Setting96.ru

Строительный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Насос ТНВД для автомобиля: принцип действия, разновидности устройства

Насос ТНВД для автомобиля: принцип действия, разновидности устройства

Насосы ТНВД – это топливные насосы высокого давления, которые применяются для дизельных двигателей. Дизельные автомобили очень сильно отличаются от бензиновых. Разница именно в том, каким образом происходит воспламенение топлива.

Многие производители, такие как Бош, Тойота, Мицубиси, Ниссан, Форд и другие с каждым годом усовершенствуют свои линейки техники с применением насосов высокого давления. Лучшими производителями ТНВД считаются Bosch, Lucas, Delphi, Denso, Zexel.

1 Принцип действия

Воздух, нагнетаемый в камеру сгорания дизеля, сжимается под давлением. Кроме того, он нагревается. Таким образом, в камере сгорания дизельного двигателя находится горячий сжатый под давлением воздух.

В тот момент, когда впрыскивается топливо, при соприкосновении с горячим сжатым воздухом оно воспламеняется. И подают дизель в цилиндры мотора под давлением и с определенными промежутками времени, чтобы топливная смесь нормально воспламенялась, именно насосы ТНВД.

Устройство ТНВД

Мощность двигателя и его крутящий момент регулируются количеством топлива, которое насос впрыснул в камеру сгорания. Насосы ТНВД бывают:

  • непосредственного действия, т.е. механический вариант;
  • аккумуляторные, т.е. с аккумуляторным впрыском, или автоматический вариант.

В первом случае срабатывает принцип механического плунжера, при котором нагнетание воздуха и топливный впрыск происходят одновременно. Во втором случае гидравлический аккумулятор или система пружин и форсунок сначала нагнетает давление впрыснутого топлива в аккумулятор, а затем происходит процесс зажигания.

В зависимости от метода подачи топлива в цилиндры двигателя есть три разновидности нопорных установок:

  • рядные;
  • многосекционные или магистральные;
  • распределительные.

Рядные напорные установки – подают в расположенные один за другим цилиндры топливную смесь строго по очереди в каждый из цилиндров. В распределительных вариантах одна и та же секция может подавать топливо сразу в несколько цилиндров. К слову, распределительные установки могут быть одноплунжерными и двухплунжерными. Магистральные только нагнетают топливо внутрь аккумулятора.

Рядные модели различают по количеству цилиндров и давлению при впрыске топлива:

  • М – это 4-6 цилиндровый, при давлении впрыска в 550 бар;
  • А – это 2-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 950 бар;
  • P-3000 – это 4-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 950 бар;
  • P-7100 – это 4-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 1200 бар;
  • P-8000 – это 6-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 1300 бар;
  • P-8500 – это 4-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 1300 бар;
  • R – это 4-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 1150 бар;
  • P-10 – это 6-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 1200 бар;
  • ZW (M) – это 4-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 950 бар;
  • P-9 – это 6-12 цилиндровый, при давлении впрыска в 1200 бар;
  • CW – это 6-10 цилиндровый, при давлении впрыска в 1000 бар;
  • H-1000 – это 5-8 цилиндровый, при давлении впрыска в 1350 бар.

Топливный Насос Т 25 Рядный

Топливный Насос Т 25 Рядный

1.1 Внутреннее устройство

Через муфту опережения впрыска и зубчатую передачу коленвала на кулачковый вал передается вращение. Кулачок смещает толкатель, толкатель сжимает пружину и толкает плунжер. Плунжер поднимается, толкает заслонку впускного канала и начинает вытеснять топливо через нагнетательный клапан к форсунке. Чтобы впрыск топлива происходит нормально, нужно, чтобы винтовой и сливной каналы совмещались вовремя.

Распределительная установка ТНВД состоит из:

  • редукционногоклапана;
  • всережимного регулятора;
  • дренажного штуцера;
  • корпуса напорной секции высокого давления в комплекте с плунжерной парой (золотникового устройства) и нагнетательными клапанами;
  • топливоподкачивающего насоса;
  • лючка регулятора (муфты) опережения впрыска;
  • корпуса ТНВД;
  • крышка;
  • электромагнитного клапана выключения подачи топлива;
  • кулачково-роликового устройство привода плунжера.

Муфта впрыска изменяет в зависимости от количества оборотов двигателя угол впрыска топлива. Назначение всережимного регулятора — изменять количество подаваемого топлива в зависимости от режима работы двигателя (запуск, уменьшение или увеличение оборотов, холостой ход, остановка и т.д.).
к меню ↑

1.2 Возможные причины поломок

Как только вы заметили отклонения в привычной работе насоса ТНВД нужно выяснить и по возможности как можно быстрее устранить причину поломки. Визуально поломку можно определить по утечкам топлива из корпуса насоса, по затрудненному запуску двигателя, по нехарактерным шумам при работе насоса и по тому, как при уменьшении мощности двигателя увеличивается расход топлива.

Насос ТНВД магистрального типа

Насос ТНВД магистрального типа

Среди самых распространенных поломок можно выделить износ комплектующих и использование топлива низкого качества. И то и другое для уязвимого насоса крайне нежелательно.

Износ приводит к деформации деталей, образованию пустот и снижению надежности напорного аппарата. А примеси в топливных смесях низкого качества приводят к постепенному загрязнению деталей, и, в итоге, к выводу насоса из строя. Если устройство подъедает масло, значит, износились уплотнители. А если заклинит плунжерную пару, то на форсунки перестанет поступать топливная смесь.

В качестве обязательной профилактики стоит всегда следить за качеством топлива, которое вы заливаете в бак. Кроме того, всегда следите за уровнем масла. Периодически, загоняя машину на стенд, нужно регулировать количество и равномерность впрыскивания топлива в ТНВД. Для этого разбирают муфту впрыскивания и соединяют с приводом на стенде кулачковый вал машины.
к меню ↑

1.3 ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (ВИДЕО)

2 Модельный ряд

Различные компании и корпорации выпускают модели рядных, магистральных и распределительных насосов ТНВД для любых сфер применения. Грузовые и легковые автомобили, трактора, погрузчики и экскаваторы, комбайны и многая другая техника используют все преимущества дизельных насосов ТНВД.
к меню ↑

2.1 Модель#1-ТНВД Bosch и Lucas

Это одни из самых надежных производителей напорной техники ТНВД. Модельный ряд установок ТНВД компании Бош достаточно обширен. Модели ТНВД представлены на рынке линейкой рядной и распределительной техники с маркировками: A, M, ММС , P, MW, H, VP29, VP30, VP44. В модельный ряд включены также насосы-форсунки PDE и индивидуальные насосы PLD, VE, Lucas DPS, DPCN.

Особое внимание стоит уделить модели ESR. Это – последняя разработка компании Lucas, которая фактически является роторной моделью ТНВД для высокоскоростных двигателей с системой непосредственного впрыска. Так же внимание производителей внедорожников с системой непосредственного впрыска привлекла модель DP200.

Насос ТНВД и его комплектующие

Насос ТНВД и его комплектующие

ТНВД с аккумуляторной топливной системой воплощена в моделях Common Rail.

Это системы магистального типа, на которые в последнее время наблюдается достаточно высокий спрос. Delphi DFP 1.x, DFP 3.x и Bosch CP1, CP2, CP3.2, CP3.4. Они применяются для автомобилей марок Вольво FH-12, FM-12, Мерседес Actros, Атего, Скания 114, 124, R, P, T, Рено Магнум, Премиум DXI, DCI, Ивеко Крузор 8, 10, 13, DAF CF, LF, MACK.
к меню ↑

2.2 Модель#2-ТНВД Delphi

Компания Delphi выпускает серию ТНВД EPIC для автомобилей марок Мерседес, Рено Кенго 1.9, Фиат Добло 1.9, Форд Транзит 2.5. А также серию DP200, 210, 310 для автомобилей и погрузчиков JCB, Перкинс, Катерпиллар и John Deere.

Основной проблемой этих насосов стала металлическая стружка, которая образуется в процессе эксплуатации техники от трения механических деталей друг об друга. Поэтому, в них чаще всего приходится заменять плунжеры. Вал в этих моделях ремонту не подлежит. Он только заменяется на новый.

Дозировочный блок тоже подлежит полной замене, потому что выходит из строя по причине износа деталей в процессе наполнения бака некачественным топливом с примесями бензина, воды или твердых частиц.
к меню ↑

2.3 Модель#3-DENSO

Эта компания специализируется на производстве моделей ТНВД V3, V4, V5 для автомобилей Тойота, Мицубиси, Опель. А их аккумуляторная система Common Rail маркируется как HP0, HP2, HP3, HP4 и успешно применяется в автомобилях Тойота, Мицубиси, Ниссан, Форд Транзит, Пежо Боксер и Ситроен.

Насос ТНВД DENSO

Насос ТНВД DENSO

Отличительной особенностью этой марки стали ECD-регуляторы (Electronically Controlled Diesel system). Это система впрыскивает дизельное топливо при полном контроле электроники. Отрегулировать такие ТНВД можно только на специальных стендах, с использованием контроллеров и форсунок.

Славится своим распределительными ТНВД VRZ для Мицубиси Паждеро 3-Canter, Мазды, Коматсу и других автомобилей. В этих моделях ТНВД без труда можно восстановить плунжерные пары. Кроме того, распределительная техника Zexel используется для японских машин, а от моделей Бош их отличает только номера деталей. В остальном строение абсолютно идентично.

Читать еще:  Регулировка пластиковых окон aluplast

Стенды регулировки ТНВД

12 секций, электропривод 15 кВт, до 3000 об/мин. Оснащенный электронной измерительной системой БЭСТ-12М, встроенной станцией смазки СМ-1, компрессором, системой термостабилизации. В комплекте: кронштейн универсальный (ЯМЗ, КамАЗ, Бош -рядные), трубки высокого давления, муфты переходные (диаметр 19,25, 30мм)

Стенд ЕДС-150К для диагностики и регулировки ТНВД

Стенд предназначен для диагностики и регулировки ТНВД отечественного и импортного производства до 12 секций включительно дизелей типа ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-236 БЕ(НЕ), ЯМЗ-236 М2, ЯМЗ-236А, КамАЗ-740, КамАЗ 7408, ЗИЛ-645, ЗИЛ-0550, ГАЗ-5424, ГАЗ-5441, КДЗ-744, Д-65, Д-260, 64НСП 18/22, 6ДМ-21А, ДГР 200/750, Д-245.12, СМД-31, СМД-31Б, СМД-62, СМД-62АТ, СМД-31/32, А-01М, А-01 МЛ, А-01 МТГ, А-41Е, Д-440, СМД-60, СМД-72, СМД-64 ТНВД типа ТН, УТН, НД, 4УНТМ, ЛСТН. Bosch рядные: K, M, MW,A,B,BV,P. Распределительные ТНВД: Bosch, Lucas, Zexel, Denso.

Диагностика производится путем воспроизведения частоты вращения приводного вала топливного насоса высокого давления (ТНВД), температуры и давления топлива, измерения указанных параметров, а также цикловой подачи, расхода топлива, подаваемого на объект испытания, углов начала нагнетания (впрыскивания) топлива.

В стенде используются :

Электропривод, состоящий из асинхронного электродвигателя и преобразователя частоты мощностью 15кВт

Система термостабилизации топлива

Система высокой и низкой подачи топлива

Управление с электронного тахосчетчика

Базовая комплектация: комплект кронштейнов, муфт и трубок высокого давления к отечественным и импортным ТНВД, стендовые форсунки.

Встроенный корректор наддува

Испытание и регулировка рядных топливных насосов высокого давления с самостоятельной

системой смазки с количеством секций до двенадцати, а также ТНВД распределительного

типа путем контроля следующих параметров и характеристик:

величина и равномерность подачи топлива секциями (производительность насосных секций);

частота вращения вала ТНВД в момент начала действия регулятора;

частота вращения вала ТНВД в момент прекращения подачи топлива;

давление открытия нагнетательных клапанов;

угол начала нагнетания и конца подачи топлива.

Беззазорная гибкая приводная муфта

Беззазорная гибкая соединительная муфта обеспечивает соединение с переходной полумуфтой любого ТНВД.

Система контроля и стабилизации температуры испытательной жидкости

Цифровой термостат, встроенный в основную систему контроля параметров, позволяет устанавливать и поддерживать температуру в диапазоне от 15° до 50° С. Система охлаждения имеет собственный вентилятор, и не требует подключения к источнику охлаждающей воды. Нагреватель, состоящий из двух элементов по 2 кВт мощностью, совместно с системой охлаждения позволяют поддерживать заданную температуру испытательной жидкости с высокой точностью.
Система термостабилизации испытательной жидкости позволяет в стандартном исполнении проводить испытания ТНВД, и легко поддерживать заданную температуру с точностью ±2° С в диапазоне от 15° до 50° С.

Встроенный источник сжатого воздуха

Стенд имеет встроенный воздушный компрессор, позволяющий создавать регулируемое давление воздуха в диапазоне от 0 до 2.5 бар для регулировки пневматических корректоров наддува ТНВД.

Управление приводом стенда

Пульт для управления наиболее важными функциями может быть расположен с любой из сторон стенда для повышения удобства эксплуатации. Есть возможность программирования до 10 фиксированных частот оборотов вала стенда.

Мерный блок мензурок

Конструкция мерного блока позволяет организовать рабочее пространство
вокруг монтируемого ТНВД благодаря возможности вращения мерного блока и кронштейна его крепления в двух осях, а также возможности изменения положения измерительного блока по высоте. Всё это позволяет устанавливать на стенд различные виды ТНВД иметь к ним легкий и удобный доступ для регулировки.

Источник постоянного тока

Входит в стандартное оснащение стенда, имеет гнездо подключения с напряжениями 12 и 24 В и комплектуется соединительными кабелями.

Встроенный ротаметр

Для измерения производительности топливоподкачивающего насоса или насоса системы Common Rail в стенде встроен ротаметр.

Стенд ТНВД ЕДС — 150К (12PSB)

Технические характеристики

Наименование показателя

и единица измерения

Норма

Стационарный

Число одновременно испытываемых

насосных секций ТНВД, шт.

Диапазон воспроизведения:

Частоты вращения приводного

вала, мин -1

70. 4000

Отсчета числа оборотов, (циклов)

1. 9999

Диапазон измерения

Частоты вращения приводного

вала, мин -1

25. 9999

Отсчета числа оборотов (циклов)

1…9999

Углов начала

впрыскивания топлива

по секциям, град.

0. 360

Объем топлива мерными емкостями, см 3

первого ряда / второго ряда

5. 150 /1. 45

Предел погрешности измерения:

частоты вращения приводного вала, %:

отсчета числа оборотов (циклов)

углов начала нагнетания

топлива по секциям, град.

Объем топливного бака, л

Питание от сети переменного тока:

—напряжение, В

—частота, Гц

Установленная мощность привода, кВт

Мощность привода

топливоподкачивающего насоса, кВт

Габаритные размеры не более, мм

1900х1000х1700

Масса сухая стенда, кг

Срок службы, лет

Количество обслуживающего

персонала, чел.

Стенд тнвд предназначен для испытания диагностики и регулировки ТНВД разных типов отечественного и импортного производства с цикловой подачей до 250 мм/цикл с ø плунжера до 12 мм (12-ти секционный, асинхронный электродвигатель 15 кВт). Стенд для ТНВД необходим для диагностики и регулировки и испытания ТНВД дизелей типа ЯМЗ-236, 238, 7511, 236 БЕ (НЕ), 236М2, 236А, КамАЗ-740, 7408, ЗИЛ-645, 0550, ГАЗ-5424, 5441, КДЗ-744, Д-65, 260, 64НСП 18/22, 6ДМ-21А, ДГР 200/750, Д-245.12, СМД-31, 31Б, -62, 62АТ, 31/32, А-01М, А-01 МЛ, А-01 МТГ, А-41Е, Д-440, СМД-60, СМД-72, СМД-64 ТНВД типа ТН, УТН, НД, 4УНТМ, ЛСТН. Bosch рядные ТНВД: K, M, MW, A, B, BV, P. Распределительные ТНВД: Bosch, Lucas, Zexel, Denso.

Диагностика производится путём воспроизведения частоты вращения приводного вала топливного насоса высокого давления (ТНВД), температуры и давления топлива, измерения указанных параметров, а также цикловой подачи, расхода топлива, подаваемого на объект испытания, углов начала нагнетания (впрыскивания) топлива, разворота муфты опережения впрыска, отклонений углов начала нагнетания (впрыскивания).
Базовая комплектация стенда состоит из:
— кронштейнов для крепления импортных и отечественных насосов;
— переходных муфт, фланцев для установки на стенд разных типов ТНВД импортных и отечественных;
— стендовых форсунок и трубок высокого давления;

Возможна комплектация стенда измерительной системой БЭСТ-12М с механическими или пьезоэлектрическими датчиками впрыска.

Топливная система Common rail: ТНВД и форсунки

Многие современные легковые и грузовые автомобили работают на дизельной системе Common rail. Это удобно и практично. Но вот автосервисов, которые занимаются ремонтом системы Common rail, не так много.

В автосервисе компании Master Service специалисты качественно ремонтируют дизельную топливную аппаратуру. Как? Читайте в нашей статье.

Что такое Common rail

Это система с электронным блоком управления двигателя, которая регулирует впрыск дизеля в камеру сгорания. Её разработали инженеры компании Bosch.

Благодаря этой системе топливо поступает к форсункам от насоса высокого давления.

Строение системы common rail

Схема системы Common rail

Система снижает потребление дизеля, уменьшает токсичность выхлопных газов, шумность ДВС.

Но основной плюс в том, что система Common rail расширяет диапазон регулировки давления и начала впрыска топлива.

В систему Common rail входят такие элементы:

  • регулятор давления дизеля;
  • клапан дозирования;
  • рампа;
  • форсунки;
  • топливный насос высокого давления (ТНВД).

ТНВД — создаёт высокое давление в топливной системе для подачи дизеля в рампу.

Форсунка — элемент топливной системы, который установлен на головку блока двигателя. Форсунка впрыскивает дизель в камеру сгорания ДВС.

Как водителю понять, что форсунки неисправны?

Топливные форсунки с коррозией

Форсунки с коррозией

  • двигатель начал работать неравномерно и ‎«троить» — один из поршней работает некорректно, и водитель ощущает вибрацию от мотора;
  • повышается дымность автомобиля — чёрный или серый дым может указывать на неисправные форсунки;
  • повышается расход топлива;
  • двигатель не запускается или запускается не с первого раза.

Если вы заметили похожие неполадки, обратитесь в дизельный спеццентр, где специалисты диагностику и ремонт топливных форсунок и самого двигателя.

Диагностика форсунок

Для диагностики мастер демонтирует и установит форсунку на диагностический стенд, где проверит её по всем параметрам:

  • налив в камеру сгорания;
  • обратный слив топлива — насколько форсунка сливает дизель ‎«в обратку».

Диагностика топливной форсунке на стенде

Проверка форсунки на диагностическом стенде

Стенд считает параметры форсунки, и на основе этих данных специалист примет решение — форсунку нужно отремонтировать или заменить.

Читать еще:  Как на весте регулировать яркость подсветки приборов

По параметрам, которые считал стенд, можно понять, какая часть форсунки неисправна:

  • корпус;
  • распылитель;
  • клапан.

Неисправности корпуса — это трещины или подтекания, которые появляются при механическом повреждении, в том числе, если форсунку неправильно извлекли.

Распылитель и клапан форсунки могут ломаться по нескольким причинам:

  • некачественное топливо;
  • моторесурс форсунки закончился;
  • недостаточная фильтрация или несвоевременная замена топливных фильтров;
  • поломки ТНВД — вместе с дизелем может перегонять металлическую стружку (продукт износа системы), которая забьёт форсунки;
  • износ цилиндропоршневой группы — масло горит вместе с дизелем, из-за этого повышается температура в камере сгорания. В этом случае перегревается распылитель форсунки — он может сгореть или его может заклинить;
  • турбина двигателя начала вбрасывать масло во впускной коллектор, оттуда масло попадает в камеру сгорания, и снова перегреваются распылители форсунки.

Если во время диагностики мастер выяснил, что одна форсунка неисправна, то он обязательно предложит проверить оставшиеся форсунки на наличие аналогичных неисправностей. Это необходимо, чтобы выяснить, исправны ли форсунки и одинаковое ли количество топлива они впрыскивают.

Мастер разбирает топливную форсунку

Мастер разбирает форсунку

Но если починить/заменить одну форсунку и не проверить остальные, то они могут оказаться в состоянии предполомки, и будут подавать дизель некорректно.

Диагностику дизельных форсунок невозможно провести в обычном автосервисе, ведь для проверки нужно специальное оборудование и инструменты. Кроме того, мастер должен понимать, что означают те или иные параметры, чтобы поставить правильный ‎«диагноз» и принять решение — ничего не делать, менять или ремонтировать форсунку. Для этого нужен высокий уровень знаний и опыт.

Ремонт форсунок

Поэтому, если вы приехали на диагностику одной форсунки и вам рекомендуют проверить остальные — это нормальная практика, лучше перестраховаться.

Если сломалась одна форсунка, это может быть из-за заводского брака или механического повреждения. При этом моторесурс остальных будет нормальным. В этом случае остальные форсунки менять не нужно.

Но если сломалась одна форсунка, а остальные на грани поломки, тогда мы рекомендуем не только заменить или починить все форсунки, но подойти к вопросу топливной системы комплексно:

  • промыть дизельный бак, топливный фильтр и магистрали, которые идут от бака к ТНВД;
  • проверить состояние самого насоса.

Если устранять только последствия — поломку форсунок — и игнорировать причину, то выход из строя форсунок может повториться.

Восстановленные топливные форсунки

Восстановленные дизельные форсунки

Как можно уберечь двигатель и форсунки от поломок:

  • заправлять автомобиль качественным дизелем;
  • менять топливные фильтры каждые 8 000 километров;
  • проходить плановое и сезонное техобслуживание.

По каким признакам водитель поймет, что неисправен ТНВД

  • снизилась мощность двигателя;
  • автомобиль плохо запускается или не запускается;
  • автомобиль глохнет в движении;
  • жесткая работа двигателя.

Сломанный ТНВД

Разобранный ТНВД: дефектовка показала, что насос ремонту не подлежит

Насос выходит из строя в основном из-за топлива:

  • некачественное топливо;
  • абразив в топливе;
  • сухое топливо.

Диагностика ТНВД

Проверить работоспособность насоса можно и на автомобиле — качает или нет. Для этого автомеханик отсоединит трубки высокого давления от топливной рейки к форсункам, поставит на рейку заглушки, запустит стартер, подключит диагностический сканер, по которому можно определить давление в топливной рейке.

Такую проверку на автомобиле можно провести, только если исправны остальные элементы топливной системы:

  • подкачивающий насос, который установлен на ТНВД или в топливном баке;
  • датчики давления.

Диагностика ТНВД на стенде

Проверка ТНВД на диагностическом стенде

Но, конечно же, полная проверка насоса проводится только на стенде. Для этого насос придется снять с двигателя.

Перед проверкой мастер частично разберёт насос, проверит, нет ли в нем стружки, ржавчины или воды. На стенде проверит состояние гидравлической и электронной частей. После проверки мастер поймёт, насос нужно ремонтировать или придется его заменить.

Ремонт ТНВД

Как правило насосы всех производителей подлежат ремонту — если сломался какой-то элемент, его заменят.

Сложнее дело обстоит с корпусом насоса: отдельно они не продаются. Поэтому если корпус насоса пострадал от коррозии или появилась микротрещина, насос придется заменить.

Важно!

На системе Common rail существует регулятор давления, клапан PCV (Pressure Control Valve). Он установлен либо на топливной рейке, либо на насосе. Эти клапаны подвержены механическому износу. Когда они выходят из строя, то ДВС не запускается или время запуска увеличивается. Этот вид клапана не ремонтопригоден, его можно только заменить.

Чтобы определить, работает ли этот клапан — нужно провести проверку его на стенде.

Процес диагностки ТНВД очень важен

Проверка насоса на стенде очень важна

Поэтому, если вы приехали на СТО, где нет диагностического оборудования и при этом вам ставят ‎«диагноз» — сломался клапан PCV, это повод засомневаться в верном решении мастера, ведь ‎«на глаз» такие поломки сложно определить. Как правило такой ‎«выстрел наугад» обойдется автовладельцу в приличную сумму.

От легкового транспорта до комбайна

Мы ремонтируем системы Common rail известных производителей топливной аппаратуры:

  • Bosch;
  • Delphi;
  • Siemens (VDO/Continental);
  • Denso.

Кроме того мы работаем с системой Common rail легкового, полукоммерческого и крупногабаритного транспорта — например, грузовиками-двадцатитонниками.

Проверяем ТНВД дизеля в домашних условиях

У автомобиля с неисправным ТНВД теряется мощность, увеличивается расход топлива, возникают проблемы при пуске мотора, усиливается задымление из выхлопной системы и прочее. Причин приводящих к нарушениям работы насоса может быть много, от появления влаги в плунжерной паре до проблем в электронике. Лучший способ проверить ТНВД это на стенде в СТО, однако некоторые неисправности можно определить самостоятельно в своем гараже. Чтобы научиться это делать, следует уметь определять признаки, а для этого нужно знать причины приводящие к этому.

Типы топливных насосов

ТНВД

Для начала следует разобраться с видами ТНВД для дизельных автомобилей, так как у каждого из них свои типовые особенности и поломки. Однако у всех насосов, независимо от разновидностей, есть один главный узел, а именно плунжерные пары (поршни и цилиндры).

ТНВД разделены на типы по принципу работы впрыска:

  • непосредственного действия с механическим приводом плунжера;
  • аккумуляторного впрыска.

Кроме этого у насосов высокого давления существует разделение еще и на классы по устройству:

  • Рядный – рабочие сегменты установлены в ряд, впрыск солярки идет по очереди во все цилиндры.
  • Распределительный – топливо из одной секции подается на несколько цилиндров. Бывают как одноплунжерными, так и двухплунжерными.
  • Многосекционный – более известен как V-образный либо гидравлический аккумулятор. Устанавливаются на двигателях с высокой мощностью, но с малыми оборотами.

На ТНВД непосредственного впрыска нагнетание и подача проходит одновременно, посредством механического привода плунжера. На аккумуляторных типах подача топлива идет по раздельным циклам – вначале нагнетается в аккумулятор насоса, а затем в форсунки. У современных моделей весь процесс управляется электроникой.

ТНВД устанавливаются и на бензиновых автомобилях. Применяются на двигателях с непосредственным впрыском. Насос необходим для подачи топлива в камеру цилиндра под высоким давлением, а уже в нем образуется горючая смесь, которую поджигает свеча зажигания.

Признаки неисправностей насоса высокого давления

Диагностика ТНВД

Большинство признаков появления неисправностей топливного насоса для большинства типов и видов одинаковы либо очень схожи. К ним относятся следующие симптомы:

  1. резкое увеличение потребления топлива;
  2. работа мотора становится нестабильной, особенно на небольших оборотах;
  3. проблемы при пуске мотора, крайне чувствительно в холодные периоды года;
  4. уменьшение мощности авто;
  5. увеличение задымления из выхлопной трубы;
  6. вытекание солярки из ТНВД;
  7. увеличение шума при работе мотора.

Автовладельцы с большим опытом отмечают еще один явный признак нарушений в работе плунжера насоса – на холостом ходу «горячий» двигатель может заглохнуть без видимых на то причин. Запуск его невозможен пока насос не охладится до нормальной температуры. «Холодный» мотор запускается нормально.

Причины поломок ТНВД

Есть несколько наиболее важных причин выхода из строя насоса высокого давления. Обычно это обусловлено поломкой следующих деталей:

  1. Плунжер. Наиболее частой причиной служит загрязнение плунжерной пары. Здесь выделяется два главных фактора. Первый – это характер конструкции (например, слишком маленький зазор). Второй – плохое качество топлива (наличие нежелательных примесей засоряющих устройство). Помимо этого загрязнение может попасть и с мотора – сажа, грязь и т.д. Также на работу влияет износ плунжерной пары, что приводит к сильным перегревам подшипников.
  2. Наличие воды в топливе. Влагой может смыть топливный слой защищающий поверхности прецизионных деталей насоса высокого давления, что ведет к снижению срока его эксплуатации и даже возможному заклиниванию.
  3. Загрязнения топливного фильтра. Ведет к возможному попаданию грязи в плунжерную пару, к тому же насос работает на износ.
  4. Нарушения в подаче и распределении топлива. Также частой причиной этого является неисправность плунжерной пары, а именно износ поводков, зубов на рейке, нагнетательных клапанов и загрязнение форсунок.
  5. Брак деталей. Довольно редко, но все же встречается на дешевых насосах. Сюда можно отнести трещины и сколы корпуса, поврежденные подшипники, заклинивание плунжерных втулок и тому подобное.
  6. Износ подшипника. Чаще вызвано старением либо браком детали. Ведет к нарушениям работы насоса, а сам подшипник и рядом расположенные детали перегреваются, что уменьшает эксплуатационный срок.
  7. Заклинивание поршней и втулок. Приводит к выходу из строя зубчатой рейки, кулачкового вала, шестеренки, регулятора и шпонок. Чаще вызвана попаданием влаги в полость между поршнем и втулкой.
  8. Износ узлов ТНВД. Возникает в результате старения либо после проникновения внутрь воды, что приводит к коррозии деталей насоса.
  9. Коррозия плунжерной пары. Появляется при наличии в топливе большого количества воды.
  10. Нарушения в системе охлаждения. Другими словами при длительном использовании либо больших нагрузках, насос просто перегревается. Неисправность охлаждения может быть вызвана недостаточным количеством антифриза, засорами, поломкой отдельных частей и т.п.
Читать еще:  Блок питания для светодиодов с регулировкой яркости

При возникновении подозрений в неисправной работе рейки ТНВД или связанных с ней элементов, необходимо проверить на исправность следующие узлы:

  • открепление рейки от деталей регулятора;
  • проверить хомуты поводков плунжера;
  • заклинивание винтов зубчатых венцов.

Наиболее опасной причиной поломки является неисправности в подвижности рейки подачи топлива. В случае клина ее на максимальной подаче топлива так, что регулятор не сможет вернуть ее в обратное положение, тогда в моторе резко увеличивается число оборотов коленвала. Это ведет к тому, что двигатель начинает работать на пределе, а это чревато последствиями. При клине рейки в выключенном положении – двигатель не запуститься.

При эксплуатации авто в условиях пониженных температур встречаются случаи перемерзания деталей и узлов ТНВД. Для предотвращения таких ситуаций следует использовать горючее и масло соответствующие температурному режиму.

В системах аккумуляторного впрыска (или Common Rail) бывают случаи поломки управляющего клапана. Чаще сразу заменяется на новый. Иногда его перебирают и меняют некоторые запчасти.

Определение неисправностей в ТНВД

Стоит помнить, что наиболее достоверные данные по состоянию топливного насоса можно получить только после проверки на специальном стенде в автомастерской. Естественно без специального оборудования такая диагностика в домашних условиях невозможно. Но все же есть возможность проверить некоторые элементы и исправность их работы.

Вода в плунжерах

Для этого потребуется снять ремень с газораспределительного механизма (ГРМ), и аккуратно прокрутить шкив. При вращении с переменными усилиями – воды нет. Если при вращении приходится прикладывать значительную силу или вовсе не получается прокрутить – значит есть влага.

Присутствие влаги в ТНВД чрезвычайно вредно как для него, так и для всего мотора. Это ведет к быстрому износу деталей и сокращению срока их службы, к тому же может вызвать появление коррозии и даже полный клин агрегата.

Давление в плунжерной паре

Можно проверить с помощью специального тестера – КИ-4802 или ТАД-01А. Если такового нет, тогда подойдет обычный манометр с большим диапазоном измерений.

Прибор вкручивается вместо топливной трубки или закрепляется в центральном отверстии головки ТНВД. Затем запускается двигатель, и снимаются показания. В нормальных условия значение должно быть близким к 300 кг/см 2 . Это условное значение и зависит от многих факторов, главное, чтобы при испытаниях цифра была максимально близка к указанной. В случае давления системы значительно ниже 300 кг – детали плунжерной пары сильно изношены, необходим ремонт или замена.

Проверка датчиков управления

На дизельных авто имеющих систему впрыска Common Rail управление ТНВД проходит при помощи электронного блока управления (ЭБУ). Наиболее частыми поломками в них является выход из строя датчиков либо проводки. Чаще об этом информирует специальный сигнал на приборной панели — Check Engine. В таком случае сканером ошибок нужно считать код и расшифровать его. Затем, исходя из полученных данных, определяться с ремонтом.

Чаще у датчика просто вышел срок службы либо случайным образом были повреждены их провода. Это ведет к тому, что на ЭБУ приходит некорректный сигнал и он начинает сбоить.

Утечка топлива

Если топливо течет именно из насоса высокого давления, тогда причина чаще в изношенных уплотнительных кольцах. Чтобы определить это, нужно на заведенном моторе покачать ось рычага насоса. Из под поврежденного уплотнителя потечет соляра.

Бывают случаи утечки топлива из места установки плунжерной пары. Тогда необходимо провести диагностику. Для этих целей насос следует снять с авто.

Герметичность клапана ТНВД проверяется в следующей последовательности:

  1. отвернуть трубку высокого давления от дефектного сегмента;
  2. рейку насоса перевести в позицию выключенной подачи;
  3. ручным насосом создать давление в топливной системе.

При неисправном клапане из отверстия нажимного штуцера появится топливо. Если этого не случилось – клапан исправен.

Схватывание рейки

Перед проверкой рейки от нее следует отсоединить тяги и рычаги регулятора и скобы останова. Затем посредством рычагов управления насосом перевести рейку в крайнее положение. Исходя из усилий при передвижении можно сделать вывод о том, «прикипела» она или нет. В процессе важно сделать несколько оборотов кулачкового вала. Если дефектов нет, рейка будет двигать плавно и без толчков.

На замерзание

Если появились признаки поломки топливного насоса в холодное время года, следует проверить его на замерзание. Если такое произошло, его нужно снять с автомобиля и занести в тепло. Когда он отогреется и подвижность деталей восстановится его необходимо разобрать, слить масло и тщательно промыть чистой соляркой. После этих процедур в картер заливается свежее масло и насос устанавливается обратно на авто.

При замерзании насоса в очень сильные морозы, рекомендуется воспользоваться также и размораживателем.

Профилактика поломок ТНВД

Своевременное проведение необходимых профилактических мер – лучший ремонт. Это позволит сократить финансовые растраты из-за неожиданных поломок и продлит срок службы топливного насоса и всего двигателя. К таким мерам относится:

  • регулярная промывка всей топливной системы не реже одного раза в год;
  • своевременная замена топливного фильтра (очистка плохой вариант, мелкая грязь все равно останется на фильтре);
  • заливать в автомобиль только качественное топливо (на заправках имеется соответствующая документация, где указаны даты привоза, состав, допуски, сезонность и другая важная информация, по запросу Вам обязаны предоставить ее);
  • в холодные периоды использовать зимнее дизельное топливо, на крайний случай можно воспользоваться специальным составом для увеличения текучести солярки – антигелем;
  • если машину приходится оставить на длительную стоянку, особенно зимой, то лучше заправить полный бак – из-за перепадов температуры на стенках бака оседает конденсат, который в последствии попадет в топливо и в систему впрыска;
  • поддержка нормального уровня топлива;
  • в холодные периоды времени перед началом движения хорошо прогреть мотор и все системы, опираясь на показания приборов на панели;
  • при подозрениях на плохое качество солярки воспользоваться специальными присадками для дизельного топлива.

Соблюдая перечисленные профилактические меры, можно продлить эксплуатационные сроки всех деталей и узлов автомобиля, а также сократить расходы на ремонт. Топливный насос высокого давления является наиболее важным механизмом в системе подачи горючего в дизельных машинах, поэтому поддержание его нормальной работы относится к наиболее важным моментам.

Вывод

Еще раз напомним: полную диагностику ТНВД можно провести только в автосервисах и СТО на специальном стенде. Частичная проверка возможна и самостоятельно, но полной картинки не даст.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector