Клапан седельный запорно-регулирующий
Клапан седельный запорно-регулирующий
Для управления потоками рабочих сред в системах с автоматической регулировкой технологических процессов применяют запорно-регулирующие седельные клапаны. Они сочетают функции регулирующей и запорной арматуры, и служат для изменения показателей среды путем частичного или полного перекрывания.
Типы и перечень моделей односедельных запорно-регулирующих клапанов, которые выпускает САЗ «Авангард», представлены в таблице 1.
Вид клапанов | Тип исполнительного механизма | Перечень моделей | DN, мм | Pn, мм |
---|---|---|---|---|
Односедельные прямоходные | ЭИМ | 25ч945п 25ч945нж | 15-300 | 1,6 |
25с947нж 25с947п 25нж947п 25нж947нж | 15-300 | 1,6 2,5 4,0 | ||
Односедельные угловые | ЭИМ | 26ч945п 26ч945нж | 15-300 | 1,6 |
Производство седельных клапанов осуществляется по ISO 9001:2015 согласно с положениями ЕАС и стандартов РФ. Для управления применяют электрический привод, позволяющий регулировать давление и расход среды дистанционно.
Сфера использования и нюансы конструкции
Односедельные запорно-регулирующие клапаны востребованы при эксплуатации сетей коммунального хозяйства, технологических систем, нефтепроводов и газопроводов. Рабочая среда — масляные фракции, природный газ, вода, другие жидкости и газообразные вещества. На прямых участках устанавливают прямоходные седельные клапаны, а угловые модели используют при изменении течения потоков на 90°.
Основные элементы арматуры:
- литой корпус и крышка;
- затвор, состоящий из седла и плунжера;
- сальниковое уплотнение и прокладка.
Управление осуществляется с помощью электрического исполнительного механизма (ЭИМ) поступательного типа. Он получает сигнал от внешнего устройства и обеспечивает перемещение плунжера, который меняет пропускную способность седельного клапана и регулирует показатели среды. В изделиях производства САЗ «Авангард» используются надежные ЭИМ — Regada (Словения) ST mini; 0; 0,1; 1 и 2. В трубопроводах с взрывопожароопасными средами применяют ЭИМ MT.
Уплотнение в затворе — «мягкое» или «металл по металлу». Для присоединения седельных клапанов используют фланцы, которые предусматривают возможность демонтажа без повреждения трубопровода. Материалы основных элементов указаны в таблице 2.
Наименование детали | Вид и марка материала |
---|---|
Корпус, крышка | Чугун СЧ20 ГОСТ 1412 |
Сталь 25Л ГОСТ 977 | |
Сталь 12Х18Н9ТЛ ГОСТ 977 | |
Плунжер, седло | Сталь 20X13 ГОСТ 5632 |
Сталь 14Х17Н2 ГОСТ 5632 | |
Уплотнение в затворе | «мягкое», фторопласт-4 ГОСТ 10007 |
«металл по металлу» | |
Уплотнение сальника | фторопласт-4 ГОСТ 10007 |
ТРГ | |
Прокладка | ТРГ |
Характеристики клапанов седельных запорно-регулирующих
Условия использования и характеристики арматуры зависят от типоразмера, комплектации и материалов. Климатическое исполнение запорно-регулирующих седельных клапанов и допустимые показатели температуры окружающей и рабочей среды отражены в таблицах 3 и 4.
Материал корпуса | (ч) | (с) | (нж) |
Климатическое исполнение | У2 | У1 | УХЛ1 |
Температура окружающей среды, °C | -15…+50 | -40…+50 | -60…+50 |
Материал корпуса | Уплотнение в затворе | Температура рабочей среды, °C |
---|---|---|
Чугун (ч) | «мягкое» фторопласт-4 (п) | -15…+150 |
«металл по металлу» (нж) | -15…+300 | |
Сталь углеродистая (с) | «мягкое» фторопласт-4 (п) | -40…+150 |
«металл по металлу» (нж) | -40…+425 | |
Сталь коррозионно-стойкая (нж) | «мягкое» фторопласт-4 (п) | -60…+150 |
«металл по металлу» (нж) | -60…+560 |
Седельные клапаны производства САЗ «Авангард» отличаются надежностью конструкции и служат для регулировки показателей среды не менее 10 лет. Наработка на отказ составляет 10 000-11 000 часов, назначенный ресурс — 70 000 часов
Клапаны с ЭИМ позволяют регулировать технологические процессы с максимальной точностью, но чувствительны к содержанию влаги в воздухе. Они сохраняют работоспособность при высоких показателях температуры и давления среды, и выдерживают перепады давления в системе.
Наружные поверхности стальных и чугунных седельных клапанов окрашивают эмалью НЦ серого или черного цвета. Прочное покрытие обеспечивает защиту металла от влаги и препятствует появлению коррозии.
Правила выбора и особенности маркировки
При покупке клапанов седельных запорно-регулирующих учитывают условия использования и характеристики транспортируемой среды. Номинальный диаметр арматуры (DN) подбирают в соответствии с сечением трубопровода. Важным показателем является пропускная способность (Kv), которую рассчитывают по методике РТМ 108.711.02-79.
Характеристики клапанов отражены в паспорте, в виде литья на корпусе и на табличке, которая прикрепляется к фланцу корпуса. В маркировке указывают:
4.1.2. Седельные тягачи и седельно-сцепные устройства
Седельные тягачи, являясь в основном модификациями базовых моделей общетранспортного назначения, отличаются от последних отсутствием собственного кузова (на их шасси монтируется седельно-сцепное устройство), укороченной базой, наличием дополнительных топливных баков. Седельные тягачи также могут отличаться от базовых моделей мощностью двигателя и передаточными числами трансмиссии. В связи со значительным расширением междугородных перевозок грузов на дальние расстояния созданы седельные тягачи, специально предназначенные для многодневых рейсов в составе магистральных большегрузных автопоездов.
Седельно-сцепное устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу, передачи части массы полуприцепа на раму тягача. Оно является также поворотным устройством, обеспечивающим взаимный поворот седельного тягача и полуприцепа.
Наибольшее распространение в настоящее время имеет двухзахватное, полуавтоматическое седельно-сцепное устройство (рис. 4.3), устанавливаемое на всех отечественных седельных автомобилях-тягачах.
Рис. 4.3. Двухзахватное седельно-сцепное устройство
седельного тягача КамАЗ-5410
Седельно-сцепное устройство прикреплено к раме автомобиля болтами. На подставке закреплены два кронштейна 2 с шарнирами 5.
Седло соединяется с кронштейнами с помощью двух осей 14, которые стопорятся от проворота и осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают поперечный наклон.
Разъемно-сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух захватов 13, установленных на осях 7, запорного кулака 12 со штоком и пружиной 11, защелки 10 с пружиной 9 рукоятки 8 управления расцепкой и предохранительной планки 15.
Запорный кулак может занимать три положения: заднее (запорный кулак находится в пазу, образованном захватами) захваты закрыты и заперты кулаком; исходное положение для сцепки с полуприцепом (запорный кулак упирается в торцы захватов) захваты открыты, переднее (запорный кулак зафиксирован защелкой 10) захваты закрыты, но не заперты кулаком. Шток запорного кулака удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранительной планкой, и таким образом гарантируется невозможность саморасцепки автопоезда.
Для расцепки тягача от полуприцепа нужно предварительно повернуть предохранительную планку 15 и с помощью рукоятки 8 отвести в переднее положение кулак 12, где он фиксируется защелкой 10. Таким образом, захваты не заперты кулаком и при движении тягача шкворень полуприцепа выходит из зева захватов 13. При этом захваты поворачиваются, а штифт 16, закрепленный на захвате, воздействует на защелку 10, которая освобождает запорный кулак. Кулак под воздействием пружины 11 перемещается назад и упирается в торцы захватов, занимая исходное положение для последующей сцепки с полуприцепом.
При сцепке тягача с полуприцепом шкворень упирается в открытый зев захватов и поворачивает их. При этом образуется паз между передними концами захватов, в который под воздействием пружины входит запорный кулак, обеспечивая надежное их запирание, а предохранительная планка, автоматически поворачиваясь, запирает шток кулака.
Широкое применение за рубежом получили однозахватные седельно-сцепные устройства, имеющие ряд преимуществ по сравнению с двухзахватными: меньшее изнашивание пары «захват-шкворень», большая безопасность конструкции и др.
На рис. 4.4 показана конструкция однозахватного седельно-сцепного устройства, разработанная на МАЗе.
Рис. 4.4. Однозахватное седельно-сцепное устройство
Седельно-сцепное устройство крепится к раме с помощью опор 4 и 6 седла. К опорам крепится седло 1 с помощью кронштейнов 2. Опоры седла опираются на подушки 3, которые располагаются в гнездах седла.
Поворот седла относительно опор осуществляется за счет скольжения основания подушки по головкам опор при определенной нагрузке на седло.
Под седлом расположен разъемно-сцепной механизм, состоящий из захвата 14, опоры 13, запорного кулака 7 и защелки 12 с пружиной 11. Захват поворачивается на оси 5. В сцепленном положении фигурной выемкой захват 4 надежно зацепляется за шкворень полуприцепа и блокируется запорным кулаком 7 от проворачивания.
Для расцепки автомобиля-тягача с полуприцепом рукоятка 8 вытягивается до упора, при этом запорный кулак освобождает захват. В отведенном положении запорный кулак удерживается защелкой 12.
При движении тягача вперед шкворень полуприцепа поворачивает захват 4 по часовой стрелке. При этом захват своим торцом нажимает на защелку 12 и поворачивает ее, освобождая запорный кулак 7, который, перемещаясь под действием пружины 9, упирается в торец захвата и удерживает его в открытом положении.
Регулировка ТНВД своими руками
Топливный насос высокого давления является технически важным элементом системы, который обеспечивает впрыск топлива в двигатель, работающий на дизельном горючем. Насос обеспечивает подачу дизельного топлива под необходимым давлением и в нужном количестве. Проще говоря, ТНВД отвечает за обеспечение топливной системы горючим и его правильной циркуляции.
Разновидности ТНВД
ТНВД разделяются способом впрыска топлива. Оно может производиться системой аккумуляторного впрыска или при помощи плунжера. Основным элементом насоса является такая деталь, как плунжерная пара, которая визуально представляет собой поршень с цилиндром. Внутрь цилиндра подается топливо. Затем оно через впускной клапан выталкивается плунжером наружу. В различной технике используется несколько конструктивно разных насосов:
распределительный. В конструкции агрегата есть один или пара плунжеров, которые нагнетают горючее по цилиндрам;
рядный. Данные насосы конструктивно имеют лишь один плунжер;
магистральный. Этот насос нагнетают топливо в аккумулятор.
Любая техника, даже импортная и самая надежная способна выйти из строя. Как правило, чем раньше выявлена поломка, тем более недорогими средствами можно ее решить. Если процедуру ремонта не произвести сразу, то вышедший из строя элемент насоса может повлиять на рабочие механизмы всего силового агрегата, а эта поломка приведет уже к капитальному ремонту. Каждый производитель устанавливает в паспорте определенный срок эксплуатации и при соблюдении правил эксплуатации и сроков технического осмотра необходимость в капитальном ремонте может не возникнуть. Если же пренебрегать сроками и необходимость периодического осмотра и эксплуатировать автомобиль даже при проявлении неисправности, он не дослужит до рекомендованного производителем срока и потребует проведения дорогостоящего капитального ремонта.
Наиболее часто встречающиеся неисправности
Чаще всего в ТНВД возникают следующие неисправности:
механический насос. Эта неисправность является естественной и возникает со временем. Чаще износ может возникать, когда автомобиль использовался с повышенными нагрузками. Поломка проявляется повышенным шумом двигателя при запуске, неравномерной работой, невозможностью его запуска в горячем состоянии и снижении мощности;
неисправность вследствие применения горючего низкого качества. Поскольку горючее является смазочным материалом для насоса, его чистота – это основа долговременной эксплуатации агрегата. Топливо не должно иметь примесей в виде мелких механических частиц, воды или бензина, поскольку они являются причиной поломки устройства;
проявление неисправности ТНВД может отразиться на электронике автомобиля. Устройства начинают работать некорректно или самопроизвольно отключаются.
Ремонт ТНВД зачастую производится путем предварительного разбора агрегата с заменой изношенных деталей. Для разбора и последующего сбора потребуется минимальное количество инструмента, который имеется в гараже любого автомобилиста. Если необходимых знаний по устройству наноса нет, лучше доверить ремонт специалистам автосервиса.
Регулировка ТНВД
Периодически каждый ТНВД нуждается в проведении процедуры регулировки. Ее вполне можно произвести самостоятельно при наличии необходимого оборудования. Профессиональная регулировка ТНВД проводится на специальных регулировочных стендах, которыми не оборудованы частные гаражи. Сначала с ТНВД снимается муфта опережения дозированного впрыска топлива, затем сцепляют кулачковый вал с приводным устройством, которое расположено на стенде. Далее запускается сам процесс проверки и регулировки, который отражает равномерность подачи топлива, а также объема подаваемого топлива. Также определяется момент подачи топлива. Все показатели сравниваются с эталонными и фиксируются. Процесс регулировки момента подачи топлива используется специальное приспособление – моментоскоп. Для того, чтобы момент подачи отрегулировать правильно, необходимо определить место, куда будут вкручиваться регулировочные болты, вкрученные в толкатели плунжеров.
Как видно, важным для того, чтобы ТНВД не выходил из строя строго отведенное изготовителем время, является своевременное проведение процедуры регулировки, а также качество используемого топлива. Для обеспечения надлежащего качества смазочных материалов потребуется закупать рекомендованные производителем масла, а также своевременно производить замену соответствующих фильтров, которые контролируют чистоту масла. При наличии знаний по конструктивным особенностям устройства вполне можно производить все работы самостоятельно, но проведение данных работ специалистами обеспечит высокое качество производимых мероприятий, а также сжатые сроки. Также подобный подход позволит обеспечить безошибочность мероприятий, поскольку регулировка собственными силами не обеспечит необходимой точности.
Инструкция по настройке реле давления воды
Число насосных станций и скважинных насосов в быту огромно. Многие собственники сами их ставят и обслуживают. Для запуска и остановки насосов на них используют реле давления воды.
Первичные настройки у реле давления воды не всегда могут подойти владельцам. Обсудим, как можно перестроить блок управления.
Первичные показатели
Блок сразу вешают на помпу. Для погружной помпы его нужно выбрать самому. Но в любом случае, блок уже отрегулирован при изготовлении.
Многие из них имеют следующие настройки пуска и остановки: 1,5 – 3,0 атмосферы. Но некоторые модели могут иметь меньшие величины.
Нижняя граница запуска не менее 1,0 бар, верхняя граница стопа, больше на 1,2 – 1,5 бара. В инструкции на станцию, нижняя установка пуска в работу может обозначаться как P, или РН.
Это значение может меняться. Разница между нижней и верхней границей срабатывания, может обозначаться, как ΔР (дельтаР). Этот показатель также регулируется.
Когда автоматику нужно перенастраивать?
Есть разные причины, по которым насос может не обеспечивать необходимого значения. Кратко перечислим наиболее распространенные:
- оборудование работает при большой глубине всасывания, не может добиться подачи воды нужной силы;
- износ рабочего колеса помпы, не может нагнать воду до нужной силы;
- повышенный износ уплотнительных сальников, подсос воздуха;
- необходимость подать воду с большим напором в многоэтажный дом или высоко расположенную накопительную емкость;
- потребляющим воду механизмам требуется большее давление.
В этих и других схожих случаях потребуется изменение выставленных на заводе настроек.
Подготовка к процессу
Прежде, чем проводить регулировку, следует устранить возможные неполадки, которые могли нарушить работу насосной станции. А также выполнить регламентные меры по обслуживанию насоса и аккумулирующего бака.
Проверить напор воздуха в воздушной камере расширителя. Накачано должно быть с таким же давлением или слабее на 10 %, как установленное для пуска помпы. Если будет меняться нижнее давление в ходе регулирования, то накачать с учетом нового значения.
Подкачивать воздух в расширитель нужно при отсутствии давления в водопроводе. Для чего следует обесточить помпу и слить воду через любой вентиль. Не закрывая вентиля, проверить, с какой силой накачан воздух в расширитель и накачать с учетом нового значения. При добавлении воздуха из водопровода будет выливаться часть воды — это допустимо. Накачать можно любым автомобильным насосом.
Выполнив техническое обслуживание станции и поправив давление воздуха в расширителе, можно перейти к перестройке регулировок.
Какие характеристики следует менять?
Простой блок управления имеет две изменяемые характеристики:
- Первая, давление запуска помпы (Р), это нижняя граница, при которой запускается помпа.
- Вторая, это дельта (ΔР) давления между точкой пуска и верхней отсечкой, при которой помпа останавливается.
Следует отметить особенность всех механических реле. Если перестроить нижнюю границу пуска, то верхняя граница тоже перестроится на такую же величину. Вот пример, при 1,5 атмосферах пуска и 3,0 остановки, повышая силу пуска помпы до 2,0 атм., повысится верхняя отсечка до 3,5 атм.
Однако, при перестройке дельты (ΔР), устанавливая давление отключения помпы, сила пуска помпы останется прежней.
Пример: при 1,5 атм. и 3,0 атм., ΔР равняется 1,5 атм. Уменьшив ΔР до 1,0 атм., верхняя отсечка станет 2,5 атм. Точка запуска останется прежней, 1,5 атм.
Зная эту особенность реле, при перестройке верхней отсечки помпы, достаточно регулировки ΔР, то есть выполнить 1 переделку.
А вот при перестройке нижней границы давления на пуск, поменяется верхняя отсечка остановки. Возможно, ее придется тоже откорректировать. То есть надо выполнить 2 настройки.
Например, при максимальном напоре в 55 метров, которого может достичь помпа, отсечка должна быть не выше 5,0 – 5,2 бара. Иначе помпа будет длительное время работать не выключаясь, пытаясь достигнуть максимального заданного уровня. Это приведет к ее преждевременному износу и повышенному расходу электроэнергии.
Величина ΔР влияет еще на один параметр – как часто насос будет включаться. Чем выше дельта, тем реже помпа будет запускаться, дольше прослужит.
Но слишком большую разницу устанавливать тоже не стоит, иначе помпа будет дольше качать, после прекращения разбора воды, пока не сможет поднять напор до заданного уровня. К тому же, пользоваться водой из крана, при высоком напоре, не удобно.
Ниже приведена таблица для возможных ситуаций, требующих регулировки регулятора, и какие пружины следует перенастроить:
Ситуация | Регулируемые точки | Вариант переделки |
Помпа долго работает не останавливаясь | Следует изменить верхнюю отсечку остановки помпы | 1-й: понизить ΔР (точка пуска сохранится), насос станет включаться чаще 2-й: понизить Р, отсечка тоже понизится |
Вода слабо льется из крана | Следует поднять давление пуска, сохранить давление отключения | Сжать пружину Р, ослабить пружину ΔР, вернув прежнее значение |
Сделать больше общий напор | Следует повысить давление включения | Сжать пружину Р, отсечка так же станет выше, может понадобиться ее уменьшить |
Сделать меньше общий напор | Следует снизить давление пуска | Ослабить пружину Р, верхняя отсечка так же понизится |
Насос часто запускается, надо сделать реже | Следует повысить давление отключения | Сжать пружину ΔР, не допуская превышения максимального напора (95% от напора насоса) |
Как правильно настроить блок?
Для регулировки блока нужны будут:
- отвертка с плоским окончанием для откручивания крышки,
- рожковый ключ или головка на 8 мм.
Если манометрический прибор не исправен или отсутствует, следует присоединить к водопроводу контрольный манометр, с диапазоном измерений от 0 до 6 атм., с шагом делений 0,1 или 0,2.
Спиралью меньшего размера, отстраивается разница в давлении, между пуском и отключением насоса. Может иметь рядом символ ΔР.
Как перенастроить блок:
- Выявить фактические моменты запуска и остановки помпы, по манометру.
- Решить, какие новые моменты следует установить, определить, нужно ли сохранить разницу ΔР между моментами запуска и остановки.
- Если момент запуска не меняется, то выполняют перенастройку малой спирали ΔР. Если давление пуска стоит изменить, то начинается перенастройка с большой пружины Р, а потом переходят к настройке малой пружины.
- Для повышения силы воды гайка крутится по ходу стрелки на часах, спираль сжимается. Для понижения, гайку крутить против хода часов, спираль ослабнет.
- После 1 – 2 поворотов гайки, следует запустить помпу, чтобы узнать новые моменты срабатывания блока на пуск и остановку.
- При получении необходимого момента пуска помпы переходят к изменению момента отсечки, вращая гайку малой спирали. Вращение по часовому ходу, на сжатие спирали, приводит к большему диапазону ΔР, против хода часов, на ослабление спирали, к меньшему диапазону ΔР.
- После 1 – 2 полных поворотов гайки снова делают пробный пуск помпы, для определения новых моментов.
- При установлении необходимых моментов следует так же убедиться, что помпа выключается в течение 5 секунд, при достижении верхнего момента отсечки, при всех закрытых вентилях.
Как регулировать в частном доме?
Регулировка блока, установленного в квартире, не отличается от настроек в частном доме. Но в частном доме, моменты пуска и отключения часто устанавливают выше, чем в квартире.
Это может быть обусловлено наличием второго этажа, оборудования на приусадебном участке, которому требуется более высокий напор.
Последствия не проведения необходимой регулировки
Если насос работает в диапазоне режимов, рекомендованных инструкцией, то никаких серьезных последствий для него не будет. Пользователи лишь могут испытывать определенные неудобства из-за слишком высокого или низкого напора.
Если станция работает за пределами установленных рекомендаций, например, длительно не отключается или очень часто включается — в этом случае станция испытывает повышенные нагрузки, которые приведут к преждевременному износу крыльчатки, электротехнической части установки. Насос мало прослужит и преждевременно сломается.
Полезное видео
О том, как настроить реле давления воды, расскажет видео:
Заключение
Перенастройку блока управления вполне по силам сделать самостоятельно. Для этого не нужны специальные инструменты. Если установка стала работать в нестандартном режиме, то в некоторых случаях перестройка реле обязательна.
В случае не уверенности в собственных умениях, надо пригласить мастера. Но его действия уже будут понятны для владельца станции, после прочтения этой статьи.