Высота струн на электрогитаре
Высота струн на электрогитаре
Всем известна проблема правильной отстройки электрогитары. Плохо настроенная гитара доставляет множество неудобств. Что делать если на электрогитаре дребезжат струны, она не строит и звук оставляет желать лучшего? Мы расскажем вам как самостоятельно, в домашних условиях, справиться этой проблемой.
Важным фактором в настройке является высота струн электрогитары. Но прежде, чем начать настраивать высоту, позаботьтесь о качественных струнах. Самой частой причиной, по которой дребезжат струны на электрогитаре, является неравномерная обмотка, которая вибрирует и портит звук.
Посоветуйтесь с профессионалами или, опираясь на личный опыт, подберите хорошие струны, зарекомендовавшей себя марки и нужной толщины.
Теперь, когда у вас есть хорошие струны, вам нужно настроить их высоту. Высота струн электрогитары является одним из самых важных моментов в настройке. Чем выше струны, тем сложнее они зажимаются, чем ниже — тем больше вероятность задеть струной за лады.
Большинство держателей струн позволяют менять высоту каждой струны отдельно. Оптимальной считается высота струн электрогитары от 1,5 мм до 2 мм. Первая — 1,5 мм, вторая — 1,6 мм, третья — 1,6 мм, четвертая — 1,8 мм, пятая — 1,9 мм и шестая — 2,0 мм. Вы можете проверить высоту ваших струн при помощи обычной линейки.
Не стоит ставить очень маленькое расстояние между струнами и грифом, так как это частая причина дребезжания струн. Для яркого и выразительного звука, необходимо пространство для колебаний струны.
После того, как высота струн настроена, настройте рабочую длину струны — мензуру. Другими словами, мензура — это длина струны от порожка до машинки или бриджа. Длина мензуры у разных гитар разная, например, на классике стратокастера – 645 мм, а у гитар типа «les paul» — 629 мм. Разница в длине мензур у разных гитар нужна для того, чтобы создать разную частоту колебания струн, если мензура длинная, то частота колебания ниже, а если короткая, то выше.
Не отрегулированная мензура — причина фальшивого звука. Рассмотрим два проверенных способа настройки мензуры.
1) Настройка по тюнеру. Главное в настройке мензуры – это точность, поэтому даже если вы опытный гитарист, то тюнер лишним не будет. Нужно подключить гитару к тюнеру и на 12-м ладу зажать первую струну. Если нота на 12-ом ладу звучит выше, чем нота открытой струны, то вам следует удлинять струну, а если она звучит ниже, то укоротить. Повторите то же самое с остальными струнами. Отрегулируйте болты на струнодержателе должным образом.
Сложности в настройке мензуры могут возникнуть, если лады у гитары сильно изношены и стерты. Из-за разных точек соприкосновения струн и ладов у вас не получится самостоятельно отстроить мензуру. В таком случае просто отдайте гитару хорошему мастеру, чтобы он отшлифовал лады или поставил новые.
2) Настройка мензуры на слух. В этом случае принцип тот же: струна, зажатая на 12-ом ладу, должна звучать на одну октаву выше открытой струны. Только без тюнера вам нужно слушать флажолеты и оценивать сходство флажолета на зажатой на 12-ом ладу струне с открытой струной. Вот и все основные правила настройки гитары.
Теперь, когда высота струн электрогитары и мензура настроены, проверьте звучание. Если все еще дребезжат струны на электрогитаре, то возможно вы поставили их слишком низко. Попробуйте немного приподнять. Если ваша тремоло это «Floyd Rose», то высота струн электрогитары по отдельности не регулируется, в таком случае измените угол наклона и/или высоту флойда. Если у вас обычное тремоло, то в этом случае просто приподнимите каждую струну в отдельности и проверьте звук, если струны все еще дребезжат, то возможно, проблема заключается в слишком глубоких бороздах в верхнем или нижнем порожке или в деформации (изношенности) ладов. В такой ситуации помочь вам сможет гитарный мастер.
Высота струн на гитаре. Регулировка высоты струн над грифом акустической и классической гитары.
Высота струн на гитаре. Общая информация
От того, насколько высоко от грифа расположены струны, напрямую зависит удобство игры на инструменте. Если они находятся слишком низко, то будут дребезжать и цепляться за лады, а также звучать не в полную силу. Если же высота струн большая, то на гитаре будет просто неудобно играть – вам придется прикладывать намного больше усилий для их зажатия, особенно на центральных ладах, из-за чего будет уставать рука и пальцы. В этой статье мы подробно расскажем о том, какая высота струн на гитаре считается наиболее оптимальной, а также из-за чего она может меняться.
Что может быть источником проблемы неправильной высоты струн
Есть несколько вариантов, из-за чего высота струн может поменяться.
Верхний и нижний порожки должны быть примерно одной высоты, чтобы струна лежала на них без какого-либо угла. Если же нижний порожек слишком низкий, то это может привести к тому, что струна будет расположена слишком низко, из-за чего, особенно на первых ладах, она будет дребезжать и не звучать вообще. Это является причиной проблемы того, что струна дребезжит на ладу.
И наоборот, если нижний порожек будет выше, то струны, соответственно, тоже будут выше. Особенно это ощутимо на верхних ладах при взятии баррэ. Пальцы и рука будет применять гораздо больше силы, чем требуется, соответственно, делать это будет сложнее, и конечности будут уставать.
То же самое относится и к верхнему порожку. Если он будет слишком низкий, то струны будут фактически лежать на грифе, из-за чего на всех ладах они будут дребезжать и не звучать до конца. Этого следует избегать, иначе гитара может даже не строить по грифу, что еще более критично, чем обычный дребезг.
Это точно так же важно, как и его высота. Если пазухи для струн будут слишком глубокие или широкие, то струны будут ходить в них ходуном и не строить или звучать. Если же они будут недостаточно глубоки, то они будут стоять на нем, и дребезжать об него. Именно поэтому гитаристам, которые интересуются электрогитарой и тяжелой музыкой, рекомендуется покупать два инструмента – первый для пониженных строев, с широкими пазухами для толстых калибров – и второй для стандарта, с пазухами нормального размера.
Самая частая причина того, почему звук акустической гитары испортился и начал звенеть. Из-за погоды, влажности или ненадлежащего ухода за инструментом, анкер грифа ослабляется или перетягивается, из-за чего обычный градус прогиба меняется. Вследствие этого мы имеем либо звон струн об лады, либо огромное расстояние между струнами и грифом, из-за чего при взятии баррэ быстро устает рука. Это проблема решается регулировкой высоты грифа.
Некрепкая подставка на деке может треснуть и деформироваться, из-за чего высота струн меняется, и они становятся ближе к грифу. Это нераспространенная проблема, и если возникла именно она, то стоит задуматься либо о замене инструмента, либо об услугах гитарного мастера.
Внешние условия и факторы, влияющие на деформацию инструмента и высоту струн
Помимо самого состояния инструмента, на высоту струн на акустической гитаре, а также электрогитар, могут влиять внешние факторы. Все они правятся правильным уходом и обслуживанием грифа, деки и остальных частей.
Это очень важные факторы, которые могут испортить звучание гитары и привести к тому, что гриф поведет винтом, и играть на ней станет вообще невозможно. Дело в том, что дерево очень чувствительно к воздействию влаги, излишней сухости, а также перепадов температур, и деформируется под ними. Этого стоит избегать путем правильного хранения и переноса инструмента. Данная проблема также ремонтируется регулировкой высоты струн при помощи анкера.
Как и любая другая вещь, инструмент не вечен. Поэтому причиной того, что высота струн на классической гитаре или любой другой может измениться банально из-за воздействия времени. Это абсолютно нормально, особенно на некачественных инструментах. К сожалению, этому никак не помочь, и рано или поздно придется озаботиться покупкой нового инструмента.
Если вы натягиваете струны большого калибра в высокие строи, то сила натяжение становится очень высокой, из-за чего гриф выгибается, как лук. Это также приводит к увеличению расстояния между ним и струнами. Старайтесь покупать комплекты, которые соответствуют тем строям, в которых вы играете.
Фактор, напрямую связанный с прошлым пунктом. Когда вы покупаете другой комплект струн, его сила натяжения отлична от того, что стоял до этого. Если эта разница слишком велика, то гриф может сильно повести, из-за чего струны так же поменяют высоту.
Источники проблем на новом инструменте
Как это ни парадоксально, но проблемы могут быть и на новом инструменте. Здесь уже в силу вступают немного другие факторы, о которых будет рассказано ниже.
Гитары от бюджетных производителей не отличаются каким-то особенным качеством. Разумеется, очень часто попадаются и достойные инструменты, однако ультрадешевые инструменты, скорее всего, имеют в себе встроенные проблемы с грифом. Из-за этого даже новая гитара может вести себя странно, и особенно это касается высоты струн, поскольку именно в этом месте дерево испытывает больше всего стресса.
В магазине гитары хранятся на складе, где не всегда поддерживаются хорошие условия для их нахождения. Из-за этого даже новые залежавшиеся инструменты могут быть с уже встроенными проблемами – чаще всего, с неправильно выгнутым и поведенным грифом. Именно поэтому лучше всего проверять гитару перед покупкой.
При заказе инструмента из другой страны может существовать риск деформации дерева из-за естественных изменений во влажности воздуха и его температуре. Для того, чтобы избежать этого, гитары обычно тщательно упаковывают, и если пренебречь этим, то вы можете получить инструмент с неполадками, хотя по факту он был только что извлечен из коробки.
Какая должна быть высота струн на гитаре
Ниже приведена таблица, в которой указывается, какое оптимальное расстояние должно быть между струнами и ладовым порожком. Стоит отметить, что эти замеры работают и для высоты струн на бас-гитаре.
Акустическая гитара со стальными струнами | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Расстояние на 1 ладу | 0,58 мм | 0,33 мм |
Расстояние на 12 ладу | 2,29 мм | 1,78 мм |
Классическая гитара с нейлоновыми струнами | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,76 мм | 0,61 мм |
Высота на 12 ладу | 3,96 мм | 3,18 мм |
Электрогитара | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,61 мм | 0,25 мм |
Высота на 12 ладу | 1,98 мм | 1,6 мм |
Бас-гитара | Басовая 4(5) струна E | Басовая тонкая 1 струна G |
Высота на 1 ладу | 0,56 мм | 0,51 мм |
Высота на 17 ладу | 2,67 мм | 2,39 мм |
Мандолина | 4-ая струна G | 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,76 мм | 0,51 мм |
Высота на 17 ладу | 1,91 мм | 1,65 мм |
Банджо | 4 струна D | 1 струна D |
Высота на 1 ладу | 0,94 мм | 0,89 мм |
Высота на 12 ладу | 2,29 мм | 2,29 мм |
Укулеле Сопрано и Тенор | 4 струна G | 1 струна A |
Высота на 1 ладу | 0,38 мм | 0,38 мм |
Высота на 12 ладу | 2,29 мм | 2,29 мм |
При помощи рулетки или линейки замерьте расстояние между открытыми струнами и двенадцатым ладом. Оно должно составлять примерно 2-3 миллиметра.
Тем же самым способом замерьте расстояние на первом ладу. Оно должно составлять примерно 0,5-0,7 миллиметра.
Преимущества и недостатки высоких струн
Вибрато становится более четким и напряженным в плане звука.
Более чистая игра пальцами, особенно при фингерстайл-игре.
Более чистое звучание нот и аккордов.
Тяжело извлечь вибрато, характерные для блюза, которые звучат как микро-бенды.
Сложно заставить аккорд звучать едино.
При игре отдельными нотами они приобретают щелкающий призвук.
Сложно играть аккордовые блоки с баррэ и быстрые пассажи.
Преимущества и недостатки низких струн
Проще создать единое звучание аккорда.
Струны легче зажимать.
Проще играть быстрые пассажи.
Проще играть микро-бенды.
Аккорды могут звучать мутно, без акцента на отдельные ноты.
Быстрые пассажи могут превращаться в кашу.
Сложнее извлекать стандартные вибрато.
Сложнее артикулировать аккорд.
Заключение и советы
Самый лучший совет – не впадать в крайности и заняться настройкой грифа для оптимальной высоты струн. Таким образом вам будет проще играть, и получится извлекать все возможные приемы без каких-либо проблем. Особенно это критично для новичков, для которых большая высота струн может стать критичной в обучении гитарному мастерству.
Настройка классической гитары для профессионалов и для тех, кто хочет им стать
На сегодняшний день известно много способов настройки классической гитары. Это и настройка с помощью электронного тюнера, настройка под фортепиано в унисон, настройка через флажолеты и через интернет сервисы и программы, а также, для особо одаренных, встречается настройка визуальным способом, при которой предлагается следить за вибрацией вступающей в резонанс настраеваемой струны с настроенной. Мы не ставим задачей описать как можно больше способов настройки классической гитары, а лишь представим один из них. Выбор подходящего именно Вам способа зависит от Вашего уровня мастерства владения инструментом, качества гитары и поставленных перед самим собой целей.
Качество гитары. Ни для кого не секрет, что гитара — очень капризный инструмент в смысле настройки. Бывает такое, что настроив хорошо инструмент в одной позиции, он совершенно не строит в другой. Или все струны хорошо строят, а третью просто невозможно настроить. В этом случае естественно то, что качественный и, как правило, дорогой инструмент не просто лучше строит после настройки, но и настраевается совершенно легко. Немаловажным фактором хорошего строя являются, конечно же, струны гитары, а также многочисленные внешние факторы, такие как влажность воздуха, температура и даже пот на руках исполнителя и физическое самочувствие последнего. Мы же будем говорить о настройке гитар среднего и высокого класса, не отвлекаясь на дешевые штамповки и плохие струны.
Поставленные перед собой цели. Здесь хочется сказать о современных приборах настройки гитар — тюнерах. Действительно — это замечательная вещь, которая порой помогает, а особенно когда приходится настраивать гитару не слыша ее в шумном помещении, где собрались ещё несколько коллег-гитаристов в ожидании своего выхода на сцену и разыгрываются наперебой кто громче. Или же во время концерта с оркестром прямо в паузах можно подстроить гитару с помощью того же тюнера, крепящегося на головку грифа.
А что делать если села батарейка в тюнере? А если его забыть нечаянно дома? Да и мало ли что? Ведь с его помощью можно совершенно быть глухим человеком и при этом настроить гитару?! Но разве можно музыканту быть глухим? А как же во все времена люди настраивали гитару, скрипку и т.д. с помощью одного лишь камертона или же вообще по памяти (здесь речь уже об абсолютном слухе, который как и относительный можно развить). В любом случае каждый сам ставит себе цели, а мы лишь недвусмысленно намекнули о полезности настроики любимого инструмента имея в наличие свои уши и понимание сути дела, подкрепленного бесценным опытом.
Ваше мастерство как гитариста. Здесь можно сказать, что не для всех подойдет наш способ. Он доступен только тем, кто знает прием натуральный и искусственный флажолет, а также кому не надо объяснять какая нота находится на 14 ладу 4 струны. И хотя статья будет снабжена детальными фотографиями о настойке гитары описываемым способом, но если магические слова ми-си-соль-ре-ля-ми Вам ни о чем не говорят, то, простите, почитайте для начала статьи о строе шестиструнной классической гитары.
Описание настройки гитары.
Первая струна (нота ми) настраивается под камертон или тюнер как обычно. 5 лад на первой струне — нота ля, которая и в камертоне, и, говорят, в трубке телефона выдает те самые 440Гц. Здесь все просто.
Вторая струна (нота си) настраивается также классическим способом. Будучи прижатой на 5 ладу она должна звучать в унисон с уже настроенной первой открытой струной. Здесь, думается, тоже не должно возникнуть вопросов. Просто внимательно слушать и сопоставлять звуки. (Ее также удобно и правильно можно настроить через ноту си на первой струне на седьмом ладу, которая по звучанию должна равняться флажолету на 12 ладу второй струны — тоже нота си).
Третья струна (нота соль), та самая капризная струна. Мы предлагаем ее настроить не через 4 лад, как это делается обычно, а через ноту ля, которая берется с эталонной первой струны. Итак, прижмите 5 лад первой струны (нота ля второй октавы по записи) и 2 лад третьей струны (здесь должна располагаться нота ля первой октавы при правильной настройке). Теперь прижатая первая струна и искусственный флажолет на 14 ладу третьей струны должны звучать все в тот же унисон. (Эту струну можно аналогично настроить через ноту соль, т.е. натуральный флажолет на 12 ладу третьей струны должен совпадать по высоте тона с нотой соль, взятой на первой струне на третьем ладу).
Четвертая струна (нота ре) может быть настроена под первую. Нота ре второй октавы на первой струне на 10 ладу должна звучать в унисон с натуральным флажолетом, взятым на 5 ладу четвертой струны.
Четвертую струну можно также перепроверить через открытую первую. Прижмите второй лад на четвертой струне (здесь должна быть после настройки нота ми первой октавы по записи). Искусственный флажолет на 14 ладу четвертой струны теперь должен звучать в унисон с первой открытой струной.
Пятая струна (нота ля) лучше всего настраивается через натуральный флажолет на 5 ладу. Возьмите на 5 ладу первой струны ноту ля и извлеките натуральный флажолет на 5 ладу пятой струны. Они должны звучать в унисон.
Шестая струна (нота ми) настраивается тоже под первую струну. Натуральный флажолет на 5 ладу шестой струны (это будет нота ми второй октавы после настройки гитары) должен звучать в унисон с открытой первой струной.
В заключение несколько слов о трудностях в настройке классической гитары. Обладая несовершенным строем, гитара никогда не может быть настроена идеально в физическом смысле этого слова. Даже если Вы настроите ее открытые струны с помощью современных тюнеров, то уже прижав струну строй извлеченной ноты будет неточным. Однако, это не мешает нам этого не замечать. Ведь неточность эта относительная. Примерно похожие вещи происходят и в настройке фортепиано. Настройщик никогда не настраивает инструмент идеально по приборам, а лишь настроив эталонную ноту ля настраивает относительно нее другие ноты на основе музыкальных интервалов. Гитаристы порой настраивают гитару ориентируясь на тональность исполняемого произведения. Или ища компромисс между аккордами, так как все вместе они идеально не строят, но лишь относительно лучше или хуже. Скрипачи настраивают свои инструменты используя интервал чистую квинту и кварту. В гитаре такое тоже возможно, но, в отличие от скрипки, гитарист ограничен фиксированными ладами гитары и не может в случае «нестроя дотянуть», доинтонировать ноту как это делают скрипачи (на самом деле гитаристу это тоже под силу, но это вопрос уже высшей исполнительской техники).
Мы также не рекомендуем использовать для настройки 7 лад гитары. Есть способ, при котором 7 лад, к примеру, четвертой струны и 5 лад пятой струны можно настроить в унисон. Да, там действительно совпадают ноты. Но. Приверженцы этого способа не учитывают то, что флажолеты на 7 ладу разных струн гитары дают большую погрешность, завышая тон. И поэтому общая погрешность строя увеличивается. Также при настройке гитары с использованием 7 лада разница в строе добавляется ещё за счет того, что каждая последующая струна настраивается относительно каждой предыдущей. В вышеописанном нашем способе все струны настраиваются только под одну первую струну и только с использованием «проверенных» более точных флажолетов.
В описании настройка классической гитары может показаться очень непонятной и сложной, но на самом деле, освоив этот способ, Вы ощутите значительные плюсы вышеописанного способа и будете наслаждаться хорошим строем Вашего любимого инструмента, а трудности настройки уже через несколько повторений покажутся совершенно простыми и доступными вещами.
Высота струн на готовой гитаре: настройка и ремонт
Если высоты струн на гитаре вас не устраивают, то их настройка может быть как простейшей операцией по замене или обработке нижнего порожка, так и глобальным ремонтом в особо неприятных случаях. В каждой конкретный ситуации действовать можно немного по-разному, используя стандартные приемы в разных сочетаниях.
Особый случай гриф на винте. Настраивать высоту просто, но помните, когда вы крутите винт регулировки, вы изменяете расстояние между ладами и нижним порожком. Проблема усугубляется, если 12-й лад и точка упора грифа находятся на большом расстоянии. Такая картина часто наблюдается на советских гитарах. Гриф на винте также должен иметь правильную форму, быть ровным.
(Далее в тексте косточкой я называю нижний порожек.)
Какими должны быть высоты у нейлона на 12 ладу
Сначала вспомним какие расстояния должны быть и как их измерить. Если приставить линейку к двенадцатому ладу, то до центральной линии первой струны должно быть 3.5мм, а на шестой это расстояние, постепенно должно увеличиться до 4.5-5мм и даже до 5.5мм. Ещё раз — это расстояния для нейлона.
(Для металлических струн все ниже: до 2 мм для первой и 3.5 для шестой.)
Высота струн над декой в районе подставки должна быть от 9 до 15мм. Нижний порожек должен уверенно держаться в пропиле.
Причины неверных высот
Факторов, влияющих на высоту струн, достаточно много. И причиной больших расстояний может быть как ошибка или неточность при изготовлении, так и изменения в гитаре по прошествии какого-то времени, предсказуемые и не очень.
Очевидные ситуации. Без понимания вопроса сменили металл на нейлон или наоборот. Гитара изготавливалась специально с другими высотами и вам они не подходят. На гитаре не та косточка.
Самая серьезная проблема — при изготовлении неверно установили гриф и подстройки косточкой не хватает, чтобы это скомпенсировать.
Самая распространенная причина — гриф со временем прогнулся и требуется только опустить косточку или ещё его выпрямить. Несколько прогнуться может и сам корпус гитары, тогда надо просто опустить косточку, обратив внимание не поплыла ли ещё мензура.
Классическая проблема: прогиб грифа
Это системная проблема грифов без анкера, т. е. грифов классических гитар. Шейка может излишне прогнуться под натяжением струн и вы получите увеличение высоты струн.
Исправлять такую проблему надо выпрямлением грифа. а не понижением нижнего порожка. Почему?
Если просто опустить косточку, тогда получится яма, на выходе из которой струна будет звенеть. Дно ямы в районе 7-го лада, после нижней точки ямы лады начинают подниматься вверх и струна будет касаться следующего лада.
Стандартная проверка, если вы опустили струны до нормальной высоты над 12 ладом и они начали все позвякивать начиная с середины грифа, значит у вас излишний прогиб.
Сразу для контраста: если струны звенят на первых ладах о следующий лад, тогда у вас струны слишком низко или есть загиб грифа.
Специально указываю причину звона, о следующий лад, так как причина может быть иной, например, призвук на верхнем или нижнем порожках. Это другая проблема, связанная с их формой.
На кривом грифе можно настроить только какой-то его участок для нормальной игры. В каком-то смысле это оправданно, если вы играете только в первых позициях. Величина прогиба напрямую влияет на сложность ситуации. С маленьким излишним прогибом мириться ещё как-то можно. Если струны звенят уже на пятом ладу, то это и для простого аккомпанемента слишком.
Кривой гриф требует выпрямления. Перед выпрямлением определитесь с высотами, что у вас получится в конце концов. Воспользуйтесь необходимостью ровнять накладку и четко попадите на желаемую высоту. В зависимости от того какую сторону накладки вы будете обрабытывать в большей степени, так у вас и будет меняться окончательный результат по высоте струн.
Далее рассматриваем высоты уже на ровном грифе.
Высота над первым ладом
Очевидно, что открытая струна не должна звенеть о первый лад. Слишком же большое расстояние — это ненужное мучение для гитариста.
Чтобы быстро прикинуть достаточную высоту нужно при правильном зазоре на 12 ладу зажать струну на первом ладу и посмотреть на расстояние над порожком второго лада. Расстояние на первом ладовом порожке у открытой струны практически такое же. Подробно настройку этих высот обсудим в следующей статье о верхнем и нижнем порожках гитары.
Регулировка нижнего порожка
Понятно, что есть штатная возможность изменить высоту нижнего порожка. Это очевидная настройка. Если косточку надо опустить, то ее просто надо сточить, если поднять, то по большому счету ее надо заменить. Ремонт с подклейкой приемлем, но склейка не должна слишком высоко поднятся в пропиле. Приклеиваете твердое дерево, кость или что-то подобное к нижнему порожку на суперклей. Такой подход приемлем для недорогих гитар. Далее что делать если косточка слишком большая или слишком маленькая для своей подставки.
Обратите внимание, чтобы поднять струну на 0.5 мм над 12 ладом, косточку надо поднять уже на 1 мм.
Работа с подставкой
Очень часто требуется правка самой подставки, т. е. косточка такая высокая, что плохо держится или наоборот такая низкая, что тонет в пропиле.
Слишком высокий нижний порожек
Если косточка становится слишком высокой для старого пропила, нужно углубить и желательно расширить его. Косточка должна уверенно сидеть в пропиле. Делайте эту операцию с пониманием что такое компенсация строя.
Надо учесть возможности деки сопротивляться большему напряжению. Для толстых дек высокий порожек может пойти и на пользу. Поднимая кость вы увеличиваете рычаг и крутящий момент на подставке, она с большей силой начинает выламывать деку.
Также бывает необходимо уменьшить угол захода струны на косточку. Струны слишком резко поднимаются на нижний порожек, фактически выламывая его. Крепление с помощью косички(т. е. обычное крепление за одно отверстие) само по себе снижает этот нежелательный эффект, позволяет струне подтянуться вверх. Можно увеличить высоту панельки крепления струн, совместить это с приятным и приклеить что-то декоративное сверху. Тогда петля струны будет выше подтягивать струну, уменьшать угол, снижать опрокидывающий момент на косточку.
Слишком низкий нижний порожек
Если косточку надо опустить ниже уровня подставки, тогда можно несколько срезать её губу, сделать её ниже, чтобы нижний порожек достаточно выглядывал. Но есть подводный камень – надо следить за углом отсечки струн, поэтому ход настройки этим способом небольшой и не всегда осуществим.
Угол отсечки струн также зависит от способа и положения отверстия для крепления струн. Если надо угол увеличить, то отверстие должно быть максимально низко и следует применить крепление за два отверстия или с помощью поговички.
Можно рассмотреть вариант смены способа крепления струн. Например, у вас обычная подставка с креплением за отверстие. Подставка высокая. Вы можете перейти на способ крепления струн с помощью колков, как на вестернах или цыганских гитарах. Для классической гитары это подойдет только в особых случаях, но об этой возможности нужно помнить.
Тут мы фактически доходим до возможности смены подставки. Вариант приемлем, особенно в комплексе с другими факторами. Старая подставка некрасивая, поломанная, кривая и оторванная, не закрывает каких-то пятен.
Старые отверстия в подставке можно заделать чепиками твердого дерева с эпоксидной смолой и просверлить ниже другие отверстия. Сделать на приклееной подставке это можно с помощью некой спицы с прикрепленным к ней сверлом. Так как сверлить мало, то можно использовать и просто заточку на спице. Сверлить со стороны нижнего клеца, обороты низкие.
Большие ошибки, т. е. фактически неверная установка грифа в гитару может быть исправлена помимо переустановки грифа правкой накладки, а также пилением пятки. Сделать пропил очень близко к обечайкам, как будто вы хотите отпилить гриф заподлицо к корпусу, но остановиться перед накладкой. Теперь нужно лишь подобрать вставку из плотного дерева, чтобы, склеив с ней все назад, получить верный угол вклейки грифа. Ремонт радикальный, но эффективный.