Setting96.ru

Строительный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры

Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры

Технически 12-струнная гитара мало чем отличается от привычной классики шести струн. Музыканты ее используют для исполнения акустических композиций. Но многие гитаристы после освоения гитары стандартной учатся играть на 12-струнной гитаре. Исполнение на ней очень сложно, но увлекательно.

В 60-е годы 20-го века многие музыканты стали экспериментировать со звуком. Легендарный гитарист Джимми Хендрикс впервые использовал перегруз выхода усилителя своей электрогитары. Таким образом, появился всем известный дисторшн. Рок-н-ролльный исполнитель Бадди Холли был первым, кто использовал наложение звука при записи песен.

Тогда и появилась первая гитара с 12 струнами. Сначала музыкант Джо Пасс исполнял свои соло на 12-струнной гитаре, тем самым популяризируя ее. В России впервые начал использовать этот инструмент Юрий Шевчук из группы «ДДТ».

Особенности настройки 12-струнной гитары

При игре на гитаре требуется большая точность при нажатии на струны. Первое время руки будут сильно уставать. Несмотря на то что звук несколько тише, чем у шестиструнной гитары, он мелодичный и объемный. Гитаристы исполняют соло-партии и аккомпанируют себе при исполнении песен.

Двенадцатиструнная гитара — инструмент, состоящий из шести парных струн. Учиться играть на ней сложнее из-за спаренности струн. Чтобы их зажать и извлечь чистое и мягкое звучание, нужно приложить немалые усилия. Гриф широкий и толстый, держать который тоже нужно правильно. От этого зависит качество игры.

Струны расположены далеко друг от друга, поэтому гитарист должен уметь растягивать кисть, особенно с аккордами с баррэ. Сначала пальцы не слушаются, сложно зажимать по две струны. Но необходимо терпение и опыт, и вы оцените объемное и яркое звучание.

Старайтесь настроить 12-струнку при помощи тюнера или специальных программ. Новичок поначалу может путаться и настраивать хрупкий инструмент неправильно, что может привести к порче гитары.

Внимание! Если вы решили поменять струны на новые, то не снимайте все струны сразу. Когда на гриф резко перестает действовать привычная нагрузка, то гитара может испортиться: накрениться гриф или повредиться сама дека.

Натянуть сначала нужно первую и шестую струну, а потом все остальные. Настраивать шестую струну следует самой последней. Она имеет самое большое натяжение. Для начала настройте ее на тон ниже. После растяжения доведите ее до нужной ноты.

Особенность грифа заключается в том, что он способен выдержать натяжение всех струн. Но будьте крайне внимательны при натягивании дополнительных, так как нагрузка на инструмент увеличивается в два раза. При правильных и неспешных действиях вы избежите неприятного дребезжания.

Некоторые музыканты настраивают инструмент специально ниже стандартного строя, поставив каподастр на первый лад. Благодаря этому, гитара может прослужить намного дольше.

Настройка основных струн ничем не отличается от строя шестиструнной гитары. Проблема может возникнуть с добавочными струнами. Потребуется специальное оборудование или идеальный музыкальный слух. Две первых пары должны звучать в унисон, остальные выстраиваются так, что одна из струн ниже на октаву другой. Поэтому при игре на таком инструменте создается впечатление, что играют несколько гитар.

Двенадцатиструнная гитара настраивается так же, как и шестиструнка. За исключением некоторых нюансов.

Алгоритм настройки достаточно прост:

  1. При необходимости поменяйте струны. Аккуратно снимите старые поочередно и натяните новые. Старайтесь не перенапрячь гриф.
  2. Первую струну сразу натяните, чтобы звучала нота «ми» первой октавы. Сделайте это при помощи тюнера, камертона или собственного слуха.
  3. Теперь настройте на ноту «ми» шестую — главную струну.
  4. Затем задайте стандартный строй всем остальным.
  5. Приступайте к дополнительным струнам. Первые две должны быть в унисон с главными, а остальные — на октаву ниже.
  6. Пусть гитара немного постоит — за это время струны растянутся.
  7. Проверьте строй, начиная с главных струн. Подтяните, где это необходимо.

При правильной и аккуратной настройке инструмент и струны прослужат очень долго.

Техника игры

После настройки инструмента, можно приступать к самой игре. Чтобы понять гитару, научитесь исполнять мелодии на открытых аккордах. В этом случае вы будете уже на полпути к цели. Техника почти не отличается от игры на шестиструнной гитаре.

При игре на 12-струнной гитаре очень устает левая рука, потому что форма грифа непривычна и расстояние между струнами большое. В особенности использование баррэ доставляет новичку неудобства, но в остальном техника игры ничем не отличается от обычного инструмента.

Перебор — это один из способов игры на гитаре. В отличие от гитарного боя, при переборе происходят щипки струн — звучат по отдельности. Для акустических романсов, фольклорных песен и красивых баллад этот способ звукоизвлечения подходит идеально. В случае игры на 12-струнной гитаре, щипок происходит посредством захвата парных струн, к чему нужно привыкнуть.

Существует много видов переборов, каждый из которых зависит от композиции, ее длительности. Вместе с оригинальной и необычной песней нужно заучивать не только аккорды и ноты, но и способ извлечения. Также есть стандартные виды приема. Они используются в большом количестве песен.

Самыми простыми видами перебора являются «шестерка» и «четверка». Они исполняются небольшим количеством струн или их пар в случае 12-струнки. В стандартной «четверке» задействован бас и три нижние. Сначала большим пальцем дерните одну из басовых, затем — третью, вторую и первую по очереди. Принципы других типов перебора заключаются в изменения последовательности нижних струн. Так, например, в одном случае после баса следует защипнуть третью, затем первую, а потом вторую. Другая последовательность — третья-вторая-третья.

Принцип «шестерки» похож на предыдущий, но в игре задействованы еще две ноты. После баса поочередное звучание третьей, второй, первой, второй, третьей пары. Также существуют приемы немного сложнее: «восьмерка» и вальсовые переборы.

Гитарный бой — простой и распространенный метод игры на любой гитаре. Он состоит из последовательных ударов кистью правой руки по струнам вверх или вниз. На 12-струнной гитаре музыкант захватывает все струны инструмента для получения необычного и объемного звука.

Сколько ритмических рисунков, столько и видов гитарного боя. Основные способы — шестерка, восьмерка, четверка, блатной штрих, вальсовый бой. Часто при таком способе звукоизвлечения гитарист глушит струны ребром ладони, чтобы достичь четкого и законченного звука. С технической точки зрения, глушение проставляет акценты и помогает музыканту ориентироваться в ритмическом рисунке.

Щипок на гитаре с двенадцатью струнами происходит при одновременном извлечении звука из нескольких пар нижних струн.

Щепок чередуется с басовой парой нот. Три или иногда четыре пальца одновременно защипывают струны. При помощи такого приема играют вальсовые мелодии. Этот способ широко распространен среди исполнения дворовых песен, но мало кто умеет правильно извлекать звук. Щипки быстрые и четкие. Ритм игры не должен сбиваться.

Игра медиатором — основной навык, которым должен овладеть любой гитарист. Звучание инструмента становится насыщенным, ярким, громким. В случае с 12-струнной гитарой, ее звук становится еще мощнее, чем при игре пальцами и кистью.

Медиатор — пластиковая пластинка. Гитарист зажимает ее между пальцами правой руки и бьет ею по струнам. При помощи медиатора играют бой и перебор. Вместо трех или четырех пальцев, используется один плектр, поэтому музыканту следует развить скорость и координацию. Этот способ требует правильной постановки руки для извлечения четких и ровных звуков.

Исполнение мелодий медиатором технически отличается от игры кистью или пальцами. Движение должно осуществляться не от плеча, а от кисти, используя небольшую амплитуду.

Советы при обучении

Занятия следует проводить каждый день. Они способствуют развитию пальцев, увеличивают способность играть синхронно. Также развивают чувства ритма, музыкальный слух.

Название упражнения говорит само за себя. Оно предполагает извлечение звуков из одной пар струн на четырех ладах. Зажимайте указательным пальцем две первые струны на первом ладу, дергайте струну. Средний палец поставьте на второй лад, извлеките звук. После мизинец на четвертом ладу поднимайте на позицию вверх. Упражняйтесь вплоть до 12 лада, затем в обратной последовательности. Ноты должны звучать четко и громко.

Это упражнение является немного измененной версией предыдущего. Разница в том, что звучат струны сначала на первом ладу, затем на третьем, втором и четвертом. Пробуйте играть это упражнение на всех струнах, поочередно зажимая пары следующих струн. Если вы его освоите, то координация движений улучшается на порядок.

В этом упражнении последовательность нот в обратном порядке. Сначала играете первый лад, затем четвертый, третий и второй. Снова же поднимайтесь по другим парам струн, оттачивая координацию и четкое звукоизвлечение.

На заметку! Для развития скорости и гибкости пальцев разучивайте гаммы и упражнения для правой и для левой руки поочередно.

Вы можете использовать эти упражнения, а также подобные модификации уроков. Пробуйте играть в последовательности, которую придумаете сами. Уроки по игре на этом необычном инструменте можно найти на просторах интернета, а также в самоучителях и интерактивных занятиях.

Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре

Умение слушать мелодию является одним из важных моментов при обучении.Прежде чем играть композицию, прочувствуйте песню, ее высоту тембр и громкость. Чтобы добиться ровного и четкого звучания, старайтесь поставить обе руки в правильное положение, иначе руки будут уставать, а ноты приглушаться.

Важно понимать, что игра на гитаре — это не работа. Если нет настроения или желания заниматься, то не делайте этого. Не заставляйте себя разучивать упражнения или гаммы, потому что это принесет только разочарование. Желание играть может вовсе пропасть. Старайтесь заниматься игрой на гитаре в хорошем настроении и с приподнятым расположением духа.

Читать еще:  Регулировка индивидуальной системы отопления

Все упражнения играйте медленно. Скорость игры придет к вам с опытом. Игра на 12-струнной гитаре отличается следующим — чтобы извлечь четкие звуки, необходимо приложить немного больше усилий. Поэтому запаситесь терпением и стремитесь к совершенствованию техники игры каждый день.

Двенадцатиструнная гитара

12-струнная гитара является стальной струной гитары с 12 строк в шести курсах , которые производят более толстый, более звонкий тон , чем стандартная шестиструнной гитара. Обычно струны четырех нижних струн настраиваются в октавах, а струны двух верхних струн настраиваются в унисон. Зазор между струнами внутри каждого курса с двумя струнами узок, и струны каждого курса натягиваются и защипываются как единое целое. Гриф шире, чтобы вместить дополнительные струны, и по ширине похож на гриф классической гитары . Звук, особенно у акустических инструментов, более полный и гармонично резонансный, чем у шестиструнных инструментов.

Конструктивно 12-струнные гитары, особенно выпущенные до 1970 года (см. Ниже), отличаются от шестиструнных гитар следующим образом:

  1. Передняя бабка удлинена для размещения 12 тюнинговых станков.
  2. Дополнительное натяжение шести дополнительных струн требует более сильного усиления грифа.
  3. Корпус также усилен и построен с более прочной структурой, чтобы выдерживать более высокое напряжение.
  4. Шкала фреттинга обычно короче, чтобы уменьшить общее натяжение струны.

Двенадцатиструнные гитары производятся как в акустической, так и в электрической форме. Однако чаще встречается акустический тип.

СОДЕРЖАНИЕ

Эффект «Хор» [ править ]

Двойные ряды струн 12-струнной гитары производят мерцающий эффект, потому что даже струны, настроенные в унисон, никогда не могут вибрировать с точной синхронностью, то есть они вибрируют не в фазе . В результате для уха звук «мерцает», что некоторые описывают как напоминание слегка расстроенных струн. Интерференция между противофазными колебаниями вызывает явление, известное как биение, которое приводит к периодическому увеличению и падению интенсивности, что в музыке часто считается приятным для слуха. Пит Сигер описал характерное звучание 12-струнной гитары как «звон колоколов». [1] [2] [3]

Происхождение и история [ править ]

Происхождение современного 12-струнной гитары не уверен, [4] , но наиболее вероятными предками с использованием курсов сдвоенных струн некоторые мексиканские инструменты , такие как bandolón , тем Guitarra Септима , Guitarra Кинта huapanguera , и Баджо Sexto . [5] На таких фотографиях, как « Мексиканский типичный оркестр 1901 года» на Панамериканской выставке, изображена гитара с 12 струнами. В конце 19 века мандолина Archtop была одним из первых инструментов с курсом сдвоенных струн, разработанным в Соединенных Штатах.

В XIX — начале XX веков 12-струнные инструменты считались «новинкой». [6] 12-струнная гитара не стала основной частью блюза и фолка до 1920-х и 1930-х годов, когда их звук «больше, чем жизнь» [5] сделал их идеальным аккомпанементом для вокалистов, особенно Lead Belly и Lead Belly. Слепой Уилли МакТелл . [4] 12-струнная гитара с тех пор использовалась в некоторых разновидностях фолка, рока , джаза и популярной музыки . Протеже Lead Belly, Фред Герлах , принес инструмент в мир народной музыки. Первоначально он в основном использовался для аккомпанемента из-за большей трудности выбора или выполнения «бендов» струны на двух струнах. Однако в конце 20-го века некоторые музыканты посвятили себя сольному исполнению на 12-струнной гитаре. [7] Виртуозу Delta Blues Роберту Локвуду-младшему была представлена ​​акустическая 12-струнная гитара ручной работы, сделанная выдающимся японским мастером в конце шестидесятых, и впоследствии она стала предпочтительным инструментом Локвуда.

Электрические 12-струнные гитары [ править ]

Электрические 12-струнные инструменты стали основой поп- и рок-музыки в 1960-х годах. Первыми начали использовать этот инструмент гитаристы из The Wrecking Crew ; в 1963 году Кэрол Кэй использовала переделанную шестиструнную гильдию в хите The Crystals « Then He Kissed Me » [8], а в песне Джеки ДеШаннон « When You Walk in the Room » Глен Кэмпбелл исполнил хорошо известный Фигурка гитары, составленная ДеШанноном, на электрической 12-струнной. [9]

Одной из первых серийных 12-струнных электрических колонок была Bellzouki. [10] Представленный Danelectro в 1961 году по проекту сессионного гитариста Винни Белла , он изначально считался чем-то средним между электрогитарой и бузуки, а не электрической версией традиционной 12-струнной гитары. [11] В Великобритании в 1963 году JMI ненадолго продюсировал Vox Bouzouki, позже выпущенный в Италии как The Vox Tempest XII, [12] который был использован Вик Фликом в хит-сингле Питера и Гордона « A World Without Love » в 1964 году. . [13] В конце 1963, Бернс разработал Double Six, [14] предоставив прототип Хэнку Марвину из The Shadows , который использовал его в ряде песен для саундтрека к фильму Клиффа Ричарда 1964 года « Прекрасная жизнь» ; [15] Двойная шестерка также использовалась в кавер-версии The Searchers на песню Де Шеннона «When You Walk in the Room».

Электрическая 12-струнная получила известность с введением в 1964 г. Рикенбэкер 360 , [9] прославила через Джордж Харрисон «s использование этого на Битлз » альбоме Night трудного дня и многие последующих записях. [16] В 1965 году , вдохновленный Харрисон, Роджер McGuinn сделал Рикенбакер 12-струнной центральное The Byrds » фолк — рок звука, далее популяризировать инструмент. [17] К середине 1960-х годов большинство крупных производителей гитар производили конкурирующие инструменты, в том числе Fender Electric XII (используемый Роем ​​Вудом из Движение ) и Vox Phantom XII (используется Тони Хиксом из The Hollies ). [18] Gretsch , Guild и Gibson также производили электрические 12-струнные модели середины шестидесятых и последующих десятилетий, [9] при этом Gretsch продвигала свои, поставив ряд изготовленных на заказ 12-струнных струн для гитариста The Monkees Майкла Несмита для использовать в сериале The Monkees TV. [19]

Стандартные электрические 12-струнные стали менее популярными с концом американской фолк-рок-сцены в конце шестидесятых; Fender и Gibson прекратили производство 12-струнных версий Electric XII и ES-335 соответственно в 1969 году. [20] [21] Однако с 1970-х годов некоторые гитаристы прогрессивного рока , хард-рока и джазового фьюжн , в первую очередь Джимми Пейдж, из Led Zeppelin , Дон Фелдер из Eagles , Джон Маклафлин из The Mahavishnu Orchestra и Алекс Лайфсон из Rush использовали гитары с двумя грифами. например, Gibson EDS-1275 , с шестиструнным и 12-струнным грифом, для живых выступлений, позволяя легко переходить между различными звуками в середине песни. [22]

Эпоха постпанка конца 70-х — начала 80-х годов ознаменовала возрождение использования 12-струнной электрогитары среди альтернативных рок-, поп- и инди-гитаристов, испытавших влияние шестидесятых. Такие игроки, как Джонни Марр [23] из The Smiths , Дэйв Грегори из XTC , [24] Сюзанна Хофф из The Bangles , [25] Марти Уилсон-Пайпер из Церкви , [26] Питер Бак из REM , и Том Петти и Майк Кэмпбелл из книги Тома Петти и Сердцеедки часто выбирал 12 струн (особенно Rickenbackers) для многих песен. [27]

Дизайн [ править ]

Струны размещаются рядами по две струны в каждой, которые обычно играют вместе. Две струны в каждом из четырех нижних курсов обычно настраиваются на октаву друг от друга, в то время как каждая пара струн в двух верхних курсах настраивается в унисон . Струны, как правило, расположены таким образом, что первая струна каждой пары ударяется по нисходящей струне. Однако Rickenbacker обычно меняет это расположение на своих электрических 12-струнных гитарах. Настройка второй струны в третьем курсе (G) варьируется. Некоторые игроки используют унисонную струну, в то время как большинство предпочитают характерную высокую тональность, колокольчик. -подобное качество октавной струны в этой позиции. Другой распространенный вариант — настроить октавную струну на шестой (самый низкий) курс на две октавы выше нижней струны, а не на одну. Некоторые игроки в поисках отличительного тона или для облегчения игры удаляют сдвоенные струны. Например, удаление верхней октавы из трех басовых партий упрощает воспроизведение текущих басовых партий, но сохраняет дополнительные высокие струны для полных струн. Некоторые производители изготовили 9-струнные инструменты на основе этой установки, в которой либо три нижних курса не дублируются, либо три верхних ряда не дублируются.

Дополнительное натяжение, оказываемое на инструмент сдвоенными струнами, велико, и из-за этой дополнительной нагрузки на шейки и деку 12-струнные гитары долгое время имели репутацию коробящихся после нескольких лет использования. (Это меньше проблем в современных инструментах, построенных после 1970 года) До момента изобретения анкера в 1921 году, 12-струнные гитары часто настроены ниже , чем традиционное EADGBE уменьшить напряжения на приборе. Lead Belly часто использовал настройку low-C, но на некоторых записях его настройки можно распознать как настройки low-B и A. [28] Некоторые 12-струнные гитары имеют нетрадиционные структурные опоры для предотвращения или отсрочки деформации за счет внешнего вида и тона. [ Необходимая цитата ] Чтобы дополнительно уменьшить натяжение струн, 12-струнные гитары, построенные до 1970 года, обычно имели более короткие грифы и длину звукоряда, чем шестиструнные гитары, что делало лады более близко расположенными. Их мосты, особенно в акустических гитарах, имели усиленную пластину большего размера по той же причине.

Достижения в области материалов, дизайна и конструкции таких гитар, сделанные после 1970 года, устранили большую часть этих приспособлений. Современные 12-струнные гитары обычно изготавливаются в тех же размерах и масштабе, что и их шестиструнные аналоги. [29]

Тюнинг [ править ]

Наиболее распространенная настройка, которая сегодня считается стандартной, — это E 3 • E 2 A 3 • A 2 D 4 • D 3 G 4 • G 3 B 3 • B 3 E 4 • E 4 , переход от низшего (шестого) курса к высшему. (первый курс. Lead Belly и некоторые другие исполнители удвоили нижнюю струну на две октавы выше вместо одной, создав третью струну в унисон с верхним курсом.

Некоторые исполнители используют открытые строчки и другие нестандартные гитарные строчки на 12-струнных гитарах. Некоторые исполнители экспериментировали с настройкой двух струн внутри курса на интервалы, отличные от октав или унисонов: джазовые гитаристы, такие как Ральф Таунер ( Орегон ), Ларри Кориелл и Филип Кэтрин , настроили басовый курс своих 12-струнных гитар на верхние квинты и тройки к нижним четвертям вместо октав и унисонов; [30] Майкл Гулезиан настроил струны в двух верхних рядах на полнотонные интервалы (и, возможно, некоторые другие струны на октаву ниже), чтобы получить очень богатый, сложный звук. [31] Чем больше струн, тем больше возможностей.

Читать еще:  Как правильно регулировать анкер на акустической гитаре

Настройка Нэшвилля [ править ]

Nashville Tuning — это способ имитации звука 12-струнной гитары с использованием двух шестиструнных гитар, играющих в унисон. Это достигается заменой четырех нижних струн на одной шестиструнной струне на более высокие октавные струны для этих четырех курсов из 12-струнного набора и настройки этих четырех струн на октаву выше, чем обычная настройка для этих курсов на шестиструнной системе. Двойной трекинг этой гитары с шестиструнной стандартной настройкой обычно используется в студиях звукозаписи для достижения «более чистого» эффекта 12-струнной гитары. [32]

Играет [ править ]

Большее количество струн у 12-струнной гитары и более высокое совокупное натяжение струн усложняют игру обеими руками. Аккорды для фреттинга требуют большей силы, а ширина грифа и дополнительное натяжение струн в совокупности усложняют соло и сгибание струн. Промежуток между курсами с двумя струнами обычно меньше, чем между курсами с одной струной на обычной шестиструнной гитаре, поэтому требуется большая точность с медиатором или кончиком пальца, когда не просто играет аккорды. Следовательно, этот инструмент чаще всего используется для аккомпанемента, хотя несколько музыкантов нашли время, чтобы разработать 12-струнную гитару как сольный инструмент. Плоские соло чаще встречаются с электрическими гитаристами, тогда как некоторые акустические гитаристы, такие как Лео Коттке , адаптировались к ним. фингеринг- приемы на инструменте; такие игроки, как Ральф Таунер, применили классические игровые техники.

My Music News

Настройка прогиба грифа (регулировка анкера)

neck relief

Анкерный стержень выглядит примерно так:

truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

Напряжение струн тянет гриф гитары вверх. Ясно, что напряжение изменяется в зависимости от калибра струн, именно поэтому при смене калибра необходимо подстраивать анкерный стержень.
Затягивание анкерного стержня (анкера) вызывает прогиб противоположенный по направлению прогибу грифа гитары (например, вниз, как показано ниже). Это позволяет скомпенсировать силу струн, тянущих гриф вверх.

truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

Анкер. Компенсация натяжения струн.

Существует множество различных типов анкерных стержней, таких как обычный одинарный анкерный стержень (single truss rod), нерегулируемый анкерный стержень (non-adjustable truss rod), анкер двойного действия (dual action truss rod) и двойной анкерный стержень.
• Одинарный анкер – это анкер, который показан на рисунке выше. Его можно затягивать, тем самым давая грифу обратный прогиб (сгибает гриф вниз, компенсируя силу струн, тянущих гриф вверх).
• Нерегулируемый анкерный стержень ставится в некоторые гитары (хотя и не так распространен) и обеспечивает только укрепление грифа.
• Анкер двойного действия может быть использован, чтобы дать грифу гитары обратный прогиб, но так же может быть использован, для прямого прогиба грифа (прогиба вверх).
• Двойной анкер – это когда в грифе находятся два анкерных стрежня. Таким образом, анкерными стержнями может быть дано большее усилие. Такой анкер используется в гитарах с сильным натяжением струн, например 5-струнным бас или 12-струнная гитары.
В основном струны на гитары колеблются, как бы по овалу. Это означает, что в середине струны колеблются с бОльшей амплитудой. Это можно наблюдать на звучащей открытой струне. Поэтому, должны быть такая вещь, как «рельеф». Он представляет собой выгиб (или прогиб) верхней половины грифа. Этот прогиб предотвращает контакт струн с ладами при игре (дребезг струн). Ниже приведены гутрированные для наглядности диаграммы показывающие, что имеется ввиду.

truss rod_just_right, truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

Ослабленный анкерный стержень

На этом примере анкерный стержень слишком ослаблен. И рельеф (прогиб) грифа слишком сильный и расстояние между струнами и ладами слишком большое. Это может вызвать затруднения при зажатии струн на определенных ладах. Такой рельеф (прогиб) должен быть немедленно отрегулирован.

truss rod_too_tight, truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

Это пример перетянутого анкерного стержня (обратный прогиб). Такой рельеф (прогиб) обычно не реален. Это означает, что даже открытее струны будут цеплять за лады, вызывая дребезг и звучать они, соответственно, не будут. Надо регулировать.

truss rod_just_right, truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

Нормальный прогиб грифа

Не существует такой вещи, как идеальный рельеф (прогиб) грифа гитары. Он зависит от отстройки гитары, стиля игры etc… Грубую оценку прогиба грифа можно провести, если зажать струн на 1-м ладу и на том ладу, где гриф крепится к корпусу. На примере моей гитары, это место показано стрелкой.

truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

Зажав эти два лада, нужно проверить расстояние между струной и верхом 7-го лада, где прогиб грифа должен быть самым большим. Это общий пример того, каким образом можно оценить рельеф (прогиб) грифа вашей гитары. Если струна лежит на 7-м лады и нет никакого зазора, то у вас абсолютно прямой гриф или обратный прогиб грифа. Это значит, что нужно регулировать анкерный стержень.

Так же существует и другой, но похожий способ.

Для того, чтобы измерить правильность прогиба грифа, можно воспользоваться полуметровой или белее стальной прямой полоской или линейкой, поместив ее в центр грифа вдоль его длины. При этом гитара должна быть настроена, и быть в игровой позиции вас на коленях, как будто вы собираетесь играть. Если проделать эту процедуру с лежащей на спинке гитарой, то гриф будет в неестественном состоянии. Сила тяжести и, возможно, скошенная голова грифа вызовет несколько другой прогиб, сбивая измерения, которые вы пытаетесь сделать.

Удостоверьтесь, что один конец линейки касается центра первого лада, а другой – последнего.
Теперь замерьте зазор между линейкой и 7-м ладом. Если он меньше 0,15 – 0,2 мм, придется поворачивать гайку анкерного стержня против часовой стрелки, тем самым ослабляя анкер. Крутить следует медленно и осторожно не более 1/10 – 1/4 поворота за раз, каждый раз перепроверяя прогиб. Каждый раз делая поворот гайки, оставьте гитару ненадолго в покое (15-20 мин). Т.к. дерево имеет инерцию, то изменения прогиба могут быть и не видны сразу, для этого и стоит делать паузу.
Если же ваша проверка показала, что зазор на 7-м ладу больше чем 0,4-0,5 мм, то нужно затягивать анкерный стержень, крутя гайку описанным выше способом, но по часовой стрелке. Запомните, что крутить надо осторожно не более 1/10 – 1/4 поворота за раз, каждый раз перепроверяя прогиб.
Хотя, повторюсь, что величина зазора дана для примера, правильный прогиб грифа будет зависеть от ваших личных привычек и предпочтений.

Ниже приведены фотографии наиболее распространенных мест расположения гайки анкерного стрежня на гитаре.

truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

На многих гитарах вы найдете анкерный стержень под крышечкой на голове грифа

truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

Вид стандартной гайки анкерного стержня под ключ Аллена (Allen wrench)

truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

На некоторых гитарах вы найдете регулировочную гайку анкерного стержня на другом конце грифа, это значит, что бы настроить прогиб грифа вам придется снять гриф с гитары

truss rod loose, анкерный стерержень, анкерный болт, анкер, настройка грифа, настройка анкера

На этой картинке изображены наиболее распространенные инструменты для регулировки анкерного стержня: ключ Аллена – слева, и бочкообразный ключ – справа. Если же вы настраиваете прогиб грифа с анкером «как на старых Стратах», то вам понадобится плоская отвертка.

Вообще говоря, не рекомендуется регулировать анкерный стержень, если вы четко не уверены, в том что знаете, что делаете. Я бы посоветовал доверить это профессионалам. И я не несу ответственности при любом ущербе и повреждениях связанных с регулировкой прогиба грифа.

12 струнная гитара регулировка грифа

phone+7(911) 713-50-14
mailjames_wd@mail.ru

Топ 6 причин почему гитара не строит, не держит строй

мыслитель с гитарой

Для начала хочу определиться с терминологией. Очень часто под запросом «почему не строит» подразумевается именно «не держит строй».

Итак, гитара не строит — это означает, что гитара строит на открытых струнах, но не строит по ладам.

Совсем другое дело, когда гитара не держит строй. Это значит , что при настройке каждой следующей струны убегает предыдущая.

Почему гитара не строит

Тут конечно есть варианты:

  • У гитары не отстроена рабочая длина (мензура), расстояние от верхнего порожка до нижнего.
  • Во время разметки грифа была допущена ошибка, т.е. Лады находятся не на своих местах.
  • Так же играет роль звукоизвлечение, сильный прижим струны ведёт к её перетягиванию от чуть выше до конкретно выше.
  • Так же причиной нестроя часто является износ ладов. У правильно подготовленного к работе лада точка контакта со струной находится по середине шляпки лада, а сам лад должен быть полукруглой формы (независимо от мнения некоторых специалистов). У изношенного лада на верхушке шляпки появляется вмятина либо при частичной обработке появляется плоскость, которая смещает точку касания со струной немного назад, к головке грифа. Это тоже ведёт к нестрою.

Почему гитара не держит строй

И вот мы подошли к основной теме, почему все-таки не держит строй.

Причина первая. Неправильный процесс настройки гитары

Изначально не правильно установлены струны на колки. При установки струны нужно сделать петельку, захлёст, и далее струна прижимает сама себя.

как неправильнонатягивать струны на колки

как правильно натягивать струны

А так правильно.

Причина вторая. Струны.

В эту категорию относятся все случаи, которые связаны со струнами.

Прежде всего новые струны. При смене струн нельзя забывать, что новые струны растягиваются. Тут им имеет смысл помочь, т. е. настроить — побендить (потянуть), настроить- потянуть. И так несколько раз. Настраиваю по тюнеру вы будете видеть как уменьшается разница между настраиваемой струной и эталонным звучанием.

Читать еще:  Что использовать для регулировки яркости ламп

Иногда можно встретить совет настроить на тон-два выше. Я бы не рекомендовал это делать, как и настроить вечером и отставить до утра, а за ночь струны усядутся сами. Не усядутся.

Старые струны, усталость металла. Усталость материала — процесс постепенного накопления повреждений под действием переменных (часто циклических) напряжений, приводящий к изменению свойств материала, образованию трещин, их развитию и разрушению материала за указанное время.

Вспоминаем физику из школьного курса, закон Гука. Струна прекрасно себя чувствует (и мы себя тоже вместе с ней), пока находимся на линейном участке зависимости. При накоплении повреждений, деформация становится необратимой, геометрические параметры струны меняются, причем процесс опять таки нелинейный. В такой ситуации ни о каком строе речи не идет. Я уж не буду говорить тут о тембральном изменении звука. Ну или говоря проще струна слишком растянута, да и начинает ржаветь от пота с рук ( к сожалению это человеческая физиология). Плюс грязь, которая прилипает к струнам, особенно между витков толстых струн.

Некачественные струны. Не только усталость материала может выбросить нас за пределы линейной области закона Гука. Это так же могут быть примеси металла, нарушения технологии изготовления (микротрещины, переменная ширина и т.д). Струна, имеющая разную толщину просто физически не может строить по ладам на ровной гитаре с нормальной мензурой и ладами. Т.е. слишком долго находящиеся на складах струны с получившей повреждение упаковкой, что ведёт к окислению, возможны физические повреждения струн — вмятины. Ну или попросту подделки.

Неправильно натянутые струны. Струна закручивается в спираль вокруг продольной оси. Чаще всего бывает, когда уже юзаные струны используют ещё раз. Например струны сняли, гитару почистили и поставили заново.

Причина третья. Геометрия гитары

Гриф имеет плоскость, отличную эталонной. Т.е. гриф винтом или S образный. Это чаще связано с температурными режимами. Например гитару сделали в Калифорнии, где тепло, затем привезли, скажем в Питер, где часто холодно и сыро.

Причина четвёртая. Слишком высоко подняты струны

Если струны отдалены на расстояние 3-5 мм от 12 лада, то гитара, даже если она хорошо строит на верхних ладах, перестаёт строить в средней и особенно в нижней части.

Причина пятая. Смена температурного режима

При переходе с холода в теплое помещение строй ползет вверх.

Эта причина сводится к изменению размера под действием температуры. Тела при нагревании растягиваются, при охлаждении сжимаются. При смене погодных условий древесина тем или иным способом реагирует,т.е. Гриф гнёт в низ или в верх.

Причина шестая. Колки

У дешёвых колков может быть маленькое передаточное число( количество зубьев на шестерне). При лёгком повороте головки колка струны наматывается слишком много и в результате получается промах в настройке. Люфт, плохой контакт между шестернёй и червяком. Ну и наконец старые, изношенные колки. В конце-концов все съёмные металлические части являются расходниками и предполагают периодическую замену.

Знаете другие причины? С удовольствием обсудим в комментариях.

Вы перепробовали все, но ваша гитара все равно не строит? Приносите мне на диагностику.

Следующую свои статью хочу посвятить советам, как избежать большинства проблем, связанный с отсутствием строя у гитары.

12 струнная гитара регулировка грифа

Регулировка прогиба грифа

В грифе гитары находится металлический стержень. Он называется «анкерный стержень» (или просто «анкер») и позволяет регулировать прогиб грифа гитары, если нужно сменить калибр струн, или при резком изменении температуры и влажности, например, при перевозки гитары из одной страны в другую или при наступлении зимы (в квартирах начинают топить, что приводит к сухости воздуха).

Анкерный стержень выглядит примерно так:

/>
Анкерный стержень

Напряжение струн тянет гриф гитары вверх. Ясно, что напряжение изменяется в зависимости от калибра струн, именно поэтому при смене калибра необходимо подстраивать анкерный стержень.

Затягивание анкерного стержня (анкера) вызывает прогиб противоположенный по направлению прогибу грифа гитары (например, вниз, как показано ниже). Это позволяет скомпенсировать силу струн, тянущих гриф вверх.

/>
Анкер. Компенсация натяжения струн.

Существует множество различных типов анкерных стержней, таких как обычный одинарный анкерный стержень (single truss rod), нерегулируемый анкерный стержень (non-adjustable truss rod), анкер двойного действия (dual action truss rod) и двойной анкерный стержень.

• Одинарный анкер – это анкер, который показан на рисунке выше. Его можно затягивать, тем самым давая грифу обратный прогиб (сгибает гриф вниз, компенсируя силу струн, тянущих гриф вверх).
• Нерегулируемый анкерный стержень ставится в некоторые гитары (хотя и не так распространен) и обеспечивает только укрепление грифа.
• Анкер двойного действия может быть использован, чтобы дать грифу гитары обратный прогиб, но так же может быть использован, для прямого прогиба грифа (прогиба вверх).
• Двойной анкер – это когда в грифе находятся два анкерных стрежня. Таким образом, анкерными стержнями может быть дано большее усилие. Такой анкер используется в гитарах с сильным натяжением струн, например 5-струнным бас или 12-струнная гитары.

В основном струны на гитары колеблются, как бы по овалу. Это означает, что в середине струны колеблются с бОльшей амплитудой. Это можно наблюдать на звучащей открытой струне. Поэтому, должны быть такая вещь, как «рельеф». Он представляет собой выгиб (или прогиб) верхней половины грифа. Этот прогиб предотвращает контакт струн с ладами при игре (дребезг струн). Ниже приведены гутрированные для наглядности диаграммы показывающие, что имеется ввиду.


Ослабленный анкерный стержень

На этом примере анкерный стержень слишком ослаблен. И рельеф (прогиб) грифа слишком сильный и расстояние между струнами и ладами слишком большое. Это может вызвать затруднения при зажатии струн на определенных ладах. Такой рельеф (прогиб) должен быть немедленно отрегулирован.


Перетянутый анкер

Это пример перетянутого анкерного стержня (обратный прогиб). Такой рельеф (прогиб) обычно не реален. Это означает, что даже открытее струны будут цеплять за лады, вызывая дребезг и звучать они, соответственно, не будут. Надо регулировать.


Нормальный прогиб грифа

Не существует такой вещи, как идеальный рельеф (прогиб) грифа гитары. Он зависит от отстройки гитары, стиля игры etc… Грубую оценку прогиба грифа можно провести, если зажать струн на 1-м ладу и на том ладу, где гриф крепится к корпусу. На примере моей гитары, это место показано стрелкой.


Прижать здесь

Зажав эти два лада, нужно проверить расстояние между струной и верхом 7-го лада, где прогиб грифа должен быть самым большим. Это общий пример того, каким образом можно оценить рельеф (прогиб) грифа вашей гитары. Если струна лежит на 7-м лады и нет никакого зазора, то у вас абсолютно прямой гриф или обратный прогиб грифа. Это значит, что нужно регулировать анкерный стержень.

Так же существует и другой, но похожий способ.
Для того, чтобы измерить правильность прогиба грифа, можно воспользоваться полуметровой или белее стальной прямой полоской или линейкой, поместив ее в центр грифа вдоль его длины. При этом гитара должна быть настроена, и быть в игровой позиции вас на коленях, как будто вы собираетесь играть. Если проделать эту процедуру с лежащей на спинке гитарой, то гриф будет в неестественном состоянии. Сила тяжести и, возможно, скошенная голова грифа вызовет несколько другой прогиб, сбивая измерения, которые вы пытаетесь сделать.

Удостоверьтесь, что один конец линейки касается центра первого лада, а другой – последнего.
Теперь замерьте зазор между линейкой и 7-м ладом. Если он меньше 0,15 – 0,2 мм, придется поворачивать гайку анкерного стержня против часовой стрелки, тем самым ослабляя анкер. Крутить следует медленно и осторожно не более 1/10 – 1/4 поворота за раз, каждый раз перепроверяя прогиб. Каждый раз делая поворот гайки, оставьте гитару ненадолго в покое (15-20 мин). Т.к. дерево имеет инерцию, то изменения прогиба могут быть и не видны сразу, для этого и стоит делать паузу.

Если же ваша проверка показала, что зазор на 7-м ладу больше чем 0,4-0,5 мм, то нужно затягивать анкерный стержень, крутя гайку описанным выше способом, но по часовой стрелке. Запомните, что крутить надо осторожно не более 1/10 – 1/4 поворота за раз, каждый раз перепроверяя прогиб.

Хотя, повторюсь, что величина зазора дана для примера, правильный прогиб грифа будет зависеть от ваших личных привычек и предпочтений.

Ниже приведены фотографии наиболее распространенных мест расположения гайки анкерного стрежня на гитаре.


На многих гитарах вы найдете анкерный стержень под крышечкой на голове грифа


Вид стандартной гайки анкерного стержня под ключ Аллена (Allen wrench)


На некоторых гитарах вы найдете регулировочную гайку анкерного стержня на другом конце грифа, это значит, что бы настроить прогиб грифа вам придется снять гриф с гитары


Регулировочные ключи

На этой картинке изображены наиболее распространенные инструменты для регулировки анкерного стержня: ключ Аллена – слева, и бочкообразный ключ – справа. Если же вы настраиваете прогиб грифа с анкером «как на старых Стратах», то вам понадобится плоская отвертка.

Вообще говоря, не рекомендуется регулировать анкерный стержень, если вы четко не уверены, в том что знаете, что делаете. Я бы посоветовал доверить это профессионалам. И я не несу ответственности при любом ущербе и повреждениях связанных с регулировкой прогиба грифа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector