Setting96.ru

Строительный журнал
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Настраиваем нашу гитару: регулировка анкера

Настраиваем нашу гитару: регулировка анкера

Необходимая часть любого струнного инструмента, в котором используются стальные струны: электрогитары, акустические гитары, банджо, бас-гитары и др. В классических инструментах анкера не используются (например, в классических гитарах с нейлоновыми струнами). Стальная струна создаёт гораздо большее напряжение в грифе, чем, скажем, нейлоновая. Именно из-за этого дерево грифа нуждается в усилении, что и делается при помощи регулируемого анкера.

Впервые анкер был запатентован Тадеусом МакХью — сотрудником компании Gibson в 1921 году, хотя на самом деле первые попытки создать нечто подобное были предприняты еще в 1908 г. Самое главное и очевидное преимущество анкера — способность грифа выдерживать высокое давление и не выгибаться. Также благодаря анкеру стало возможным использовать более лёгкие материалы при изготовлении грифов гитар, а также разные профили грифа. Так что шреддеры-поливальщики с их Ibanez’ами теперь знают, кому надо говорить спасибо. До изобретения анкера грифы изготавливали из прочных и дорогостоящих пород древесины, при этом нужно было предусмотреть как гриф себя будет вести, когда к нему приклеят накладку. В общем, сплошная головная боль и дорогостоящая работа.

В общем, пришёл анкер и победил все проблемы. Ну, почти все:) Анкеры, как правило, делают из стали, хотя в последнее время стали использовать графит и титан. Анкер закладывается внутрь грифа гитары между собственно самим грифом и накладкой. Почти все современные анкера можно регулировать. Специальный болт крутится гитарным шестигранным ключом, тем самым изменяя напряжение в грифе. Когда мы ослабляем анкер, он позволяет грифу изгибаться в направлении от струн. Таким образом увеличивается расстояние от струн до грифа и ладов. Аналогично, когда мы затягиваем анкер, он выпрямляет гриф, делает его более жёстким. Струны ближе к грифу. Так называемый low action — для тех, кто любит пилить и поливать на гитаре.У электрогитар по умолчанию гриф должен быть немного изогнут. Глубина изгиба — уже дело личное каждого гитариста. Помимо укрепления грифа анкер также важен для настройки инструмента, а точнее регулировки его под каждого конкретного музыканта и его предпочтения. Высота струн и интонация гитары напрямую регулируются анкером. Плюс со временем гриф имеет тенденцию ослабляться и анкер просто необходим, чтобы немного его подтянуть в нужную сторону. К тому же мы имеем возможность устранять последствия перепадов температур, влажности и в целом, струны ведь натянуты сильно, согласитесь.

Итак, переходим к настройке анкера. В большинстве гитар регулировочный болт находится на головке грифа, как правило под крышкой. Хотя, бывает и без неё. Откручиваем крышку. На некоторых гитарах, в частности на отдельных Fender’ах, болт регулировки анкера находится у основания грифа в месте его соединения с корпусом гитары. Фантастически удобно регулировать анкер у этих гитар можно только, если открутить гриф от гитары. В такие моменты понимаешь, почему Курт Кобейн назвал Лео Фендера ослом.

Цель регулировки — достичь необходимого расстояния между струнами и ладами, надо понимать, что целиком доверять только высоте бриджа гитары не стоит. Если струны слишком близко к грифу, в центре грифа может быть перегиб в сторону струн,от чего они начинают звенеть, задевая соседние лады.

Лучший способ понять, что вам надо — покрутить самостоятельно, аккуратно, наблюдая за последствиями в звукоизвлечении. Если у вас дребезжат струны или слишком неудобно играть, а также если гитара не точно интонирует, скорее всего анкер нужно регулировать. Самый простой и быстрый способ проверки — зажать толстую струну E на первом ладу (лучше взять каподастр) и в районе соединения грифа с корпусом (примерно — 17 лад). Теперь попробуйте прижать каждую струну к грифу на 6 ладу. Самое лучшее место для проверки прогиба — в центре грифа. Если при нажатии на струну вы слышите отчетливо, как она касается лада, все в порядке.

Если отчетливого звука нет, значит гриф нужно ослабить. Если же наоборот слишком чёткий звук и расстояние от струны до лада больше толщины медиатора, нужно затянуть анкер.

В большинстве гитар используются шестигранные болты для регулировки анкера, хотя они бывают разные — дюймовые и сантиметровые. Убедитесь, что ваш ключ для анкера идеально подходит к гитаре и не сорвёт резьбу.

Поворачивая ключ по часовой стрелке, мы затягиваем анкер, против часовой — ослабляем. Если вам каджется, что ключ не поворачивается. Значит надо резко перестать это делать! И срочно нести гитару к мастеру, пока не поздно. Чрезмерное закручивание анкера может серьёзно повредить гриф гитары, а ремонт будет очень дорогой. Также важно помнить, что крутить анкер надо потихоньку, максимум — на четверть оборота. Так вы не наделаете беды. В большинстве случаев пару таких оборотов — это всё, что нужно.

Помимо описанного выше метода проверки правильного прогиба у грифа, на самом деле это вещь очень субъективная. Можно закупиться специальными инструментами для измерений, а можно просто по ощущениям регулировать прогиб. В конце концов вам играть на вашей гитаре.

Гитаристы с мощной подачей лучше будут звучать с большим расстоянием струн от грифа, у них струны будут лучше вибрировать, не соприкасаясь с соседними ладами. А гитаристы, которые любят скорость, лучше всего звучат со струнами максимально близко у грифа. Разберитесь, что вам важнее, что вам удобнее. Главное помните — не надо резких движений и ваша гитара вам скажет спасибо еще не раз!

Как отрегулировать гриф старой гитары

Наладка гитары, шлифовка и закатка ладов необходима потому, что удобный инструмент — это большая точность высот его ладов. Цель этой статьи — показать, почему инструменты даже с хорошим анкерным ходом бывает невозможно наладить. Шлифовка и закатка ладов у грифа с идеально работающим анкером подразумевают лишь

устранение погрешностей в их посадке. В реальности же это, как правило, и борьба с неравномерно работающим анкером. Причина всегда одна — неравномерное давление металлического прута на анкерный вкладыш, если таковой вообще предусмотрен конструкцией. На приведённом фото приложение нагрузки задают фторопластовые насадки, закреплённые в металлическом профиле.

Анкер грифа мастеровой гитары

Палисандровый вкладыш грифа мастеровой гитары А.И. Полётова

Вклейка вкладыша в анкерный паз — процедура, требующая большой точности. Вкладыш — рейка древесины 5,5 — 6 мм толщины, он гибок и должен плотно сесть в паз, но при этом не изменив своей кривой, обращенной к металлическому пруту стержня. Следует помнить, что гриф — это часть резонатора, отрезок его переменной упругости как опоры для натяжения струн.

Мастеровая гитара анкер грифа

Вкладыш, вклеенный в анкерный паз. Мастеровая гитара АИ. Полётова

Музыкальный звук задаёт дерево как уникальный материал. Поэтому пространство, в котором расположен стержень, должно быть наименьшим. Рукоятка, вкладыш и накладка должны быть плотно пригнаны и представлять собой монолитный фрагмент древесины. Следуя этому классическому методу, производитель берёт на себя сложную задачу.

Поставив себя на на его место, можно предугадать, что плотно пригнанный вкладыш будет вклеиваться с погрешностями в условиях потока, либо, как неизбежность, нужно задать меньшую плотность посадки анкерного вкладыша. Как никто понимаю, что инструменты Мартин, Гибсон и ранний Фендер — инструменты с гарантированным качеством — это высокая технологическая точность, и они вполне оправдывают свою дороговизну.

Современный анкер гитары

Анкерная система гитары средней ценовой категории

Читать еще:  Ограничитель напряжения с регулировкой

Альтернативой классическому анкеру, и альтернативой вполне приемлемой, является стержень-вкладыш в едином пластиковом кожухе. Металлический вкладыш несёт на себе фрагмент опоры для гайки, поэтому натяжение гайки приводит к деформации всего пакета. Система в анкерный паз не вклеивается, а укладывается свободно, при натягивании гайки оказывает давление на древесину накладки грифа. Анкерный ход мал, но как преимущество — малая потеря анкерного хода с течением времени.

Кроме того, ширина паза для такой системы составляет 6,5 мм. Это хороший показатель, такая узкая шахта в оси рукоятки грифа не нанесёт большого ущерба звучанию гитары.

Анкер-швеллер

Швеллерный анкер

Этого совсем нельзя сказать про швеллеры, металлические профили, посаженные на сомнительные вклейки полосы металла. Позволяю себе говорить об этом с уверенностью, не раз видел, каков результат. Деформация грифов очевидна, о звучании и говорить не приходится. Привожу эту фотографию как курьёз. Какова конструктивная значимость прута, вставленного в этот профиль, для меня загадка.

Регулировка анкера. Атмосферное гнутьё грифа

Сезонная атмосферная влажность постоянно меняется. Любая древесина с повышением влажности воду из атмосферы поглощает, с понижением — отдаёт. Гриф с недотянутым или незадействованным анкером, впитывая и отдавая влагу, через месяцы подвергается так называемому атмосферному гнутью. Полностью ослабив натяжение струн, мы сможем увидеть эту деформацию тем большую, чем дольше продолжалось атмосферное гнутьё. Препятствуя натяжению струн, анкерной системе такого грифа придётся выравнивать ещё и гнутую древесину. Усилие, необходимое для выпрямления атмосферного гнутья значительно превышает силу натяжения струн.
Осматривать свой гриф «на прицел», я обучаю всех обращающихся ко мне по вопросам наладки. Есть и простой, хотя и не такой точный способ оценки деформации грифа. О нём я скажу в статье «Наладка гитары».

Два анкера в грифе

Анкерная система умноженная на два

Двойной анкер

Привожу пример ремонта неисправного анкера бас гитары, осуществлённый в Новосибирске, а также скрин консультации мастера онлайн. Пример этот нужен потому, что для грифов 5-ти и 6-ти струнных бас гитар два анкера

Анкер грифа гитары. На чертежах и в жизни

Консультация мастера из Новосибирска он лайн

— действительно необходимость. О сути проблемы я уже сказал: тонкая рукоятка — значит достижимо малый анкерный ход, большая длина грифа при тонкой рукоятке, значительная сила натяжения струн. Однако два стержня — это отступление от оси грифа, а значит уменьшение возможной глубины анкерного паза тем больше, чем больше отступление от оси.

Практически зная, «с какой силой тянет» и как дороги в анкерном ходе полмиллиметра, с уверенностью могу сказать, что пазы должны отступать от оси грифа так, чтобы расстояние между их краями не превышало 3 — 3,5 мм. Рукоятка должна быть наборная, с палисандром по оси. Стенки анкерных пазов должны иметь строганые, а не фрезерованные поверхности. Радиальный мелкослойный клён и палисандр накладки; он же — в наборе рукоятки. Исполнив всё таким образом, и то спокоен не будешь. Год-два устойчивости анкера для инструмента не результат, 20 лет — неплохой результат.

Анкер грифа гитары. На чертежах и в жизни

Такой ремонт нам не нужен!

Гитара — регулировка анкера

В одной из прошлых статей мы писали про так как настраивать бридж гитары, эта статья – логичное предложение. Без понимания как регулируется гитарный анкер у вас не будет полного представления о настройке гитары. Главная цель статьи – научить вас добиваться от вашей гитары максимальной отдачи, удобства при игре и лучшего звука. Итак, анкер.

Гитарный Анкер – это стальной стержень, который используется во всех гитарах с железными струнами: электро гитары и бас гитары, акустические гитар и банджо. У классических гитар анкера в грифе нет. Анкер нужен для того, чтобы струны не вырвали гриф из корпуса или не надломили его из-за сильного натяжения струн. Нейлоновые струны гораздо слабее давят на гриф. Реулируемый анкер впервые был запатентован в 1921 году гитарным мастером по имени Thaddeus McHugh, он работал в компании Gibson. Тем не менее, первые разработки появились еще в 1908 году.

Благодаря регулируемому анкеру у гитарных компаний появилась возможность использовать более лёгкие материалы в гитаростроении, придумать разные профили грифов, а также избежать излишнего перегиба грифов. Именно благодаря этому изобретению появились такие гитары как Ibanez, известные своими тонкими грифами. До того как был изобретен анкер, производители гитар использовали более дорогую, редкую, прочную древесину, для того, чтобы гитары просто не ломались. Стоимость материалов и труда были очень высокими. Гитару мог себе позволить далеко не каждый.

Гитара — С правильно настроенным анкером удобнее играть

Итак, с появлением анкера решилось очень много проблем. Как правило анкеры делают из стали, хотя в последнее время довольно часто используют усиление в виде титана или графита. Анкер встраивается в гриф между самим грифом и накладкой. Практически все анкера на современных гитарах — регулируемые. Управлять анкером можно с помощью специального болта, который изменяет его давление.

Когда анкер ослаблен, гриф выгибается в направлении от струн, расстояние от грифа до струн увеличивается. И наоборот, при натяжении анкера, гриф становится более ровным, расстояние от струн до ладов уменьшается.Прогиб грифа у электрогитар должен быть. Степень прогиба зависит от личных предпочтений гитариста. Помимо управления расстоянием от струн до грифа и как следствие – интонированием вашей гитары, анкер позволяет снимать напряжение с дерева грифа, которое со временем дает о себе знать. Особенно в условиях перемены влажности, температуры и т.д.

Гитара — Перейдем к практике.

Болт, регулирующий натяжение анкера как правило находится сверху на грифе, бывает, что под защитной крышкой. Чтобы отрегуировать анкер, крышку нужно снять. У гитар Fender этот болт бывает у основания грифа + у некоторы оделей чтобы его отрегулировать, приходится снимать гриф, что конечно же не удобно, но это классика. А с классикой не спорят. Принцип настройки тот же самый.

Для чего нужно регулировать анкер?

После того, как вы настроили высоту бриджа и струны после 12 лада у вас не звенят, можно переходить к настройке анкера, он отвечает за то, звенят у вас струны или нет на первых 5-7 ладах. Если расстояние от струн до грифа на 12 ладу слишком большое, прогиб грифа слишком большой, если струны звенят на первых пяти ладах – значит прогиб недостаточно большой.

Гитара — Доступ к анкеру

Если струны у вас не звенят и играть на гитаре удобно, а струны не слишком высоко от грифа, прогиб тем не менее стоит проверить, чтобы гитара лучше строила. Самый простой метод проверки – зажать шестую струну на 1 ладу (здесь хорошо выручает каподастр) и на 17 ладу, обычно в этом месте гриф соединяется с корпусом. Теперь проверьте расстояние от струны до грифа на 6 ладу. Нажмите на струну, если она щёлкнет о лад, то прогиб в порядке. Если же струна прикоснётся к грифу слишком быстро, стоит ослабить натяжение анкера, тем самым увеличив прогиб грифа. Если же расстояние больше, чем толщина вашего медиатора или струна касается грифа при нажатии на нее слишком громко, надо уменьшать прогиб, увеличивая натяжение анкера.

При регулировке анкера очень важно пользоваться правильным ключом, точно подходящим по размеру, иначе велик шанс сорвать резьбу на регулировочном болту, а это очень нездоровая ситуация для гитары!

Читать еще:  Не работает регулировка мощности пылесоса

Гитара — Теперь регулируем прогиб:

regulirovka_ankera.jpg- поверните ключ по часовой стрелке, если нужно увеличить натяжение (уменьшить расстояние от грифа до струн, уменьшить прогиб грифа).
— поверните ключ против часовой стрелки, если нужно ослабить натяжение и увеличить прогиб грифа (расстояние до струн).

Если анкер у вас не крутится, остановитесь. Не нужно прикладывать супер усилия. Гитару нужно показать мастеру, чтобы он всё сделал правильно. Если будете усердствовать, анкер может серьезно повредить гриф вашей гитары, а ремонт влетит вам в приличную сумму денег. Также важно поворачивать ключ понемногу, не более чем на четверть оборота за 1 раз, так вы сможете отрегулировать прогиб максимально точно. Как правило, несколько таких четвертей – это всё, что нужно.

Помимо проверки на щелчок, которую я описал выше, есть и другие методы, можно пользоваться специальными проверочными инструментами, они дадут более точную картину. В любом случае вам важен итог – удобство игры, отсутствие неприятных призвуков и гитара, которая хорошо сохраняет строй.

Также надо учитывать, что гитаристы с тяжелой рукой обычно делают прогиб больше, потому что сильно ударяя по струнам гораздо легче получить ненужный звон. Скоростные гитаристы, играющие легко и плавно, наоборот любят low action и анкер они регулируют соответственно, оставляя от струн до грифа минимально возможное расстояние.

Так что, исходите из вашего стиля игры и не спешите ри настройке гитары, тогда все будет в порядке и вы сможете наслаждаться игрой на отличном инструменте долгое время.

Что нужно знать о настройке Бас-Гитары 1

Бас-гитара прошла длинный путь с 1951 года, когда Лео Фендер представил миру Precision Bass. Басисты тоже не стояли на месте, создавая мелодические и перкуссионные партии, тем самым, расширяя возможности инструмента и сферу его применения. Современный басовый звук охватывает широкий диапазон частот — от низких до высоких.

Правильная настройка поможет вам по-максимуму использовать возможности инструмента. Порожек, струнодержатель и гриф должны быть отрегулированы под ваш стиль игры, выбранный тип и диаметр струн. Немного практики, и вы сможете делать это самостоятельно. Вот схема с основными шагами настройки:

1. Установите струны, которые вы предпочитаете. Если вы новичок, то понадобится время, чтобы понять, какие параметры настройки вам подходят.

2. Осмотрите гриф, проверьте его прогиб (подробнее о прогибе смотрите ниже, в параграфе "Осматриваем гриф").

3. Отрегулируйте прогиб грифа до того, как настроите порожек и струнодержатель.

4. Настройте порожек и струнодержатель.

5. Снова проверьте настройку грифа.

6. Отрегулируйте высоту звукоснимателей.

Устанавливаем струны
Возможно, вам придется перепробовать несколько комплектов струн в поисках того, который полностью подходит вам. Начните с комплекта, который рекомендует изготовитель инструмента.

Следующие основы помогут вам выбрать "свои" струны:

  • "Roundwounds", струны с круглой обмоткой; имеют яркое звучание и легко настраиваются, но им свойственен шум от пальцев (скрип) и дребезг об лады.
  • "Flatwounds", струны с плоской обмоткой; звучат более глухо, сложнее в настройке, но не имеют недостатков "круглых" струн — скрипа и дребезга.
  • "Halfrounds", или "groundrounds flatwound", струны с "полукруглой" (или "полуплоской") обмоткой; им свойственна средняя яркость звучания, отсутствие шума и хорошая интонация.
  • "Core-contact", или "taper-core", струны с открытой центральной жилой в месте контакта со струнодержателем. Некоторые басисты предпочитают звучание таких струн.
  • Натяжение — очень важный параметр струн. Одинаковое натяжение от струны к струне дает баланс, хорошо ощущаемый обеими руками. Для сложных в настройке грифов, как и для тех, что имеют тенденцию к чрезмерному прогибу, выберите "легкие" струны небольшого диаметра. При одинаковом калибре (regular, medium, light) "плоские" струны имеют наибольшее, "полуплоские" — среднее, а струны с круглой обмоткой — наименьшее натяжение. Материал обмотки также влияет на жесткость струн. Струны со стальной обмоткой более тугие, чем, например, с обмоткой из никелированной стали. В таблице показано натяжение струн различных калибров и видов. В качестве примера взяты стальные струны D’Addario Prism, Halfround и Chromes.

Калибр, дюймы

Натяжение, кг

Roundwounds

На инструментах фирмы Fender, а также на других басах, не имеющих наклона головки грифа, убедитесь, что количество витков струны на колке достаточно, чтобы обеспечить хорошее давление на порожек. (У басов с наклонной головкой меньшее количество витков обеспечивает хороший прижим струн к порожку).

Осматриваем гриф
Басовый гриф может быть прямым, выпуклым или вогнутым. Прямой гриф позволяет установить малое расстояние между струнами и ладами, но вы будете вынуждены играть в позиции "около струнодержателя", с небольшим усилием, чтобы избежать дребезга об лады, гула и прочих "спецэффектов". Для игры в позиции "у грифа" без ненужных призвуков необходимо, чтобы гриф был вогнутым.

"Идеальный гриф", это гриф, который под действием натяжения струн прямой, если установлено небольшое расстояние от струн до ладов или немного выпуклый, если используются струны с большим натяжением. Правильно настроенный гриф имеет небольшой прогиб от порожка до девятого лада и ровную поверхность после девятого лада (Рис. 1). При взгляде на такой гриф мы увидим кривую с вершинами в точках первого и последнего ладов. Это необходимо, чтобы избежать дребезга зажатой струны об соседний ладовый порожек.

Осмотр — это самый простой способ определить тип прогиба. Возьмите бас (за корпус, а не за гриф!) и посмотрите вдоль накладки. Если обзору мешают лады, то в качестве ориентира можно использовать линию, которую образует стык между деревом грифа и накладки. Еще один вариант — прижать настроенную струну одновременно на первом и последнем ладах. А самый точный результат можно получить, приложив к грифу длинную металлическую линейку (разумеется, ровную). Полученный результат определит, как вы будете регулировать гриф.

Регулируем гриф
Прогиб у большинства грифов настраивается путем поворота анкерной гайки. Вращая ее по часовой стрелке (затягивая), можно сделать гриф выпуклым. Ослабляя гайку (против часовой стрелки), мы увеличим прогиб, делая гриф вогнутым. Запомните простое правило: направо-затягивать, налево-ослаблять .

Держите это правило в голове, выполняя следующие действия:

1. На многих инструментах с креплением грифа на болтах гайка анкера находится в конце корпуса. Для доступа к ней необходимо снять струны и гриф.

2. Сперва ослабьте гайку (Рис. 2). Вообще, имеет смысл полностью выкрутить ее и очистить щеткой или продуть воздухом всю накопившуюся грязь на анкере и гайке. Можно смазать резьбу анкерного стержня небольшим количеством вазелина или масла (при этом постарайтесь, чтобы смазка не попала на дерево). Смазка поможет произвести более точную регулировку, особенно, если бас старый.

3. Закрутите гайку обратно, но не затягивайте ее. Сделайте отметки на гайке и грифе карандашом или маркером (Рис. 2). Совместив эти метки, вы получите начальную точку, от которой и будете производить регулировку.

4. Затягивайте гайку понемногу, обычно бывает достаточно 1/8-1/4 оборота. После каждой подтяжки ставьте гриф и струны на место и проверяйте результат. Будьте готовы повторить эту процедуру несколько раз.

5. Настройка прогиба грифа может занять дни или даже недели. Вы можете идеально настроить прогиб, а через день обнаружить, что под действием напряжения анкерного стержня гриф стал прямым или даже выпуклым. Не волнуйтесь, это нормально, просто отстройте прогиб еще раз.

6. Если гайка движется слишком тяжело или чересчур далеко ушла в отверстие, то будьте осторожны! Возможно, анкер был перетянут предыдущим "ремонтником-любителем". Некоторые плохо информированные люди ухитряются перетянуть и даже провернуть анкер внутри грифа, что делает его ненастраиваемым. Перетянутый анкер может заставить дерево грифа сжаться без изменения прогиба. В таком случае, снова повторите шаги 1-2 и, прежде чем закрутить гайку, подложите под нее 1-2 плоские шайбы (Рис. 3). Это позволит продолжить настройку.

7. Если после всех манипуляций анкер остается слишком тугим, то попробуйте следующий метод. Полностью ослабьте анкер, зажмите гриф, как показано на Рис. 4. При этом он должен быть прямым или немного выпуклым. После этого затяните гайку. Это может помочь, когда остальные способы оказались неэффективными.

Регулируем порожек и струнодержатель
Высота струн в порожке — немаловажный параметр. Если канавки под струны слишком глубокие, или порожек установлен низко, то толстые струны могут задевать за первый лад, вызывая дребезг. После настройки грифа проверьте порожек. Если вам повезет, и он окажется достаточно высоким, то вы сможете при необходимости немного опустить струны. Если же канавки под струны слишком глубокие, то замените порожек или сделайте под него подкладку. Как правило, снять порожек, не сломав его, бывает затруднительно, поэтому доверьте эту работу мастеру.

Замерьте высоту между вершиной первого лада и основанием струн. Минимальная величина для каждой струны примерно такова: E — 0.035", A — 0.030", D и G — 0.025". Если порожек новый, то оставьте высоту для струны E равной 0.050", а для A, D и G — 0.030". После этого постепенно уменьшайте высоту струн, ориентируясь на свой стиль игры и атаку.

Если вы играете с достаточно сильной атакой, например, слэпом, то струна может приподниматься над порожком. В этом случае, используйте низкопрофильный порожек с неглубокими канавками под струны, это предотвратит его поломку (Рис. 5). Глубина канавки должна быть от 1/2 до 2/3 диаметра струны. В качестве материала для порожка обычно применяется кость, но можно использовать и более прочные материалы — эластичный пластик, графит, бронзу, латунь.

Настройка струнодержателя — несложная процедура, но приготовьтесь потратить на нее несколько часов, если хотите получить хороший результат. Есть тонкий баланс между грифом, порожком и струнодержателем, именно их совокупное влияние определяет результат настройки инструмента. Струнодержатель позволяет изменить высоту струн, соответствие высоты седел радиусу накладки и интонацию. Вот основы:

  • Высота струн меняется поднятием или опусканием седел маленькими винтами с помощью специального ключа или отвертки.
  • Продольное перемещение седла управляет интонацией. Если на настроенном инструменте нота на 12-ом ладу звучит выше нормы, подвиньте седло назад, дальше от грифа. Если нота звучит ниже, подвиньте седло ближе к грифу.
  • Соответствие высоты седел радиусу накладки делает игру на инструменте более комфортной. Сравните радиус накладки и кривую, образованную вершинами седел.
  • Для того, чтобы установить минимальную высоту струн, избежав при этом дребезга, используйте один из способов: (1) максимально выпрямите гриф и опустите струны, затем ослабляйте анкер до устранения лишних призвуков; (2) выпрямите гриф и поднимайте седла струнодержателя, пока не исчезнет дребезг. Можно комбинировать эти способы для достижения наилучшего результата.
  • Помните, что легкий дребезг металлической струны об металлические лады является нормой.

Высота струн у инструментов разных производителей различна. Вот, что говорят об этом Michael Tobias, Ken Smith, Rodger Sadowsky, Brett Carlson (M.V. Pedulla), и Bob Malone (Alembic):

Tobias : Инструменты отличаются друг от друга, поэтому нет каких-то определенных величин, руководствуясь которыми, мы производим настройку. Обычно мы начинаем с высоты струны над последним ладом в 1/8". При этом, высота струны над 12-м ладом равна 1/16"-3/32", а струна, зажатая на 3-м ладу, образует расстояние над 1-м ладом в 0.010"-0.012". У каждого басового грифа должен быть прогиб, иначе на инструменте невозможно будет играть. Как его измерить? Зажмите струну одновременно на 1-м и 15-м ладах и регулируйте анкер, пока расстояние между 8-м ладом и струной не станет равно толщине тонкого медиатора Fender. Мы используем струны собственного производства с калибром 0.040", 0.060", 0.080", 0.100".

Smith : Все басы настраиваются индивидуально. Я пользуюсь струнами Ken Smith (0.044", 0.063", 0.084", 0.106") с открытой центральной жилой на всех струнах, кроме G. До 9-го лада должен быть небольшой прогиб, расстояние между струной и порожком в этом месте приблизительно 1/16". Обычно я не измеряю высоту струн у порожка, руководствуясь тем, что струны должны зажиматься легко, а при игре на открытых струнах не должно быть дребезга. Высота струн над 12-м ладом должна быть не менее 1/16".

Sadowsky : Я предпочитаю грифы с небольшим прогибом и калибр струн 0.045", 0.065", 0.080", 0.105". При стандартной настройке высота струн над 12-м ладом 5/64" для струны G и 3/32" для E.

Carlson : Мы делаем прогиб грифа на всех басах, кроме безладовых — у них гриф настраивается прямо. Прогиб измеряется путем зажатия струны на 1-м и 15-м ладах, и он должен быть равен 0.15". Высота каждой струны над 1-м ладом — 0.025". Над 12-м ладом высота для струны G равна 3/32", для E — 5/32". Наши стандартные струны — "круглые" D’Addario 0.045", 0.065", 0.080", 0.100".

Malone : Вы должны решить, какой результат вам нужен. Если вы хотите, чтобы гриф был прямой, то выпрямите его и настройте остальные параметры по своему вкусу. Мне нравится небольшой прогиб, но я никогда его не замеряю, руководствуясь лишь своими ощущениями. Что касается высоты порожка — струна, зажатая на 3-м ладу, должна слегка соприкасаться с 1-м ладом.

Регулируем звукосниматели
После того, как гриф, порожек и струнодержатель окончательно отстроены, можно перейти к регулировке высоты звукоснимателей. Величина этого параметра сильно зависит от стиля игры, поэтому убедитесь, что при активном звукоизвлечении (например, при игре слэпом) струны не задевают магниты звукоснимателей. Слишком малое расстояние от струны до звукоснимателя приведет к искажению сигнала. Слишком большое сделает звук слабым и глухим. Также нужно помнить, что амплитуда колебания у толстых струн больше, чем у тонких, поэтому высота звукоснимателя у первой струны должна быть больше, чем у последней.

Вот, пожалуй, и все хитрости настройки бас-гитары. Запаситесь терпением и не забывайте, что опыт не приходит внезапно. Удачи!

P.S. При чтении англоязычных материалов по этой тематике в тексте могут встречаться специальные термины. Вот перевод некоторых из них:

Angled peg head — наклонная головка грифа
Back-bowed neck — выпуклый гриф
Body — корпус инструмента
Bolt-on neck — крепление грифа на болтах
Bridge — струнодержатель, "машинка"
Bridge pickup — звукосниматель, установленный у струнодержателя
Fret — ладовый порожек
Fretboard — накладка грифа
Neck — гриф
Neck pickup — звукосниматель у грифа
Neck relief — прогиб грифа
Nut — верхний ("нулевой") порожек
Pickup — звукосниматель
Saddle — седло струнодержателя
Straight neck — прямой гриф
String action — расстояние между струной и ладовым порожком
String gauge — диаметр, "калибр" струны
Truss-rod — анкерный стержень
Truss-rod nut — гайка анкера
Up-bowed neck — вогнутый гриф

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector