Setting96.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Удобная защита от провисания окна

Удобная защита от провисания окна

Фото: AdobeStock, © F8studio Однако, вместе с размером окна увеличивается и вес створки, которая со временем может провиснуть и начать задевать за раму при закрывании. Основная причина этой проблемы – не столько вес створки, сколько обычные перепады температуры. Провисанию подвержены как широкие, так и не очень широкие оконные створки, просто на больших окнах этот процесс более заметен.

Как провисает створка

Когда температура повышается, происходит линейное расширение профиля, а чем тяжелее стеклопакет, тем активнее он «помогает» линейному расширению. При понижении температуры профиль начинает «сжиматься», но этому препятствует стеклопакет, не позволяя профилю вернуться в исходное положение.

Фото: начальная стадия провисания – изгиб нижней части створки, ©winkhaus.com Фото: створка начинает провисать в нижней центральной части (№2), ©winkhaus.com Постоянные колебания размеров профиля в течении нескольких лет растягивают его, и первоначальные размеры створки изменяются. При этом теряется и эффект от первичного расклинивания створки стеклопакетом.

Фото: последствия провисания створки, ©winkhaus.com Чтобы сделать процесс линейного расширения профиля обратимым, необходимо создать имитацию фрамуги, поскольку на неё не действуют тянущие нагрузки и профиль может вернуться к своему изначальному состоянию. Решить эту задачу позволяет маленький, но очень полезный элемент – трамплин FH компании Winkhaus.

Удобный помощник для окна

Трамплин FH – принимает на себя вес створки и приподнимает ее, позволяя разгрузить верхнюю петлю и уберечь створку от провисания.

Фото: трамплин FH от Winkhaus, ©winkhaus.com Благодаря качающейся опорной части, трамплин FH мягко, без неприятных ударов (которыми сопровождается работа неподвижных трамплинов), подхватывает закрывающуюся створку и помогает ей встать в нужное положение.

Трамплин FH легко устанавливается на рамный профиль и может использоваться как в поворотно-откидных, так и в поворотных окнах. К тому же, данный элемент не привязан к конкретной фурнитуре и может применяться со всеми представленными на рынке профильными системами.

На заметку:

Как правило, элементы, выполняющие функцию трамплина, устанавливаются рядом с оконной ручкой на поворотно-откидных конструкциях (так как там есть посадочное место) чтобы данный элемент выполнял и дополнительную функцию – блокировку поворота ручки при открытом окне. При этом на поворотные окна подобный элемент не устанавливается. Однако, следует помнить о том, что температура заставляет провисать не только поворотно-откидные окна, но и поворотные. Избежать этого поможет трамплин FH.

Фото: трамплин FH установленный на оконной раме, ©winkhaus.com

Комментарий специалиста

Директор техотдела Winkhaus – Петров Олег:

«Сервисники на практике сталкиваются с еще одной проблемой широких окон: через несколько лет после эксплуатации, при закрывании окна в нижней части створки начинает что-то задевать, не смотря на то, что на засове установлен трамплин не позволяющий створке провиснуть.

А еще через какое-то время окно вообще перестает закрываться. Внимательный ремонтник диагносцирует изгиб нижней части створки, так называемую «саблю».

Как правило, для того, чтобы хоть как-то решить возникшую проблему (надо сказать временно), многие умельцы начинают подтачивать напильниками цапфы и ответные планки отвечающие за прижим створки к раме. А некоторые и вовсе снимают всю фурнитуру, установленную внизу окна. Это радует хозяина окна летом, так как створка начинает закрываться, и ручка прекрасно поворачиваться, зато зимой приходится заклеивать окна малярным скотчем, а весной выбрасывать это окно и ставить новое. Процесс изгиба нижней части створки весьма неприятен и появляется он из-за давления стеклопакета на выравнивающую подкладку, расположенную на расстоянии 150 мм от внутреннего фальца створки, что приводит к возникновению рычага и постоянному давлению.

К сожалению, как правило, никто не задумывается о возникновении этой крайне неприятной проблемы. Для ее решения достаточно установить трамплин FH на раму ближе к центральной части окна, что не позволит со временем выгнуться створке «саблей», и окно будет прекрасно функционировать не одно десятилетие. Можно без преувеличения сказать про трамплин FH от компании Винкхаус «Мал золотник, да дорог».

Регулировка угла продольного наклона оси поворота колеса (кастера), схождения и развала

Очень многие автолюбители вспоминают про эту операцию, в случае когда авто приступает к «подъеданию» покрышки, либо когда водители производят замену узлов, которые отвечают за геометрию автомобильного шасси. Действительно: после некоторого пробега мы нередко перестаем тщательно присматриваться и принюхиваться к обожаемому детищу, пуская почти все на самотек. В авто, все-таки, всегда все взаимосвязано: давным-давно запущенный дефект внезапно проявляется увеличившимся расходом горючего либо какой-то своенравностью автомобиля, препятствующей привычно управлять.

На мой взгляд, интересно провести эксперимент, чтобы понять, как действуют регулирования колес на нрав автомашины. Для проведения исследований выбрали «Самару — четырнадцатку» ВАЗ-2114 — большая часть нынешних иностранных автомобилей никак не отягощает собственника диапазоном, а также подбором регулировок. Там все характеристики заложены заводом-изготовителем и оказать влияние на них, без каких-либо переделок довольно сложно. Поэтому для наших исследований русский автомобиль оказался преимущественнее.

ВАЗ 2114

Вот он — свеженький ВАЗ-2114, на днях прошедший предпродажную диагностику. Небольшая поездка на автополигон в Дмитровке обнаруживает нежданно «свободный» руль и при этом очень слабохарактерное поведение автомашины на проезжей части дороги. Посему в первую очередь — на оборудование определяющее сход-развал, чтобы дать оценку того, что же приобретает клиент в магазине. Замеры немного настораживают, хотя основные величины находятся в допуске, за исключением кастера. Наверное, и на заводском конвейере мыслят преимущественно об износе покрышек, чем о ездовых качествах автомобиля. Делать нечего, изменяем заводские регулировки на запланированные.

Тайна действий

Применительно к передней подвеске российского переднеприводного авто установка углов как правило начинается с регулирования кастера. Собственно этот параметр (кастер), с одной стороны, предназначается устанавливающим для остальных, а с другой стороны — в некоторой степени влияет на износ покрышек и других аспектах, связанных с качением автомашины. Вдобавок, эта операция особенно сложна — как мне видится, собственно, оттого о ней «забывают» на конвейере. Только после этого, разобравшись с продольными углами, компетентный специалист принимается регулировать развал, а впоследствии и схождение колес.

Вариант 1

За что же ответственен кастер и стоит ли к нему относиться столь невнимательно? Ответы нас ожидают впереди, а пока озадачиваем специалиста просьбой предельно увести углы продольного наклона стоек в минус. Зрительно мы будто бы смещаем передние колеса назад по максимуму, к брызговикам колесных углублений. Такое положение колес встречается довольно часто на «уезженных» или на старых авто или после монтажа проставок, поднимающих зад машины.

После стенда двигается авто значительно лучше, нежели в «заводском» виде, но все-таки что-то в его действии не может не волновать. Поодиночке все на первый взгляд хорошо: легкое рулевое колесо, резвые ответы на его незначительные отклонения. И все-таки скоро понимаешь — «Самара» становиться чрезмерно сердитой и беспокойной, что особенно явно, когда спидометр пересекает отметку 80-90 км/ч. Она так сказать запугивает непостоянностью ответов при входе в поворот (необязательно резкий). Авто так и метит уехать неизвестно куда, требуя от шофера непрерывного подруливания. Положение еще больше осложняется при исполнении маневра «переставка». И действительно, тут становится очевидным, что во внештатные условия в нынешнем виде лучше не попадать — чисто подействовать на нештатную ситуацию рулевым колесом навряд ли получится. И действительно, уяснив это, опять едем на регулирующее оборудование.

Читать еще:  Как регулировать металлопластиковые окна rehau

Вариант 2

На первый взгляд, практически никаких нешуточных вмешательств в подвеску — попросту убраны бесполезные шайбы, препятствовавшие колесам занять «верное» расположение (стойки склонили в «плюс»), углы схождения и развала, выставлены в «ноль».

То, что тенденция ВАЗ-2114 поменялась, ощущаешь почти, что незамедлительно по рулевому колесу, ставшему жестким, а также превосходно информативным. Безусловно, физические старания выросли, но про них весьма быстро забываешь, испытав действительный характер автомобиля. Будто, невидимая рука сдерживает её на проезжей части дороги, принуждая ездить не только вразумительно, естественно, но и правильно. Неизвестно куда ушли неустойчивость, неотчетливые связи и траекторные рыскания — ВАЗ-2114 внезапно стала весьма комфортным в управлении машиной, над доводкой которой недаром потрудились в своё время профессионалы «Порше».

Различные маневры только усиливают наши начальные ощущения: в «переставке» ВАЗ, как говорится, поехал, просто и естественно обойдя прошлый вариант. Если честно, влезать в обнаруженный итог уже неохота — настолько он достаточный. Но обстоятельства тест-драйва обязывают.

Вариант 3

Не забывая о заводских «настройках», разрешаем «искалечить» развал, сделав его чрезмерно положительным. Увы, менять его без корректировки схождения неподходяще, в связи с этим делаем еще и положительное схождение.

Действительно, на первый взгляд перемены в действии автомобиля не так сильны. Вновь стал легче руль, появились ленивые ответы на входе в поворот, усилилось боковое покачивание кузова. Но практически никаких ужасающих ухудшений в характере — к аспектам приспосабливаешься довольно скоро. Тем не менее, стоит немного выйти за границы разрешенного и создать чрезвычайное положение, как «сплоченность» вмиг пропадает. С возникновением скольжений нежданно рано осложняется попадание в установленный коридор на «переставке» и автомобиль, представлявшийся покорным, внезапно сдается, еще до заветных границ. Да и действия в резких поворотах смотрится никак не наилучшим образом — господствуют мощнейшие проскальзывания передней оси.

Вариант 4

При таком варианте надо как раз припомнить личные пристрастия к автоспорту: «уголки»- то мы вкладываем подходящие. Везде все в «минус», за исключением уже заранее выбранного кастера. И ВАЗ-2114 будто заразившись азартом исследования, с первых мгновений общения жаждет выразить личное «я».

Казалось бы, вот он — резкий поворот, в который тридцать минут назад и в 80 км/ч было страшно въезжать. Но теперь, после последнего регулирования автомобиль позволяет входить в данный поворот и при 100-110 км/ч, будто подстегивая: «Давай еще, у меня есть такая возможность!» Теперь тяжело сдержаться от нескончаемых провокаций; когда обычный Жигуль внезапно поехал, будто приготовленный автогоночный конь, вызывая чувство восторга. Безусловно, снова стало очень значимым усилие на руль, но в другом — все на пять! Маневр «переставка» только свидетельствует этому.

Так спортивные или обычные?

Ответ, какие будем создавать углы явен — верные. Этими опытами мы лишь только немножко подняли завесу таинственности, укрывающую от стандартного автолюбителя намерение, а также смысл регулирования углов установки колес. В действительности, есть множество довольно примитивных и при этом крайне результативных технологий изменять характер авто, не прибегая к дорогим заменам деталей и узлов. Главное правило — не игнорировать второстепенные, как может показаться не обязательные, регулировки. Такие регулировки нередко становятся немаловажными.

Но какой же из вариантов применить? Считаю, для основной массы очень применимым окажется 2-ой. Он особенно логичен для ежедневной езды, к тому же, как с неполной, так и с абсолютно полной нагрузкой. Необходимо только принимать во внимание, что, повышая продольный угол стойки, вы не только лишь делаете лучше нрав автомобиля, но и увеличиваете регулирующее (возвратное) усилие на руле. Поэтому не переусердствуйте.

Последний «быстрый» вариант настройки более годится для автолюбителей, обожающих поимпровизировать с авто. Отдавая преимущество данным регулировкам, нужно принимать во внимание, что с ростом нагрузки значения углов развала и схождения будут, вообще то, расширяться и могут выйти за возможные границы.

Для справки:

Кастер — угол между осью поворота колеса и его вертикалью. Положительный — если ось отклонена обратно относительно линии хода автомобиля.

Развал — относительный наклон плоскости колеса к перпендикуляру плоскости проезжей части дороги. Если верх колеса автомобиля, наклонен во внутрь, то угол развала — отрицательный, а если верх колеса наружу — то развал положительный.

Схождение — угол между плоскостью, проходящей по центру шины колеса и продольной линией авто. Схождение называется отрицательным, если плоскости вращения колес имеют пересечение сзади автомобиля, и положительным, если они, наоборот, пересекаются где-то впереди.

Обзор ограничителей для оконных створок

Некоторые пластиковые окна могут открываться только одним способом: поворотным. Такие окна стоят дешевле, чем изделия с микропроветриванием и/или поворотно-откидным механизмом, и поэтому нередко люди решают сэкономить. Однако иногда может потребоваться открыть створку не полностью, а под каким-то определенным углом.

Решить такой вопрос можно с помощью специальной детали — ограничителя открывания. Это небольшое изделие позволит открыть окно до нужного положения, и зафиксировать его. По сути — та же форточка , только выполненная по-другому.

Устройство и виды оконных ограничителей

Ограничитель — это небольшая деталь оконной фурнитуры. При заказе окна его установку можно заказать сразу, а можно — приобрести отдельно, и поставить самостоятельно. Ставят их не только на пластиковые, но и на алюминиевые и на деревянные оконные створки.

Помимо оконных створок, изделия могут использоваться и для балконных дверей.

Конструктивно любой внутренний ограничитель состоит из 2 частей:

Часть, которая крепится к раме.

Часть, которая крепится к створке.

М ежду собой эти части могут соединяться 3 различными способами, которые подробнее разберем ниже.

Ограничитель-гребенка

Самый популярный и самый дешевый вариант. Н а раме устанавливается многопозиционная планка с зазорами, на створке — выступающий фиксатор. За него цепляется зазор, и планка жестко фиксирует створку, не давая ей двигаться в любую сторону.

Пластиковая гребенка-ограничитель для окон

Для поворотных окон может устанавливаться на любой высоте створки, для откидных и поворотно-откидных — монтируется на верхнюю часть. Почти во всех модел ях фиксатор крепится под оконную ручку.

Планки могут быть различной длины, и иметь различное количество зазоров (углублений) . Чем больше длина — тем больше угол открытия створки. Чем больше зазоров — тем «тоньше» его можно регулировать. Чаще всего встречаются гребенки с 4 зазорами и длиной планки в 10-12 см. Реже — зазоров может быть до 10.

Выполняются обычно из ПВХ, реже — из металла.

Поскольку длина планки с зазорами небольшая, гребенка используется для микропроветривания (как альтернатива форточке) — полностью открывать створку она не позволяет. Преградой д ля любопытного ребенка такая деталь тоже не станет, и тем более — не защитит от проникновения снаружи (для жителей первых этажей).

Читать еще:  Какие законы регулируют интернет торговлю

П римерная цена самой простой пластиковой гребенки — около 150-300 рублей.

Устройство, принцип работы, 3 способа монтажа гребенок на окно (видео)

Тросиковый ограничитель

Такой фиксатор состоит из 2 небольших деталей (одна — крепится на створку, вторая — на раму). Между собой они соединяются тросом (обычно металлическим, в пластиковой оплетке), который и не дает открываться створке дальше своей длины (обычно до 20 см, то есть сильно распахнуть окно не получится ). В некоторых моделях вместо тросика используется цепочка.

Для поворотных окон фиксатор может устанавливаться на любой высоте створки, для откидных и поворотно-откидных — монтируется на верхнюю часть.

Тросиковый ограничитель открывания окна

Тросиковый оконный ограничитель более надежен, чем пластиковая гребенка, повредить его куда сложнее (усилие на разрыв у качественных изделий может достигать 550 кг). Существенным минусом является то, что он не фиксирует створку на нужном расстоянии от рамы (то есть порыв ветра может захлопнуть окно), а просто не позволяет ей открываться слишком сильно.

Поэтому такой вариант больше подойдет скорее как защита от детей или проникновения снаружи. Если ограничитель нужно выбрать именно для проветривания — то лучше использовать гребенку.

Цена такой фурнитуры — около 800 рублей (производитель Penkid).

Устройство, принцип работы и установка тросикового ограничителя (видео)

Рычажной ограничитель

Более сложный и дорогой вариант. Устанавливается обычно под створкой (на нижней стороне) поворотных окон. Позволяет открывать створку от 0º д о 90º . Максимальный угол — настраивается при монтаже ограничителя. Часть моделей — позволяют фиксировать створку в выбранном положении, другая часть — просто не дает ей открываться дальше.

Т акой фиксатор имеет вид металлической (алюминиевой) планки, которая соединяет 2 детали — ось и держатель (одна на створке и одна на раме). Именно планка и удерживает створку от открытия больше чем на установленный угол.

Рычажной ограничитель открывания окна

Ограничитель этого типа не бросается в глаза, и позволяет устанавливать более широкий уровень открытия (чем гребенка или трос). Он полезен в случаях, когда открывать створку полностью по какой-то причине нельзя (к примеру — чтобы она не билась об откос, или если на подоконнике что-то стоит).

Из минусов такой конструкции — регулировать угол открытия сложнее, чем у гребенки.

Цена такого изделия — около 2000-3000 рублей (конкретные модели — Winkhaus FB, Winkhaus DB).

Устройство, принцип работы и установка рычажного ограничителя (видео)

Назначение оконных ограничителей

О граничители всех видов служат для одной цели: не дать оконной створке открыться дальше определенного угла. Часть модел ей — могут зафиксировать оконную створку в нужном положении.

Это может потребоваться по следующим причинам:

чтобы створка не захлопнулась от ветра;

чтобы створка резко не открылась (на подоконник нередко что-то ставят , к примеру — горшки с растениями, и открывшаяся от порыва ветра створка может их столкнуть );

чтобы кошка не выпрыгнула (даже при открытии откидного окна в верхней его части щель достаточно широкая, и животное может пролезть );

чтобы зимой обеспечить проветривание (как для дыхания, так и для предотвращения конденсата);

чтобы ребенок не мог самостоятельно распахнуть окно (для этой цели лучше применять более надежное устройство — детский замок).

Плюсы и минусы применения

К преимуществам использования оконных фиксаторов можно отнести:

возможность применять на любых видах окон (любой материал, любой способ открытия, любые размеры рамы);

возможность фиксации створки в нужном положении и ограничение дальнейшего открытия.

М инусов такая фурнитура не имеет — она предельно проста, не требует ухода, полезна, ее легко можно установить даже своими руками.

Инструменты для монтажа

Чтобы поставить фиксатор на окно, нам потребуется:

Дрель и сверла малого диаметра (до 13 мм).

Разметочный инструмент (карандаш, маркер).

Как установить ограничитель открывания на пластиковые окна?

Теперь о том, как правильно установить ограничитель, поэтапно :

Крепим на створку часть, к которой будет цепляться фиксатор (пластиковый или металлический — не важно). Некоторые устройства крепятся под ручку — поэтому ее придется снять. Некоторые — крепятся прямо в створку.

Если ручка снималась — после установки фиксатора возвращаем ее на место.

Фиксатор собирается ( если гребенка — надевается на закрепленную часть, если трос — с цепляется).

Створка несколько раз открывается и закрывается — чтобы « примерить» и точно определить место крепления второй части ограничителя (на раме). Выбранное место — отмечается.

Конструкции фиксаторов

Конструкции фиксаторов

Фиксаторы применяют для стопорения детали, движущейся относительно другой детали в прямолинейных направляющих или вращающейся относительно последней на оси.

Фиксация может быть бесступенчатой — с остановкой подвижной детали в любом положении, или ступенчатой — с остановкой через заданные интервалы.

Фиксация может быть упругой или жесткой. В первом случае фиксатор удерживает деталь с определенной силой (обычно небольшой). Для перевода детали из одного положения в другое требуется преодоление этой силы. Во втором случае фиксатор вводится в гнезда, расположенные на неподвижной детали, и держит подвижную деталь жестко. Для перевода детали из одного положения в другое нужно предварительно вывести фиксатор из гнезда.

Конструкция шарикового фиксатора

Простейший вид упругого фиксатора — шарик, заложенный в цилиндрическое отверстие в одной из деталей и нагруженный пружиной (рис. 404). Под действием пружины шарик заскакивает в гнездо, проделанное в другой детали, и держит деталь в этом положении с силой, пропорциональной натяжению пружины и углу наклона стенок гнезда. Для перемещения детали в другое положение необходимо приложить усилие в направлении перемещения, достаточное для сжатия пружины и вывода шарика из гнезда.

В конструктивном отношении шариковый фиксатор обладает рядом недостатков. Во избежание заклинивания шарик должен быть погружен в отверстие настолько, чтобы при крайнем положении его центр не доходил до кромок отверстия на расстояние (а) (рис. 404, II), что ограничивает глубину фиксирующего гнезда. Центрирование пружины на шарике нежесткое. Трудно зафиксировать шарик от выпадения из отверстия при разборке соединения.

Цилиндрические фиксаторы со сферической рабочей частью

Такие недостатки не присущи цилиндрическим фиксаторам со сферической рабочей поверхностью (рис. 405, I, II). Задача фиксации плунжера в продольном направлении легко решается, например, способом, изображенным на рис. 405, II.

Формы гнезд для цилиндрических фиксаторов

В конструкции на рис. 406, I фиксатор скользит по плоской поверхности. Эта схема применяется для бесступенчатой фиксации. Фиксатор в данном случае играет роль тормоза; деталь удерживается силой трения фиксатора по плоской поверхности.

В конструкции на рис. 406, II гнездо сферическое. Эта схема нерациональна во многих отношениях. Во-первых, изготовление сферического гнезда затруднительно, во-вторых, сила фиксации неопределенна, она зависит от того, в какой точке сферы происходит касание фиксатора и гнезда, т. е. зависит от точности изготовления охватывающей и охватываемой сфер. В конструкции (рис. 406, III) с гнездом, имеющим диаметр, больший диаметра сферы фиксатора, фиксация положения детали нежесткая. Лучше конструкции с коническим гнездом (рис. 406, IV—VII). Изменяя угол конуса, можно регулировать силу фиксации, т. е. силу, с которой фиксатор держит деталь при полном погружении сферы в гнездо.

Читать еще:  Регулировка тремоло на гитарах

Сила, необходимая для срывания с фиксатора, определяется из соотношения T ≈ Q/tg (α/2), где Q — сила затяжки пружины; α — угол конуса гнезда (рис, 406, VII). При уменьшении угла конуса до определенного значения соединение приобретает способность самоторможения; фиксация становится жесткой.

На рис. 406, VIII, IX изображены случаи жесткой фиксации заходом цилиндрической части фиксатора в цилиндрическое гнездо.

Цилиндрические и цилиндроконические фиксаторы

На рис. 407, I—IX показаны цилиндрические и цилиндроконические фиксаторы. Конические фиксаторы обеспечивают более точную фиксацию, чем сферические и цилиндрические. При перемещении детали, несущей фиксатор, относительно неподвижной детали, на конической поверхности фиксатора возникает стремящаяся поднять фиксатор сила (рис. 408)

Fixatory 5

где Q — сила пружины, нагружающей фиксатор; α/2 — половина центрального угла конуса.

Схема сил, действующая на конический фиксатор

Сила Р вызывает в крайних точках направляющих фиксатора реактивные силы

Fixatory 7

Подъему фиксатора противодействуют силы трения N1f и N2f (где f —коэффициент трения), а также осевая составляющая силы трения Рf, возникающая в точке приложения силы Р и равная P·f·cos α/2.

Из условия равновесия

Fixatory 8

Подставив в это уравнение значения N1 и N2 из выражений (132) и (133), получим

Fixatory 9

Это выражение определяет предельный угол α, при котором еще возможен подъем фиксатора. При меньших значениях угла α соединение получается самотормозящим.

Для фиксаторов с небольшим вылетом конуса относительно направляющей отношение L/l обычно равно 1,2—1,3. Коэффициент трения f можно принять равным 0,1.

Подставив эти значения в выражение (134), получим tg α/2 = 0,24—0,26, откуда α/2 ≈ 15° и угол при вершине конуса α ≈ 30°.

В приведенных выше соотношениях не учтены реактивные силы трения в направляющих детали, несущей фиксатор. Если деталь поворотная, то это сила трения на оси поворота детали, равная f·P· cos α/2 и создающая на оси фиксатора силу, противодействующую повороту, равную f·Р·r·(cos α/2)/R, где r — радиус оси поворота, R — расстояние от фиксатора до оси поворота. Если деталь, несущая фиксатор, движется прямолинейно, то это — силы трения, противодействующие прямолинейному перемещению детали и зависящие от конструкции и расположения направляющих. Из-за наличия этих дополнительных сил самоторможение практически наступает уже при центральном угле конуса α = 35 —40°.

Однако, учитывая возможные колебания коэффициента трения, следует для уверенного самоторможения принимать значения α < 25°. Если же соединение, напротив, должно срываться под действием сдвигающих сил, то следует принимать a > 60°. Те же соотношения справедливы и для сферических фиксаторов (в данном случае α — центральный угол конического отверстия, в которое входит сфера фиксатора).

Конструктивные разновидности фиксаторов

Конструктивные разновидности фиксаторов приведены на рис. 409. На рис. 409, I—V показаны шариковые фиксаторы; на рис 409, II — фиксатор с регулировкой силы затяжки пружины.

Выпадение шарика из отверстия предупреждают подвальцовкой кромок отверстия (рис. 409, III) в детали (если деталь выполнена из пластичного металла) или в промежуточном корпусе из пластичного металла (рис. 409, IV, V).

Конструкции, изображенные на рис 409, IV, V — агрегатированные: фиксатор устанавливается на деталь в сборе как отдельный узел.

На рис. 409, VI—XIII показаны цилиндросферические фиксаторы. Конструкции на рис. 409, VII—IX — агрегатированные. В конструкции на рис. 409, IX фиксатор застрахован от выпадения цилиндрическим штифтом, пропущенным через отверстия в корпусе и окна в стержне фиксатора.

На рис. 409, X—XIV показаны цилиндрические фиксаторы для жесткой фиксации. Обязательны конус-искатель на цилиндре и заходная фаска в гнезде. Как и во всякой конструкции с жесткой фиксацией, должны быть предусмотрены средства извлечения фиксатора из гнезда.

На рис. 409, XV—XVII изображены цилиндроконические фиксаторы; конструкция на рис. 409, XVII — агрегатированная.

Клиновой фиксатор (рис. 409, XVIII), входящий в треугольную прорезь детали, должен быть застрахован от проворачивания в отверстии. В конструкции фиксатор удерживается от поворота лысками на хвостовике, пропущенном через фигурное отверстие в корпусе.

Фиксации втулок на валах

На рис. 410 показаны примеры фиксации втулок на валах. В конструкциях на рис. 410, I, II фиксация упругая, в конструкциях на рис. 410, III—VI — жесткая. В случае жесткой фиксации должны быть предусмотрены отверстия для утопления фиксаторов при разборке соединения.

В конструкциях на рис. 410, I—IV втулка фиксируется только в осевом направлении заходом фиксаторов в кольцевую выточку и имеет свободу вращения относительно вала; в конструкциях на рис. 410, V, VI фиксаторы заходят в отверстие втулки; втулка зафиксирована в осевом и угловом направлениях.

В конструкциях, подобных изображенным на рис. 410, IV, V, желательно упорные буртики фиксаторов выполнять по сфере диаметром, равным диаметру внутренней полости вала, для обеспечения надежного прилегания буртиков к стенкам полости.

Фиксации концентричных деталей пружинными кольцами

Концентричные цилиндрические детали часто фиксируют в осевом направлении относительно друг друга разными пружинными кольцами. Кольцо устанавливается в выточку наружной детали (рис. 411, I) и при введении одной детали в другую заскакивает в кольцевую выточку вала Возможна и обратная схема; кольцо устанавливается в выточку вала (рис. 411, II) и заскакивает в выточку наружной детали.

Фиксация пружинным кольцом

Для надежного действия фиксатора необходимо, чтобы в первом случае внутренний диаметр d1 кольца в свободном состоянии (рис. 412, I) был несколько меньше внутреннего диаметра выточки на валу. В рабочем состоянии кольцо должно несколько утопать в выточке наружной детали (величина а, рис. 412, III).

Фиксация пружинным кольцом

Во втором случае наружный диаметр D1 кольца в свободном состоянии (рис. 413, I) должен быть несколько больше наружного диаметра D2 выточки в корпусе. В рабочем состоянии кольцо должно несколько утопать в выточке вала (величина а, рис. 413, III).

Фиксация пружинным кольцом

Фиксация кольцами круглого сечения — упругая. При необходимости жесткой фиксации применяют кольца прямоугольного сечения (рис. 414, I, II, III).

При кольцах с биконической поверхностью (рис. 415, I, II, III) фиксация может быть в зависимости от угла конуса упругой или жесткой.

Фиксация пружинным кольцом

На рис. 416 изображены типовые конструкции фиксирующих поворотных рукояток. В конструкции на рис. 416, I фиксирующий штырь (а), скользящий во втулке (б), укрепленной на рукоятке (в), заходит в конические отверстия на неподвижном лимбе (г). Для выхода фиксатора из отверстия необходимо оттянуть ручку (д), после чего фиксатор может быть установлен в другое отверстие лимба.

Поворотные фиксирующие рукоятки

Удобнее в обращении конструкция на рис. 416, II, где фиксирующий штырь соединен с ручкой (д) многозаходной резьбой. Вывод фиксатора из отверстия лимба осуществляется поворотом ручки (д) вокруг оси.

На рис. 416, III изображена рукоятка с бесступенчатой фиксацией. В этом случае фиксирующий штырь перемещается в пазу лимба, выполненном по дуге окружности с центром, совпадающим с осью вращения рукоятки. Фиксация в любом положении осуществляется поворотом ручки (д) вокруг ее оси, что сопровождается затяжкой рукоятки на лимб. Для освобождения фиксатора ручку поворачивают в обратном направлении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector