредством эконостата топливо подается при высоких нагрузках на мотор – при открытой заслонке. Это позволяет поддерживать постоянство пропорций ТВС.
- Благодаря системе холостого хода (СХХ), обеспечивается приготовление смеси, когда дроссельные заслонки закрыты. Отключение СХХ производится посредством экономайзера, когда мотор идет на высокие обороты, а когда их частота снижается, система снова включается.
В работе карбюратора Солекс задействуется одна камера диффузора или две – это зависит от режима функционирования автодвигателя.
Как настроить уровень бензина
Настройка карбюратора начинается с установки уровня бензина в поплавковых камерах. Рекомендуется выставить его по поплавкам к карбюраторной крышке. Для этой цели можно использовать шаблон, но практика показывает, что такой метод дает погрешности, особенно часто наблюдается попадание в карбюратор лишнего топлива.
Как точно настроить уровень топлива в карбюраторе и отрегулировать его поплавки:
- Заведите мотор – пусть поработает минут десять. При работе на холостом ходу немного погазуйте, повышая обороты – это предотвратит «стрельбу» двигателя в карбюратор или выхлопную систему.
- Заглушите мотор и отсоедините топливный шланг. Приготовьте ветошь – вытирать подтеки разбрызгиваемого топлива. Шланг убирают, чтобы бензин, находящийся в нем, не пролился в карбюраторную камеру, то есть, чтобы лишнее топливо, попадающее в камеру, не нарушили точность измерений.
- Выкрутите винты, которыми крепится крышка. Снимите трос, которым управляется «подсос». Поднимите крышку карбюратора, стараясь соблюдать ее горизонтальное положение – чтобы е повредить поплавки.
- С помощью линейки и штангенциркуля замерьте расстояние – от горючего, находящегося в камере, до поверхности крышки. Оно должно составлять примерно 2,5 см. Промерьте расстояние в двух камерах, по их разнице определите средний результат.
- Если уровень топлива больше или меньше необходимого, придется подогнуть язычок поплавков – чтобы наполнение уменьшилось или увеличилось.
- Уберите остатки бензина из камер, чтобы как можно точнее определить уровень, полученный после регулировки. Соберите карбюратор и заведите мотор повторно.
- При включенном моторе осветите диффузоры. В течение 30-60 с горючее не должно из них стекать. Если появится хотя бы капля, значит в камере – перелив. Если капель нет, промерьте уровень горючего повторно вышеописанным способом.
Если уровень после настройки все равно отличен от нормы, приходится повторять настройку. Учтите, что нельзя настраивать уровень при выключенном двигателе и ручной подкачке – если мотор будет запущен, в карбюраторе все равно будет перелив. Это особенно относится к двигателям с перекрытой «обраткой».
Как настроить холостой ход
Регулировка холостого хода (РХХ) проводится при появлении поломок в работе мотора – если он не запускается, глохнет после запуска и других проблемах. Также РХХ рекомендуется выполнить после замены или ремонта карбюратора.
Для РХХ вам понадобится:
- Тахометр – с его помощью определяют частоту вращения коленвала. Регулировать ее можно на слух, но с этим могут справиться только опытные автолюбители.
- Шлицевая отвертка – чтобы вращать винт регулировки качества/количества смеси. Ширина отвертки – 3 мм.
Подготовка к РХХ:
- Прогрейте двигатель до 85-90°С.
- Утопите рычаг «подсоса» до упора, она должна быть открыта на 100%.
- Заглушите двигатель и подключите тахометр. Перед этим прочтите инструкцию к прибору и действуйте по ней.
- Запустите двигатель и включите дальний свет и обогрев – чтобы в сети была нагрузка.
Оптимальные обороты ХХ для моторов с Solex – 750-800 об/мин. Вращайте винт «количества» топливной смеси и выставьте указанную выше частоту коленвала. Если не удается выставить нужную частоту вращения, придется регулировать еще и винт «качества» топливной смеси.
На винте «качества» топливной смеси может стоять заглушка из пластмассы – ее перед регулировкой надо убрать – проколоть ее шилом и вытащить крючком или саморезом.
Регулировка ХХ проводится трижды. При отсутствии результата повторяют ее еще 2-3 раза. Перед началом работ проверьте, правильно ли выставлено зажигание и исправность проводки, не подсасывается ли посторонний воздух в карбюратор.
- При помощи шлицевой отвертки вращайте винт «качества» топлива. Выставьте максимальную частоту вращения коленвала. Вращайте винт вправо-влево, пока не найдете нужное положение. Определит его на слух или с помощью тахометра.
- Вращайте винт «количества» ТС. выставьте 900 об/мин. Если крутить его по часовой стрелке, то заслонка приоткрывается и обороты возрастают, в обратную сторону – падают. Ищите оптимальное положение винта.
- Крутите винт «качества», чтобы выставить 800 об/мин.
При необходимости повторите настройку. Если вы меняете старый карбюратор на новый, или вы его разбирали, ремонтировали, то прежде чем начать регулировку, заверните винт «качества» до максимума, а потом выверните его на 3-4 оборота.
Окончив регулировку, подавите на газ – мотор должен без сбоев наращивать частоту вращения коленвала, а при ее отпускании он не должен глохнуть. Если имеются «провалы», повторите настройку или повращайте винт «качества» смеси. Увеличьте обороты ХХ до 900 об/мин. Если подкрутить винт «качества» по часовой стрелке, сокращается концентрация СО до 1,5%.
Как настроить переходной режим
Переходная система позволяет уменьшить или полностью устранить «провал» – если двигатель работал на ХХ, а затем нажать на газ, то задерживается реакция при нажатии сцепления. После установки карбюратора ситуация часто наблюдается в автомобилях при начале движения. Из-за неправильно настроенной переходной системы может стрелять карбюратор, глохнуть мотор.
Сначала выставляют уровень в поплавковой камере и регулируют ХХ. Мотор должен работать на холостых оборотах без подсоса. Бензин из насоса-ускорителя попадает прямиком в коллектор. Теперь можно переходить к настройке переходного режима.
- Резко надавите на газ. В пол, в половину, или на четверть хода. В норме двигатель реагирует сразу и набирает обороты. Задержек и провалов быть не должно. Если реакция замедленная, определите причину этого явления.
- Снова надавите на педаль газа, но на этот раз не резко, а плавно. Если мотор равномерно набирает обороты, без всяких сбоев, то обратите внимание на жиклер ХХ и на нос насоса-ускорителя. Если же мотор плохо набирает обороты, дергается и шумит, значит, проблема в жиклерах первой камеры. ТВС чрезмерно обогащена или обеднена после нажатия на сцепление.
Признак обогащения – дымление двигателя. Из него исходит черный дым, а из выхлопов – бензиновый запах. Появляются они, если сделать резкое дросселирование. - Для устранения провала подберите жиклеры ХХ под нос насоса. Либо наоборот. Это надо делать до момента, пока не пропадут задержки во время резкого нажатия педали сцепления.
Может потребоваться повторная РХХ, так как после замены жиклера ХХ в работе системы появятся изменения.
Жиклеры и насос-ускоритель
Жиклер (впрыскиватель) – это устройство для подачи топлива в определенном количестве. Двигатель всасывает воздух через отверстие большого диффузора. Одновременно через жиклер дозировано всасывается топливо. Количество воздуха, всасываемого через диффузор, а также количество втягиваемого бензина, зависит от рабочего объема двигателя. Из-за этого на моторах с большими объемами устанавливают карбюраторы с маленькими жиклерами.
Чтобы жиклер давали нормальную ТВС, не обедненную, необходимо найти карбюратор, изначально рассчитанный на определенный объем двигателя либо максимально приближенный к нему. Сначала подбирают топливный, а затем воздушный жиклер. Их подбирают для первой камеры, затем производят настройку второй камеры.
Насос-ускоритель необходим для подачи дополнительного объема топлива при открытии заслонки, это обеспечивает более эффективное ускорение. Насос вступает в дело посредством особого кулачкового механизма. На двигателях с Solex нужно устанавливать максимально большой кулачек для насоса-ускорителя.
Как отрегулировать вторую камеру
Чтобы настроить карбюратор, можно не затрагивать его вторую камеру – обычно хватает стандартных жиклеров. В карбюраторе также имеется эконостат – это трубка, которая расположена во второй камере. Она установлена с незначительным наклоном и может быть использована для корректировки настроек.
Эконостат Solex – это отдельная система карбюратора, которая подает дополнительное топливо при работе мотора на повышенных оборотах.
Задача эконостата – обеспечение всасывания горючего, когда дроссель полностью открыт. В этом случае в карбюраторе возникает разряжение, из-за которого и происходит всасывание. Для регулировки второй камеры, позволяющей обеспечить «подхват», ставят жиклеры, с помощью которых обогащается ТВС. Их подбирают точно таким де образом, как и для первой камеры.
При правильно настроенном карбюраторе возрастает экономичность автомобиля, улучшается работа двигателя, сокращается концентрация СО в выхлопных газах. Обычно настройку «Солекс» доверяют мастерам автосервиса, но если разобраться в устройстве карбюратора и принципе его действия, можно будет настраивать его самостоятельно.
Карбюратор Солекс 21083 — устройство основных систем
Карбюратор Солекс – это устройство, необходимо для создания правильной топливовоздушной смеси перед подачей ее в рабочие цилиндры. Он устанавливался на автомобили «Лада» с передним приводом до того, как производитель начал комплектовать их топливной системой инжекторного типа.
Карбюратор Солекс 21083 устройство основных систем
Узел состоит из корпуса и верхней крышки. В процессе работы используется одновременно несколько систем. Это позволяет подавать правильно подобранную топливовоздушную смесь при разном количестве оборотов коленчатого вала. На изображении представлена схема карбюратора Солекс (кликнуть для увеличения).
Поплавковая камера карбюратора Солекс
Производитель оборудовал Солекс двухсекционной поплавковой камерой. Она необходима для бесперебойной подачи топлива. Камера оснащается 2 поплавками. При работе они управляют запорным механизмом, устанавливая необходимый уровень топлива в камере.
При работающем двигателе внутреннего сгорания топливный насос подает жидкость в карбюратор. При достижении установленного уровня поплавки, поднимаясь, закрывают игольчатый запорный механизм. Подача горючего прекращается. По мере израсходования топлива в камере постоянно поддерживается нужный уровень.
Расположение главных жиклеров дает возможность устанавливать Солекс на автомобили, силовой агрегат которых расположен поперек.
При движении транспортного средства на подъем уровень возле жиклеров не снижается.
Система холостого хода
При работе силового агрегата на холостом ходу количество оборотов вращения коленвала минимально. Система холостого хода работает следующим образом:
- Дроссельная заслонка перекрывает подачу воздушной массы через диффузор. Это исключает возможность поступления горючего через жиклеры главной дозирующей системы.
- За заслонкой образуется высокое разрежение.
- Под его воздействием смесь поступает во впускной коллектор через канал холостого хода. Он сообщает эмульсионный колодец и пространство, расположенное между заслонкой и впускным коллектором.
Так удается достичь стабильной работы двигателя внутреннего сгорания при низком числе оборотов коленчатого вала.
ГДС: Главная дозирующая система
Устройство карбюратора Солекс предусматривает наличие двух камер. Первая – основная, включается при превышении числа оборотов коленчатого вала выше холостого хода. Вторая увеличивает количество топливовоздушной смеси, подаваемой в цилиндры при достижении высоких оборотов.
Для изготовления правильной смеси перед подачей во впускной коллектор используется главная дозирующая система, включающая в себя:
- Диффузоры. В каждой камере установлено по 2 диффузора – малый и большой.
- Распылители. Через них под действием разрежения в камеры попадает эмульсия. Малые диффузоры являются неразъемными деталями с распылителями.
- Топливные жиклеры. Регулируют пропускную способность канала, по которому подается горючее из поплавковой камеры. Жиклеры фиксируются в каналах с помощью резьбового соединения.
- Воздушные жиклеры. Регулируют количество подаваемого воздуха в эмульсионный колодец. Воздушные жиклеры карбюратора Солекс расположены над эмульсионными трубками.
- Эмульсионные колодцы. Используются для смешивания воздуха с горючим. В колодцах расположены эмульсионные трубки.
В рабочие цилиндры двигателя внутреннего сгорания подается эмульсия, смешанная с воздушной массой. Смешивание происходит в рабочих камерах. При открытом впускном клапане поршень перемещается вниз и втягивает воздух через камеру карбюратора. Чем больше степень открытия дроссельной заслонки, тем сильнее создается разрежение в диффузоре.
При образовании разрежения топливо из поплавковой камеры поступает к распылителю через эмульсионный колодец. В нем оно смешивается с воздушной массой. Она поступает через воздушный жиклер. После этого образовавшаяся в колодце эмульсия поступает через распылитель в рабочую камеру.
Ускорительный насос
Создаваемая под действием разрежения топливовоздушная смесь обеспечивает работу двигателя внутреннего сгорания только при плавном открытии дроссельной заслонки. Резкое нажатие на педаль акселератора приводит к увеличению объема поступающего воздуха. При этом эмульсия подается с запозданием. Двигатель теряет мощность и может самопроизвольно остановиться.
Чтобы мотор набирал обороты плавно, Солекс оснащается насосом ускорителем. Он кратковременно подает небольшую порцию горючего под давлением в момент резкого открытия заслонки. Насос-ускоритель карбюратора Солекс состоит из следующих частей:
- Приводной кулачок. Воздействует на механизм при перемещении заслонки.
- Корпус. Состоит из 2 частей. Первая – несъемная составляющая корпуса карбюратора. Вторая – крышка.
- Эластичная диафрагма. Используется в качестве рабочего элемента, оказывающего воздействие на топливо.
- Пружины. Насос ускоритель в своей конструкции имеет 2 пружины – рабочую и возвратную.
- Клапаны. Ускорительный насос карбюратора Солекс оборудован 2 клапанами шарикового типа.
- Распылитель.
При воздействии на педаль акселератора кулачок привода сжимает пружину эластичной мембраны. Она перемещает диафрагму, вытесняя топливо, находящееся в полости насоса, через выпускной клапан. После отпускания педали мембрана возвращается в обратное положение. Между ней и впускным клапаном образуется вакуум. Под его действием горючее попадает в насос.
Экономайзер
Карбюратор Солекс оснащен 2 экономайзерами. Они используются для корректировки состава топливовоздушной смеси. Правильное соотношение горючего и воздушной массы позволяет снизить расход топлива.
Экономайзер карбюратора Солекс принудительного холостого хода представляет собой запорное устройство магнитного типа. На холостом ходу топливо через жиклер экономайзера подается в рабочую камеру.
При превышении оборотов коленчатого вала игла запорного устройства перекрывает отверстие жиклера. При отпускании педали акселератора под действием магнитного поля сердечник датчика смещается, увлекая за собой иглу. Так удается исключить подачу эмульсии через канал холостого хода при высоких оборотах.
Экономайзер мощностных режимов необходим для обогащения топливовоздушной смеси при резком нажатии на педаль акселератора. Топливо подается по отдельному каналу из поплавковой камеры.
Экономайзеры карбюратора Солекс позволяют двигателю работать устойчиво на разных режимах и при этом экономить горючее.
Эконостат
Солекс в своей конструкции имеет эконостат. Он включается в работу при высоких оборотах коленчатого вала. Горючее в распылитель эконостата подается через жиклер. Так регулируется количество бензина, поступающего к диффузору.
Сам распылитель расположен в верхней части камеры. Это необходимо для того, чтобы разряжение возникало только при высоких оборотах. Работа эконостата улучшает динамические показатели транспортного средства.
Ручной регулятор заслонки (подсос)
При запуске силового агрегата требуется обогащенная топливовоздушная смесь. Для ее изготовления необходимо снизить объем поступающей воздушной массы и увеличить количество горючего. Для запуска силовой установки карбюратор Солекс оснащается воздушной заслонкой. Она регулирует интенсивность потока воздуха.
Степень закрытия воздушной заслонки устанавливается водителем из кабины автомобиля. Механизм управления связан с тягой подсоса тросом. Работа механизма осуществляется следующим образом:
- Вытягивая на себя рычаг управления, водитель перекрывает доступ воздуха. При этом дроссельная заслонка приоткрывается. При вращении коленвала стартером создается достаточное разрежение для поступления жидкости по каналам. Силовая установка запускается.
- Воздушная заслонка приоткрывается под действием вакуума. Это препятствует переобогащению смеси.
- Водитель возвращает рычаг управления в обратную сторону. Так увеличивается подача воздуха, уменьшается количество горючего.
Для быстрого прогрева карбюратора Солекс используется система охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Помпа перекачивает теплоноситель в системе. Так удается быстрее перевести силовой агрегат на обедненную смесь.
Ремонт карбюратора Солекс
При выходе из строя карбюратора нормальная работа двигателя внутреннего сгорания будет невозможной. Для восстановления работоспособности можно обратиться к специалистам или устранить неисправность самостоятельно.
Чистка каналов и жиклеров карбюратора Солекс
При длительной эксплуатации топливный и воздушный фильтрующий элемент засоряются. Это приводит к попаданию крупных частиц в карбюратор. Они образовывают засоры в каналах и жиклерах. Существует 3 варианта очистки:
- Без разборки. Демонтируют корпус воздушного фильтра. После этого запускают двигатель и распыляют в рабочие камеры и на воздушные жиклеры очищающий аэрозоль. Способ помогает при небольших засорах.
- С частичной разборкой. Метод подразумевает демонтаж верхней крышки и экономайзера принудительного холостого хода. После обрабатывают очистителем жиклеры. Для удаления мелких частиц продувают жиклеры сжатым воздухом.
- С полной разборкой. Карбюратор демонтируют с посадочного места. Выкручивают жиклеры и обрабатывают их очистителем или ацетоном. Каналы продувают воздухом под давлением.
При сборке недопустимо менять местами жиклеры первой и второй камеры. Они имеют разные размеры. Это приведет к нарушению смесеобразования.
Регулировки на карбюраторы типа «SOLEX»
После ремонта может потребоваться регулировка карбюратора Солекс. Без применения специализированного оборудования можно самостоятельно отрегулировать:
- уровень топлива в поплавковой камере;
- степень открытия воздушной заслонки при запуске;
- количество оборотов холостого хода.
Чтобы установить нормальный уровень в поплавковой камере, необходимо:
- Открутить винты крепления верхней крышки.
- Топливным насосом накачать бензин в карбюратор.
- Демонтировать крышку и определить, соответствует ли уровень норме. На внутренней поверхности поплавковой камеры есть метки, указывающие нормальный уровень.
- Установить требуемый уровень путем сгибания язычка поплавка.
Накачивать бензин следует при наличии прокладки между верхней крышкой и корпусом. При ее отсутствии в момент регулировки ось поплавков опуститься ниже, и уровень бензина будет неправильным.
После проведения регулировки уровень бензина в поплавковой камере будет соответствовать норме. Сборку осуществляют в обратной последовательности.
Настройка степени открытия воздушной заслонки при запуске силового агрегата осуществляется винтом. Для регулировки, вытянув трос управления подсосом до упора, выставляют требуемую степень открытия.
Регулировка оборотов коленчатого вала на холостом ходу предусматривает использование тахометра. Если он отсутствует на транспортном средстве, потребуется подключить его дополнительно.
Перед регулировкой силовую установку прогревают до рабочей температуры и создают максимальную нагрузку на генератор. Для этого включают максимальное количество потребителей – вентилятор отопителя, наружное и внутреннее освещение и т. д. Винтами качества и количества топлива устанавливают число вращения коленчатого вала в диапазоне 800 об/мин.
Если силовая установка глохнет на холостом ходу, в первую очередь проверяют работоспособность экономайзера и наличие засоров в каналах. Регулировка холостого хода проводится при работоспособной системе.
Тарировочные данные соотношения больших диффузоров и жиклеров (завода изготовителя)
Карбюратор Солекс имеет несколько модификаций. Для поддержания динамических показателей транспортного средства в норме необходимо правильное соотношение размеров диффузоров и жиклеров. Производитель карбюратора Солекс установил тарировочные данные для получения оптимальной топливовоздушной смеси. Они указаны на рисунке ниже.
Замена прокладок и рабочих элементов карбюратора
При длительной эксплуатации уплотнения и рабочие элементы изнашиваются. Это требует их замены. Периодически необходимо менять жиклеры главной дозирующей системы. Попадание мельчайших абразивных частиц вместе с бензином постепенно увеличивает внутренний диаметр жиклера. Это приводит к увеличению расхода топлива.
Карбюратор Солекс разбирают, осматривают поверхности деталей на предмет повреждений. Вышедшие из строя комплектующие заменяют новыми. При сборке устанавливают новые эластичные мембраны и уплотнительные прокладки.
Как настроить карбюратор Солекс
Настройка карбюратора Солекс подразумевает регулировку качества топливовоздушной смеси. Для ее проведения не требуется наличие навыков в ремонте автомобилей. Автовладельцы настраивают узел самостоятельно. Автомобилист может регулировать:
- Уровень бензина в поплавковой камере.
- Степень открытия воздушной заслонки.
- Качество топливовоздушной смеси главной дозирующей системы и холостого хода.
- Количество бензина, подаваемого с воздухом к рабочим цилиндром двигателя.
Настройка проводится после разборки и сборки узла или в случае внезапного выхода детали из строя. После правильной настройки силовая установка будет работать в нормальном режиме.
Ремонт карбюратора Солекс, применяющегося на переднеприводных моделях автомобилей «Лада», можно выполнить без обращения к специалистам. Производитель оборудовал узел одновременно несколькими системами.
Периодически проводится чистка карбюратора. Во время разборки и сборки вышедшие из строя детали заменяют новыми. Своевременная замена жиклеров и рабочих элементов позволяет поддерживать работоспособность узла. Это положительно сказывается на расходе топлива.
Ремонтировали ли вы Солекс своими руками? Проводили полный ремонт или частичный? Какие детали потребовалось заменить?
Особенности карбюратора Солекс 21083 – настройка и схема
Карбюратор Солекс 21083 пользуется немалой популярностью. Его используют на машинах с системой зажигания бесконтактного типа. Это один из эмульсионных карбюраторов, который состоит из двух камер, в которых дроссельные заслонки открываются последовательно.
Устройство карбюратора Солекс 21083
Существуют различные версии карбюратора Солекс, однако 21083 – это базовый вариант устройства, сечение диффузоров которого является минимальным. Этот карбюратор предназначен для установки на 1,5-литровый движок автомобиля ВАЗ. Именно Солекс 21083 пользуется огромным спросом, так как из этой модели можно сделать Солекс различных модификаций. Помимо этого, имеется возможность проточки карбюратора под требуемый размер диффузоров.
Согласно официальным данным, установка карбюратора Coлeкc 21083 нежелательна на силовые агрегаты, рабочий объем которых является гораздо большим 1,5 л, поскольку на высоких оборотах двигатель будет «душиться». Также необходимо брать во внимание тот факт, что рассматриваемая модель обеспечивает подачу обедненной смеси, в связи с чем для получения нормальных скоростных показателей на моторе УЗАМ придется произвести замену жиклеров. Рассмотрим пример настройки этого карбюратора на вышеупомянутом силовом агрегате.
Регулировка карбюратора Солекс 21083 — основные нюансы
Процедура настройки карбюратора Солекс начинается с выставления требуемого уровня в поплавковых камерах. Рекомендуется выставлять уровень по отношению к крышке Солекса. Для этого нужно применять шаблон, который есть в инструкции по регулировке выбранного карбюратора.
Далее необходимо настроить обороты холостого хода. Нужно выполнить следующие действия:
- Установить винт качества в позицию 5-6 оборотов, причем его надо выкрутить из завернутого крайнего положения.
- Выкручиваем винт количества оборотов до тех пор, пока в вакуумной трубке, которая соединена с распределителем зажигания, не исчезнет разряжение. Затем проверяем, может ли прогретый мотор держать холостые обороты в пределах 5-1,5 тыс. об/мин.
- Если стрелка тахометра превышает 800 об/мин, выкручиваем винт количества до тех пор, пока она не опустится до этой отметки. Если обороты более низкие, на данном этапе делать ничего не нужно.
- Медленно закручиваем винт качества смеси до тех пор, пока мотор не начнет работать стабильно и равномерно. Постарайтесь по максимуму обеднить смесь, поскольку чем сильнее вы закрутите винт, тем беднее будет смесь, что сказывается на уровне СО.
- Используем винт количества для того, чтобы выставить обороты на холостом ходу. В летний период нужно добиться результата 800-900 оборотов в минуту, а зимой данный показатель должен составлять около 900-1000 оборотов в минуту.
Подбор жиклеров на карбюратор Солекс
Подбирать жиклеры на 21083 необходимо с учетом рабочего объема силового агрегата. К примеру, для двигателей большого объема лучшим выбором станут маленькие жиклеры, поскольку увеличение объема приводит к увеличению количества воздуха, которое проходит через диффyзop, что сразу же сказывается на расходе топлива.
Для карбюратора Солекс 21083 жиклеры нужно подбирать в следующем порядке – сначала топливный, а потом – воздушный. Сначала надо осуществить подбор жиклеров для первой камеры, а уже потом – для второй. Специалисты утверждают, что сначала лучше найти оригинальный вариант карбюратора, предназначенный для конкретного двигателя (объем должен быть таким же, как у вас), и протестировать заводские жиклеры.
Тюнинг карбюратора Солекс 21083
Нередко доработка карбюратора Солекс приводит к существенному повышению эффективности его использования. Как правило, автолюбители применяют следующие варианты тюнинга карбюратора Coлeкc 21083:
- Удаление ЭПXX приводит к повышению производительности силового агрегата, но и потребление топлива возрастает примерно на 5-7 процентов.
- Установка другого уровня топлива в поплавковой камене и использование иной иглы клапана. Такие действия приводят к более стабильному уровню и уменьшают вероятность слишком сильного обеднения смеси на переходных и самых мощных режимах. Применение запорной иглы из резины обеспечивает возможность держать уровень максимально ровно.
- Дроссельное распиливание – еще один вариант тюнинга карбюратора Солекс. Суть данного метода заключается в том, что в дроссельной заслонке делают отверстия меньшего размера, в результате чего уровень СО падает, хотя на холостом воду количество СН не меняется. Помимо этого, состав смеси распределяется максимально равномерно, а потребление горючего уменьшается на 1-2%.
- Некоторые мастера полируют диффузоры, в результате чего снижаются аэродинамические потери. Для получения желаемого результата полировать их нужно почти до зеркального вида.
Опыт многих автовладельцев показывает, что карбюратор Coлeкc 21083 – это очень надежная разработка, которая отлично справляется со своими задачами даже без различных модернизаций. В связи с этим Автопаб советует применять разные варианты тюнинга карбюратора Солекс только в тех ситуациях, когда его работа вам не нравится.